Административно правовой статус государственного служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно правовой статус государственного служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе сотрудников органов внутренних дел
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Административно-правовой статус государственных служащих был и остается актуальной темой для научных изысканий ученых-административистов на протяжении не одного десятилетия, что обусловлено вполне объективными причинами. Государственное управление напрямую зависит от аппарата государственных служащих, способность которых успешно, квалифицированно, на высоком профессиональном уровне решать поставленные перед ними задачи предопределяет развитие государства в целом.
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Административно-правовой статус государственных служащих был и остается актуальной темой для научных изысканий ученых-административистов на протяжении не одного десятилетия, что обусловлено вполне объективными причинами. Государственное управление напрямую зависит от аппарата государственных служащих, способность которых успешно, квалифицированно, на высоком профессиональном уровне решать поставленные перед ними задачи предопределяет развитие государства в целом.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования института ротации на государственной службе иных видов
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)1. Дзюбровская Л.В. Совершенствование административно-правового статуса государственных служащих таможенных органов в России / Л.В. Дзюбровская // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 73 - 74.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)1. Дзюбровская Л.В. Совершенствование административно-правового статуса государственных служащих таможенных органов в России / Л.В. Дзюбровская // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 73 - 74.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При рассмотрении данной задачи вначале нужно дать краткую характеристику термина "сфера административных и иных публичных правоотношений". В эту сферу традиционно включаются: 1) отношения, которые возникают при установлении и соблюдении правовых режимов публичного управления (например, учреждение административных органов и иных органов публичного управления; учреждение органов публичной власти федеральных территорий, а также органов местного самоуправления; издание нормативных и ненормативных правовых актов; учреждение системы и порядка осуществления государственного контроля (надзора), формирование системы и видов государственной службы, а также реализация правового статуса государственных служащих; административная конфликтология); 2) отношения, возникающие в результате принятия незаконных решений (или совершения действий (бездействия)) органами публичной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, обладающими административными властными полномочиями по отношению к физическим лицам и организациям. Доктринальный и структурный теоретико-правовые анализы сферы административных и иных публичных правоотношений осуществляются посредством методов административно-правового регулирования. Сфера административных и иных публичных правоотношений отражает особенности правовой среды и юридической действительности, где действуют нормы публичного права, которые устанавливают порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров; реализация отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, административные дела об оспаривании - главнейшие характеристики предмета регулирования КАС РФ, отражающие особенности правовой среды, в которой действуют административно-правовые нормы, устанавливающие порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров. Спорность и характер спорности публичного правоотношения - особенности сферы административных и иных публичных правоотношений (ч. 3 ст. 135 КАС РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 38 КАС РФ административный спор - это спор, возникающий из административных или иных публичных правоотношений (см. также ч. 2 ст. 41 КАС РФ). Как известно, предметом административного спора могут являться права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений. Часть 4 ст. 4 КАС РФ отмечает такую характеристику сферы административных и иных публичных правоотношений, как основанность на властном подчинении одной стороны другой. "Административный или иной публичный спор" (ч. 3 ст. 4 КАС РФ) есть фактически причина и основание для начала судебных процедур в системе административного судопроизводства. КАС РФ наряду с термином "сфера административных и иных публичных правоотношений" устанавливает и понятие "публичная сфера" (ч. 1 ст. 5 КАС РФ). Для указанной сферы публичных правоотношений КАС РФ выделяет в качестве важнейшей характеристики спорность данных правоотношений (ч. 2 ст. 5 КАС РФ). Среди участвующих в административном деле лиц могут быть органы или должностные лица, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС РФ). Таким образом, наличие контрольно-надзорных функций и иных публичных функций является характеристикой сферы административных и иных полномочий. Наконец, сфера административных и иных публичных правоотношений содержит в качестве важнейшего признака обеспечение публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ), то есть законом гарантируется в соответствующих случаях защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При рассмотрении данной задачи вначале нужно дать краткую характеристику термина "сфера административных и иных публичных правоотношений". В эту сферу традиционно включаются: 1) отношения, которые возникают при установлении и соблюдении правовых режимов публичного управления (например, учреждение административных органов и иных органов публичного управления; учреждение органов публичной власти федеральных территорий, а также органов местного самоуправления; издание нормативных и ненормативных правовых актов; учреждение системы и порядка осуществления государственного контроля (надзора), формирование системы и видов государственной службы, а также реализация правового статуса государственных служащих; административная конфликтология); 2) отношения, возникающие в результате принятия незаконных решений (или совершения действий (бездействия)) органами публичной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, обладающими административными властными полномочиями по отношению к физическим лицам и организациям. Доктринальный и структурный теоретико-правовые анализы сферы административных и иных публичных правоотношений осуществляются посредством методов административно-правового регулирования. Сфера административных и иных публичных правоотношений отражает особенности правовой среды и юридической действительности, где действуют нормы публичного права, которые устанавливают порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров; реализация отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, административные дела об оспаривании - главнейшие характеристики предмета регулирования КАС РФ, отражающие особенности правовой среды, в которой действуют административно-правовые нормы, устанавливающие порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров. Спорность и характер спорности публичного правоотношения - особенности сферы административных и иных публичных правоотношений (ч. 3 ст. 135 КАС РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 38 КАС РФ административный спор - это спор, возникающий из административных или иных публичных правоотношений (см. также ч. 2 ст. 41 КАС РФ). Как известно, предметом административного спора могут являться права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений. Часть 4 ст. 4 КАС РФ отмечает такую характеристику сферы административных и иных публичных правоотношений, как основанность на властном подчинении одной стороны другой. "Административный или иной публичный спор" (ч. 3 ст. 4 КАС РФ) есть фактически причина и основание для начала судебных процедур в системе административного судопроизводства. КАС РФ наряду с термином "сфера административных и иных публичных правоотношений" устанавливает и понятие "публичная сфера" (ч. 1 ст. 5 КАС РФ). Для указанной сферы публичных правоотношений КАС РФ выделяет в качестве важнейшей характеристики спорность данных правоотношений (ч. 2 ст. 5 КАС РФ). Среди участвующих в административном деле лиц могут быть органы или должностные лица, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС РФ). Таким образом, наличие контрольно-надзорных функций и иных публичных функций является характеристикой сферы административных и иных полномочий. Наконец, сфера административных и иных публичных правоотношений содержит в качестве важнейшего признака обеспечение публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ), то есть законом гарантируется в соответствующих случаях защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Статья: Условия и факторы эффективности применения дисциплинарных взысканий на государственной службе
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)На знание адресатом правовых предписаний как фактор их эффективности неоднократно указывали разные ученые <11>. Наличие данного фактора связано со спецификой административно-правового статуса государственного служащего <12>. Вместе с тем следует учитывать, что имеющиеся у государственного служащего правовые знания могут быть направлены им не на предотвращение правонарушений, а использоваться для их совершения. При этом знание о мягкости налагаемых взысканий может сыграть провоцирующую роль <13> в несоблюдении норм государственно-служебного законодательства. Поэтому определяющими факторами здесь будут направленность познания государственным служащим соответствующих правовых норм, а также его психические установки.
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)На знание адресатом правовых предписаний как фактор их эффективности неоднократно указывали разные ученые <11>. Наличие данного фактора связано со спецификой административно-правового статуса государственного служащего <12>. Вместе с тем следует учитывать, что имеющиеся у государственного служащего правовые знания могут быть направлены им не на предотвращение правонарушений, а использоваться для их совершения. При этом знание о мягкости налагаемых взысканий может сыграть провоцирующую роль <13> в несоблюдении норм государственно-служебного законодательства. Поэтому определяющими факторами здесь будут направленность познания государственным служащим соответствующих правовых норм, а также его психические установки.
Статья: Концептуальные подходы совершенствования института административной ответственности в механизме административно-правового воздействия (к 80-летию доктора юридических наук, профессора В.Е. Севрюгина)
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В поддержку нового концептуального подхода в разрешении проблемы административной ответственности выступают и другие административисты. Понимая несостоятельность концепции административной ответственности, разработанной еще в период существования СССР, К.С. Бельский также пишет, что "административное наказание - не единственная мера, а только одна из мер института административной ответственности" <25>. О соотношении позитивной и негативной ответственности применительно к административно-правовому статусу государственных и муниципальных служащих в одной из научных статей пишут С.Н. Братановский и М.Ф. Зеленов <26>. По их мнению, применительно к данной категории служащих речь должна идти не о позитивной и негативной ответственности, а о формализованных и неформализованных составах правонарушения. При этом всякое недобросовестное исполнение служебных обязанностей необходимо рассматривать как дисциплинарный проступок, и все должно сводиться к формированию и утверждению "правил, стандартов и требований служебного поведения".
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В поддержку нового концептуального подхода в разрешении проблемы административной ответственности выступают и другие административисты. Понимая несостоятельность концепции административной ответственности, разработанной еще в период существования СССР, К.С. Бельский также пишет, что "административное наказание - не единственная мера, а только одна из мер института административной ответственности" <25>. О соотношении позитивной и негативной ответственности применительно к административно-правовому статусу государственных и муниципальных служащих в одной из научных статей пишут С.Н. Братановский и М.Ф. Зеленов <26>. По их мнению, применительно к данной категории служащих речь должна идти не о позитивной и негативной ответственности, а о формализованных и неформализованных составах правонарушения. При этом всякое недобросовестное исполнение служебных обязанностей необходимо рассматривать как дисциплинарный проступок, и все должно сводиться к формированию и утверждению "правил, стандартов и требований служебного поведения".
Статья: Теоретические основы привлечения сотрудников МФЦ к административной ответственности: проблемы и пути решения
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)6. Кулешов Г.Н., Марьян А.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения статуса государственного служащего как субъекта административного права // Административное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 29.
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)6. Кулешов Г.Н., Марьян А.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения статуса государственного служащего как субъекта административного права // Административное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 29.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) основы административно-правового статуса государственных служащих в Российской Федерации;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) основы административно-правового статуса государственных служащих в Российской Федерации;