Административно-правовой статус общественных объединений
Подборка наиболее важных документов по запросу Административно-правовой статус общественных объединений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые и организационные основы участия научной общественности в выработке государственной политики в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)<14> Савина Л.В. Молодежные общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 122 с.; Шкуркин С.И. Административно-правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности в сфере охраны общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 162 с.; Афоничкин С.Н. Организация сотрудничества исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 228 с.; Ищенко С.А. Организационно-правовые проблемы управления общественными объединениями в российском и международном спортивном движении: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 314 с.; Будак С.Д. Конституционно-правовой статус общественных экологических объединений в России: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 212 с.
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)<14> Савина Л.В. Молодежные общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 122 с.; Шкуркин С.И. Административно-правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности в сфере охраны общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 162 с.; Афоничкин С.Н. Организация сотрудничества исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 228 с.; Ищенко С.А. Организационно-правовые проблемы управления общественными объединениями в российском и международном спортивном движении: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 314 с.; Будак С.Д. Конституционно-правовой статус общественных экологических объединений в России: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 212 с.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)На основе указанного западноевропейского подхода к пониманию активных субъектов административного права в современной российской публично-правовой науке в последнее время также получила развитие концепция юридического лица публичного права, выделения и категорирования публичных субъектов административных правоотношений. Все юридические лица как субъекты административного права в зависимости от наличия у них публичного элемента подразделяются на следующие группы: 1) юридические лица частного права (действуют в своих собственных интересах); 2) смешанные юридические лица (действуют в определенных целях публичного характера и могут наделяться для этого отдельными властными полномочиями); 3) юридические лица, осуществляющие функции органов государственной власти <1>. При этом под юридическим лицом публичного права в целом обобщенно понимается публично-правовое образование (организация), созданное для реализации общественно значимых целей, функционирующее в рамках правового режима, определяемого на основе норм публичного права <2>. К юридическим лицам публичного права (публичным юридическим лицам) относят, в частности, органы публичной власти (государственные органы и органы местного самоуправления), публичные (государственные и муниципальные) учреждения, публичные корпорации, общественные объединения <3>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)На основе указанного западноевропейского подхода к пониманию активных субъектов административного права в современной российской публично-правовой науке в последнее время также получила развитие концепция юридического лица публичного права, выделения и категорирования публичных субъектов административных правоотношений. Все юридические лица как субъекты административного права в зависимости от наличия у них публичного элемента подразделяются на следующие группы: 1) юридические лица частного права (действуют в своих собственных интересах); 2) смешанные юридические лица (действуют в определенных целях публичного характера и могут наделяться для этого отдельными властными полномочиями); 3) юридические лица, осуществляющие функции органов государственной власти <1>. При этом под юридическим лицом публичного права в целом обобщенно понимается публично-правовое образование (организация), созданное для реализации общественно значимых целей, функционирующее в рамках правового режима, определяемого на основе норм публичного права <2>. К юридическим лицам публичного права (публичным юридическим лицам) относят, в частности, органы публичной власти (государственные органы и органы местного самоуправления), публичные (государственные и муниципальные) учреждения, публичные корпорации, общественные объединения <3>.
Нормативные акты
"Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032700.00 Юриспруденция с дополнительной специальностью. Квалификация - учитель права и (в соответствии с дополнительной специальностью). Регистрационный N 362 пед/сп"
(утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)4. Требования к обязательному минимуму содержания
(утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)4. Требования к обязательному минимуму содержания
"Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540400 - Социально-экономическое образование. Степень (квалификация) - бакалавр социально-экономического образования. Регистрационный N 289 пед/бак"
(утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)4. Требования к обязательному минимуму содержания
(утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)4. Требования к обязательному минимуму содержания
Статья: Основы административно - правового статуса государственных учреждений
(Минашкин А.В.)
("Право и экономика", N 1, 2003)Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правоотношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно - правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно - правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно - правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления <*>. Таким образом, каждый, кто наделен нормами административного права соответствующими правами и обязанностями в рассматриваемой сфере, является субъектом административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно - правовых отношений. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно - правовой статус каждого из них <**>.
(Минашкин А.В.)
("Право и экономика", N 1, 2003)Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правоотношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно - правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно - правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно - правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления <*>. Таким образом, каждый, кто наделен нормами административного права соответствующими правами и обязанностями в рассматриваемой сфере, является субъектом административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно - правовых отношений. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно - правовой статус каждого из них <**>.
Статья: Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и определению структуры
(Редкоус М.В., Кулишов Д.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2013, N 10)А.П. Алехин оперирует понятием "административно-правовое положение гражданина Российской Федерации", которое представляет собой "систему его прав, свобод и обязанностей, закрепленную нормами административного права и их гарантий, в том числе их защиту государством и местным самоуправлением, а также отдельными институтами гражданского общества (некоторыми общественными объединениями, обществами защиты прав потребителей и др.). По мнению А.П. Алехина, структура административно-правового положения гражданина РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г) организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также исполнение возложенных на них нормами административного права обязанностей <44>.
(Редкоус М.В., Кулишов Д.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2013, N 10)А.П. Алехин оперирует понятием "административно-правовое положение гражданина Российской Федерации", которое представляет собой "систему его прав, свобод и обязанностей, закрепленную нормами административного права и их гарантий, в том числе их защиту государством и местным самоуправлением, а также отдельными институтами гражданского общества (некоторыми общественными объединениями, обществами защиты прав потребителей и др.). По мнению А.П. Алехина, структура административно-правового положения гражданина РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г) организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также исполнение возложенных на них нормами административного права обязанностей <44>.
Статья: Актуальные проблемы совершенствования государственного контроля за деятельностью религиозных объединений
(Рубашкин В.В.)
("Административное право и процесс", 2016, N 10)<3> См., напр.: Бубнов С.В. Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Куприянов Ф.А. Государственный контроль за религиозными объединениями в Российской Федерации (административно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
(Рубашкин В.В.)
("Административное право и процесс", 2016, N 10)<3> См., напр.: Бубнов С.В. Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Куприянов Ф.А. Государственный контроль за религиозными объединениями в Российской Федерации (административно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
"Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник"
(под ред. М.А. Лапиной)
("ВГНА Минфина России", 2012)1. Индивидуальные субъекты - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях).
(под ред. М.А. Лапиной)
("ВГНА Минфина России", 2012)1. Индивидуальные субъекты - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях).
Статья: Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в системе некоммерческих организаций: административно-правовой аспект
(Дегтярева А.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 10)Изначально в Федеральном законе N 7-ФЗ не предусматривалось специфики НКО, получающих финансирование из иностранных источников. Впоследствии, в связи с произошедшими в отдельных странах ближнего зарубежья так называемыми цветными революциями, в которых принимали активное участие НКО, финансируемые зарубежными инвесторами, был принят Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <14>. В нем были предусмотрены отдельные меры, направленные на ограничение воздействия международных и зарубежных организаций на состояние национальной безопасности Российской Федерации. В частности, были ограничены создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями; исключена возможность учреждения НКО иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также членства и участия в них данных лиц; установлена обязанность общественных объединений информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых от иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства финансовых средств и другого имущества, о целях их использования или расходования и/или об их фактическом использовании или расходовании; введено понятие иностранной некоммерческой неправительственной организации и определены особенности ее административно-правового статуса.
(Дегтярева А.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 10)Изначально в Федеральном законе N 7-ФЗ не предусматривалось специфики НКО, получающих финансирование из иностранных источников. Впоследствии, в связи с произошедшими в отдельных странах ближнего зарубежья так называемыми цветными революциями, в которых принимали активное участие НКО, финансируемые зарубежными инвесторами, был принят Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <14>. В нем были предусмотрены отдельные меры, направленные на ограничение воздействия международных и зарубежных организаций на состояние национальной безопасности Российской Федерации. В частности, были ограничены создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями; исключена возможность учреждения НКО иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также членства и участия в них данных лиц; установлена обязанность общественных объединений информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых от иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства финансовых средств и другого имущества, о целях их использования или расходования и/или об их фактическом использовании или расходовании; введено понятие иностранной некоммерческой неправительственной организации и определены особенности ее административно-правового статуса.
Статья: Элементы административно-правовой защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в обеспечении обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2019, N 3)Средства административно-правовой защиты могут применяться при наличии правового спора либо без такового (например, при необходимости установления юридических фактов и реализации возникающих прав и законных интересов, чему сопутствует применение мер государственного принуждения). Такие средства могут быть юрисдикционными (при разрешении споров и применении мер государственного принуждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, судами, иными государственными органами) и неюрисдикционными (применяемыми гражданами самостоятельно, иными лицами и их объединениями, организациями), применяемыми в судебном (подача искового заявления, административного искового заявления, выступление в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении) и внесудебном порядках. Последние при этом могут быть процессуальными (обращение с жалобой, заявлением, предложением) и непроцессуальными (деятельность граждан, общественных объединений, государственных (муниципальных) органов, парламентский контроль, прокурорский надзор и др.). Кроме того, средства административно-правовой защиты могут быть классифицированы в зависимости от административно-правового статуса участвующих граждан (в составе либо вне состава военной организации государства), могут быть связаны с признанием административно-правового статуса (в том числе в случае его лишения) или реализацией прав и законных интересов, по характеру нарушенных прав и законных интересов (материальные, нематериальные), по субъекту защиты (индивидуальные, коллективные), по характеру обращения за защитой (прямые, опосредованные (через офицерские собрания, ветеранские организации, общественные организации)), по целям (реализация неиспользуемых прав, восстановление положения, существовавшего до нарушения прав и законных интересов, и т.д.) и др.
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2019, N 3)Средства административно-правовой защиты могут применяться при наличии правового спора либо без такового (например, при необходимости установления юридических фактов и реализации возникающих прав и законных интересов, чему сопутствует применение мер государственного принуждения). Такие средства могут быть юрисдикционными (при разрешении споров и применении мер государственного принуждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, судами, иными государственными органами) и неюрисдикционными (применяемыми гражданами самостоятельно, иными лицами и их объединениями, организациями), применяемыми в судебном (подача искового заявления, административного искового заявления, выступление в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении) и внесудебном порядках. Последние при этом могут быть процессуальными (обращение с жалобой, заявлением, предложением) и непроцессуальными (деятельность граждан, общественных объединений, государственных (муниципальных) органов, парламентский контроль, прокурорский надзор и др.). Кроме того, средства административно-правовой защиты могут быть классифицированы в зависимости от административно-правового статуса участвующих граждан (в составе либо вне состава военной организации государства), могут быть связаны с признанием административно-правового статуса (в том числе в случае его лишения) или реализацией прав и законных интересов, по характеру нарушенных прав и законных интересов (материальные, нематериальные), по субъекту защиты (индивидуальные, коллективные), по характеру обращения за защитой (прямые, опосредованные (через офицерские собрания, ветеранские организации, общественные организации)), по целям (реализация неиспользуемых прав, восстановление положения, существовавшего до нарушения прав и законных интересов, и т.д.) и др.
"Административное право Российской Федерации: Курс лекций"
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Тема 8. Административно-правовой статус предприятий,
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Тема 8. Административно-правовой статус предприятий,
"Управление градостроительным комплексом в России (административно-правовой аспект)"
(Братановский С.Н., Ерхов А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)2) объектом административного надзора является неопределенный круг лиц, который можно несколько систематизировать в зависимости от юридического состояния и административно-правового статуса поднадзорных объектов:
(Братановский С.Н., Ерхов А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)2) объектом административного надзора является неопределенный круг лиц, который можно несколько систематизировать в зависимости от юридического состояния и административно-правового статуса поднадзорных объектов:
Статья: Понятие и признаки методов административно-правового воздействия
(Осинцев Д.В.)
("Юридический мир", 2009, N 3)На основе представленного анализа можно выделить дополнительные признаки методов административно-правового воздействия: они основаны на системных связях, определяющих функционирование государственной администрации; их материальным содержанием является определенная мера воздействия; они включены в качестве элемента компетенции, ее определяют и формируют организацию как орган исполнительной власти; вследствие их персонального применения изменяется административно-правовой статус субъектов или условия публичной активности; для них характерна циклическая зависимость; применение методов сопровождается принятием разнообразных административных актов: регистрации, легализации, разрешений, правопредоставлений и приказов.
(Осинцев Д.В.)
("Юридический мир", 2009, N 3)На основе представленного анализа можно выделить дополнительные признаки методов административно-правового воздействия: они основаны на системных связях, определяющих функционирование государственной администрации; их материальным содержанием является определенная мера воздействия; они включены в качестве элемента компетенции, ее определяют и формируют организацию как орган исполнительной власти; вследствие их персонального применения изменяется административно-правовой статус субъектов или условия публичной активности; для них характерна циклическая зависимость; применение методов сопровождается принятием разнообразных административных актов: регистрации, легализации, разрешений, правопредоставлений и приказов.
"Административное право. Общая часть: Учебник"
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.