Адаптация гражданских служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Адаптация гражданских служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;
Статья: Направления профессионального развития государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)На сегодняшний день список разновидностей профессионального развития государственных гражданских служащих остается открытым, что подтверждается использованием законодателем такой формулировки, как "иные мероприятия". По мнению автора, к профессиональному развитию также возможно применить институт наставничества, так как при буквальном толковании понятия "адаптация" можно прийти к выводу о соответствии ее признакам профессионального развития государственного гражданского служащего.
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)На сегодняшний день список разновидностей профессионального развития государственных гражданских служащих остается открытым, что подтверждается использованием законодателем такой формулировки, как "иные мероприятия". По мнению автора, к профессиональному развитию также возможно применить институт наставничества, так как при буквальном толковании понятия "адаптация" можно прийти к выводу о соответствии ее признакам профессионального развития государственного гражданского служащего.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Предусмотренные же общей частью гражданского права институты, направленные на обеспечение баланса интересов сторон договора в случаях, когда достижение такого баланса в силу тех или иных обстоятельств не может быть обеспечено только лишь следованием положениям договора, не всегда способны служить адекватным механизмом адаптации длящихся гражданских правоотношений к изменившимся условиям налогообложения у одной из их сторон в ситуации, когда стороны не смогли достичь соглашения самостоятельно. Так, эффективному применению статьи 451 ГК Российской Федерации, позволяющей изменить или расторгнуть договор в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, к случаям возникновения у стороны новых налоговых обязанностей препятствуют ограничительные условия ее действия (что подтверждается соответствующей практикой ее применения), а также ее пункт 4, закрепляющий в качестве общего правила вариант с расторжением договора в связи с существенным изменением обстоятельств и допускающий корректировку договора лишь как исключительную меру.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Предусмотренные же общей частью гражданского права институты, направленные на обеспечение баланса интересов сторон договора в случаях, когда достижение такого баланса в силу тех или иных обстоятельств не может быть обеспечено только лишь следованием положениям договора, не всегда способны служить адекватным механизмом адаптации длящихся гражданских правоотношений к изменившимся условиям налогообложения у одной из их сторон в ситуации, когда стороны не смогли достичь соглашения самостоятельно. Так, эффективному применению статьи 451 ГК Российской Федерации, позволяющей изменить или расторгнуть договор в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, к случаям возникновения у стороны новых налоговых обязанностей препятствуют ограничительные условия ее действия (что подтверждается соответствующей практикой ее применения), а также ее пункт 4, закрепляющий в качестве общего правила вариант с расторжением договора в связи с существенным изменением обстоятельств и допускающий корректировку договора лишь как исключительную меру.
Указ Президента РФ от 10.10.2024 N 870
"О некоторых вопросах представления сведений при поступлении на государственную службу Российской Федерации и муниципальную службу в Российской Федерации и их актуализации"4. Установить, что с 1 января 2026 г. анкета, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа, и сообщение об изменении сведений, содержащихся в ней, подлежат заполнению гражданами Российской Федерации, поступающими на государственную службу Российской Федерации и муниципальную службу, государственными и муниципальными служащими с применением функциональных возможностей специального программного обеспечения "Анкета ГС (МС)", размещенного на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе, функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы в области государственной службы или информационных систем, используемых органами публичной власти в кадровой работе и адаптированных в соответствии с форматом хранения таких сведений в электронном виде.
"О некоторых вопросах представления сведений при поступлении на государственную службу Российской Федерации и муниципальную службу в Российской Федерации и их актуализации"4. Установить, что с 1 января 2026 г. анкета, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа, и сообщение об изменении сведений, содержащихся в ней, подлежат заполнению гражданами Российской Федерации, поступающими на государственную службу Российской Федерации и муниципальную службу, государственными и муниципальными служащими с применением функциональных возможностей специального программного обеспечения "Анкета ГС (МС)", размещенного на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе, функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы в области государственной службы или информационных систем, используемых органами публичной власти в кадровой работе и адаптированных в соответствии с форматом хранения таких сведений в электронном виде.
Статья: "Классный чин": содержание понятия и его трансформация в сфере государственной гражданской службы XVII - XXI вв.
(Патова Е.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система чинов и чинопроизводства проделала длительную эволюцию, в ходе которой происходила ее адаптация к меняющимся социальным условиям. Понятие "чин" ("классный чин") на протяжении XVIII века - начала XXI века (за исключением советского периода) выступало и выступает показателем должностного (статусного) положения гражданского служащего. Но если в Российской империи чин играл весомую роль: чин выступал мерилом заслуг и возвышал чиновника над согражданами, от чина зависело материальное положение служащего, чин обеспечивал продвижение по служебной лестнице и даже изменение социального статуса чиновника (получение личного и потомственного дворянства), то в постсоветское время чин воспринимается более "узко": указывает на положение государственного гражданского служащего в служебно-чиновной иерархии и рассматривается главным образом с материальной точки зрения - как прибавка к должностному окладу служащего.
(Патова Е.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система чинов и чинопроизводства проделала длительную эволюцию, в ходе которой происходила ее адаптация к меняющимся социальным условиям. Понятие "чин" ("классный чин") на протяжении XVIII века - начала XXI века (за исключением советского периода) выступало и выступает показателем должностного (статусного) положения гражданского служащего. Но если в Российской империи чин играл весомую роль: чин выступал мерилом заслуг и возвышал чиновника над согражданами, от чина зависело материальное положение служащего, чин обеспечивал продвижение по служебной лестнице и даже изменение социального статуса чиновника (получение личного и потомственного дворянства), то в постсоветское время чин воспринимается более "узко": указывает на положение государственного гражданского служащего в служебно-чиновной иерархии и рассматривается главным образом с материальной точки зрения - как прибавка к должностному окладу служащего.
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Более того, объективная оценка динамики радиационных рисков, предполагающая обязательное использование данных НРЭР, в перспективе должна служить основой законодательных решений, направленных на адаптацию системы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к изменению параметров радиационного воздействия, в том числе снижению интенсивности облучения, обусловленному как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий этой катастрофы (Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П и от 19 июня 2002 г. N 11-П; Определения Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 2636-О и N 2671-О).
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Более того, объективная оценка динамики радиационных рисков, предполагающая обязательное использование данных НРЭР, в перспективе должна служить основой законодательных решений, направленных на адаптацию системы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к изменению параметров радиационного воздействия, в том числе снижению интенсивности облучения, обусловленному как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий этой катастрофы (Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П и от 19 июня 2002 г. N 11-П; Определения Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 2636-О и N 2671-О).
Статья: Мораторные проценты как модель специальных процентов, начисляемых в период проведения процедур в деле о банкротстве
(Фролов И.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)До настоящего времени конструкция специальных процентов на требования кредиторов несостоятельного должника (банкрота) в полной мере распространялась на реестровые требования кредиторов по отношению ко всем категориям должников. Однако с началом выделения особенность в проведении процедур в отношении отдельных категорий должников, таких как застройщики, сельскохозяйственные организации, субъекты естественных монополий, граждане, индивидуальные предприниматели, возникает потребность в адаптации конструкции мораторных процентов для указанных категорий должников с учетом их статуса и итоговых целей процедур, применяемых в деле о банкротстве. Судебная практика делает попытку в выделении указанных особенностей. Примером этого может служить выработанные ВС РФ подходы к начислению мораторных процентов. Так, в Определении СКЭС ВС РФ N 304-ЭС17-2162(2) от 14 февраля 2019 г. по делу N А03-767/2016 <17> были сформированы подходы, согласно которым началом периода начисления мораторных процентов является не дата утверждения плана реструктуризации (либо отказа в его утверждении и введения следующей процедуры), а дата введения процедуры реструктуризации. Практика заключения финансовым управляющим в процедуре реструктуризации долгов специального соглашения об изменениях и (или) альтернативном применении дополнительных требований также касается адаптации указанной категории процентов в особой категории должников. Так, в специальном соглашении об изменениях и (или) альтернативном применении дополнительных требований могут быть кредиторами и должником утверждены условия о более низком по сравнению с размером мораторных процентов компенсационном платеже или более короткий срок начисления мораторных процентов по сравнению со сроком, определенным Законом о банкротстве. Исходя из дополнительного характера требований в части взыскания мораторных процентов, данный вид соглашения может заключаться с каждым конкурсным кредитором индивидуально.
(Фролов И.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)До настоящего времени конструкция специальных процентов на требования кредиторов несостоятельного должника (банкрота) в полной мере распространялась на реестровые требования кредиторов по отношению ко всем категориям должников. Однако с началом выделения особенность в проведении процедур в отношении отдельных категорий должников, таких как застройщики, сельскохозяйственные организации, субъекты естественных монополий, граждане, индивидуальные предприниматели, возникает потребность в адаптации конструкции мораторных процентов для указанных категорий должников с учетом их статуса и итоговых целей процедур, применяемых в деле о банкротстве. Судебная практика делает попытку в выделении указанных особенностей. Примером этого может служить выработанные ВС РФ подходы к начислению мораторных процентов. Так, в Определении СКЭС ВС РФ N 304-ЭС17-2162(2) от 14 февраля 2019 г. по делу N А03-767/2016 <17> были сформированы подходы, согласно которым началом периода начисления мораторных процентов является не дата утверждения плана реструктуризации (либо отказа в его утверждении и введения следующей процедуры), а дата введения процедуры реструктуризации. Практика заключения финансовым управляющим в процедуре реструктуризации долгов специального соглашения об изменениях и (или) альтернативном применении дополнительных требований также касается адаптации указанной категории процентов в особой категории должников. Так, в специальном соглашении об изменениях и (или) альтернативном применении дополнительных требований могут быть кредиторами и должником утверждены условия о более низком по сравнению с размером мораторных процентов компенсационном платеже или более короткий срок начисления мораторных процентов по сравнению со сроком, определенным Законом о банкротстве. Исходя из дополнительного характера требований в части взыскания мораторных процентов, данный вид соглашения может заключаться с каждым конкурсным кредитором индивидуально.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Однако Принципы трансграничного гражданского процесса не были адаптированы к региональным правовым системам. В связи с этим начиная с 2013 г. УНИДРУА сосредоточился на развитии региональной унификации норм о гражданском судопроизводстве. Совместно с Европейским институтом права были разработаны Европейские модельные правила гражданского процесса, утвержденные в 2020 г. и опубликованные в 2021 г. <1>. Названные Правила, учитывающие действующие в Европейском союзе акты, а также европейские правовые традиции и тенденции правового развития, применяются к разрешению внутренних и трансграничных споров по гражданским и коммерческим делам независимо от характера суда. Из сферы их применения исключены вопросы правоспособности физических лиц; имущественные права, вытекающие из супружеских отношений или отношений, которые, согласно применимому к таким отношениям праву, считаются имеющими сопоставимые последствия с браком; банкротство; социальное обеспечение; арбитраж; обязательства по содержанию, вытекающие из семейных отношений, происхождения, брака или родства; наследование по завещанию и правопреемство.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Однако Принципы трансграничного гражданского процесса не были адаптированы к региональным правовым системам. В связи с этим начиная с 2013 г. УНИДРУА сосредоточился на развитии региональной унификации норм о гражданском судопроизводстве. Совместно с Европейским институтом права были разработаны Европейские модельные правила гражданского процесса, утвержденные в 2020 г. и опубликованные в 2021 г. <1>. Названные Правила, учитывающие действующие в Европейском союзе акты, а также европейские правовые традиции и тенденции правового развития, применяются к разрешению внутренних и трансграничных споров по гражданским и коммерческим делам независимо от характера суда. Из сферы их применения исключены вопросы правоспособности физических лиц; имущественные права, вытекающие из супружеских отношений или отношений, которые, согласно применимому к таким отношениям праву, считаются имеющими сопоставимые последствия с браком; банкротство; социальное обеспечение; арбитраж; обязательства по содержанию, вытекающие из семейных отношений, происхождения, брака или родства; наследование по завещанию и правопреемство.
Статья: Центральная Азия и международное право: факторы, проблемы, перспективы
(Толстых В.Л.)
("Закон", 2022, N 8)<31> По мнению П. Ратон, в условиях несамодостаточности анклава "право на транзит является логическим следствием признания анклава окружающим государством"; транзит часто регулируется обычаем, осуществляется по наиболее короткому пути, распространяется на гражданских служащих, полицейских и таможенников; проблема анклава существует и для окружающего государства. Общий вывод автора - индивидуальное регулирование отдельных анклавов более целесообразно, чем создание общего режима (Raton P. Les Enclaves // Annuaire de Droit International. 1958. Vol. 4. P. 191, 192, 195 (186 - 195). Также см.: d'Olivier Farran C. International Enclaves and the Question of State Servitudes // International and Comparative Law Quarterly. 1955. Vol. 4. No. 2. P. 294 - 307.
(Толстых В.Л.)
("Закон", 2022, N 8)<31> По мнению П. Ратон, в условиях несамодостаточности анклава "право на транзит является логическим следствием признания анклава окружающим государством"; транзит часто регулируется обычаем, осуществляется по наиболее короткому пути, распространяется на гражданских служащих, полицейских и таможенников; проблема анклава существует и для окружающего государства. Общий вывод автора - индивидуальное регулирование отдельных анклавов более целесообразно, чем создание общего режима (Raton P. Les Enclaves // Annuaire de Droit International. 1958. Vol. 4. P. 191, 192, 195 (186 - 195). Также см.: d'Olivier Farran C. International Enclaves and the Question of State Servitudes // International and Comparative Law Quarterly. 1955. Vol. 4. No. 2. P. 294 - 307.
Статья: Климатические права и их судебная защита: комментарий к правовым позициям Большой палаты Европейского суда по правам человека
(Дедов Д.И., Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Статус жертвы. Нас интересует, какие критерии и ограничения определил ЕСПЧ для применения иска в общих интересах через определение статуса жертвы в контексте изменения климата. Суд напоминает о серьезности проблемы, о смертности по причине погодных аномалий - от засухи и наводнений, пожаров и ураганов, о признании государствами антропологического влияния на изменение климата и необходимости принятия мер по ослаблению его воздействия путем снижения выбросов парниковых газов, а также мер по адаптации к изменению климата, чтобы смягчить негативные последствия его воздействия. Основанием иска может служить причинная связь между недостаточным исполнением позитивных обязательств (по снижению риска негативных последствий и по предотвращению ущерба от изменения климата) и ущербом, причиненным гражданам в результате стихийных бедствий. Количество людей, которые могут пострадать от изменения климата, не ограничено и не подлежит точному определению. Эти критерии используются для определения статуса жертвы конкретного заявителя.
(Дедов Д.И., Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Статус жертвы. Нас интересует, какие критерии и ограничения определил ЕСПЧ для применения иска в общих интересах через определение статуса жертвы в контексте изменения климата. Суд напоминает о серьезности проблемы, о смертности по причине погодных аномалий - от засухи и наводнений, пожаров и ураганов, о признании государствами антропологического влияния на изменение климата и необходимости принятия мер по ослаблению его воздействия путем снижения выбросов парниковых газов, а также мер по адаптации к изменению климата, чтобы смягчить негативные последствия его воздействия. Основанием иска может служить причинная связь между недостаточным исполнением позитивных обязательств (по снижению риска негативных последствий и по предотвращению ущерба от изменения климата) и ущербом, причиненным гражданам в результате стихийных бедствий. Количество людей, которые могут пострадать от изменения климата, не ограничено и не подлежит точному определению. Эти критерии используются для определения статуса жертвы конкретного заявителя.
Статья: Цифровая трансформация государства: как изменяются подходы к управлению
(Алексеева М.В., Рыбак С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)При этом роль государства и государственных служащих сохраняется в обеспечении защиты граждан, поддержке экономического роста и повышении благосостояния общества, в условиях цифровой трансформации они должны адаптировать свои подходы, чтобы полностью соответствовать ожиданиям граждан. Подход к этим изменениям иллюстрирует тот факт, что быть цифровым государством означает не только создание функциональных онлайн-порталов или внедрение передовых информационных технологий, но прежде всего быть организацией, способной эффективно адаптироваться к цифровой эпохе и учитывать права и свободы, потребности граждан. Это свидетельствует о необходимости радикального пересмотра методов работы государственных структур, поскольку простая оцифровка существующих аналоговых процессов не позволит достичь поставленных целей.
(Алексеева М.В., Рыбак С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)При этом роль государства и государственных служащих сохраняется в обеспечении защиты граждан, поддержке экономического роста и повышении благосостояния общества, в условиях цифровой трансформации они должны адаптировать свои подходы, чтобы полностью соответствовать ожиданиям граждан. Подход к этим изменениям иллюстрирует тот факт, что быть цифровым государством означает не только создание функциональных онлайн-порталов или внедрение передовых информационных технологий, но прежде всего быть организацией, способной эффективно адаптироваться к цифровой эпохе и учитывать права и свободы, потребности граждан. Это свидетельствует о необходимости радикального пересмотра методов работы государственных структур, поскольку простая оцифровка существующих аналоговых процессов не позволит достичь поставленных целей.
Статья: Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Введение: статья посвящена анализу правового обеспечения трансформации местного самоуправления, выявлению правовых, социальных и технологических проблем подобных изменений. В настоящее время цифровая трансформация в государственном и муниципальном управлении не только позволяет адаптировать процесс взаимодействия граждан с органами власти, но и затрагивает изменение всех областей деятельности местной администрации, совершенствование муниципальных сервисов, а также трансформацию правил и культуры работы муниципальных служащих. Рассмотрение проблемы правового обеспечения цифровой трансформации муниципалитетов имеет непосредственное отношение к вопросу поиска решений для развития муниципального управления в России в целом. Именно поэтому вопросы правового обеспечения цифровой трансформации местного самоуправления приобретают сегодня особое значение. Цель: на основании анализа правового регулирования процесса цифровизации местного самоуправления выявить основные тенденции и проблемы, влияющие не только на внедрение цифровизации на местном уровне, но и на качество и единообразие правового регулирования этих процессов. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, а также частнонаучные методы: юридико-догматический, метод толкования правовых норм, сравнительно-правовой и системный. Результаты: выявлены существующие проблемы в части правового регламентирования и реализации цифровой трансформации местного самоуправления, разработаны собственные предложения по нивелированию данных проблем. Выводы: специфика местного самоуправления требует особых подходов к цифровизации на муниципальном уровне. В первую очередь следует учитывать цифровое неравенство как самих муниципальных образований, так и их жителей. Также особенностью цифровой трансформации местного самоуправления выступает его близость к населению, позволяющая намного шире, чем на уровне государственной власти, использовать электронные формы прямой демократии. Наконец, многообразие муниципальных образований обусловливает необходимость закрепления единых требований к инфраструктуре и программному обеспечению, используемым в муниципальном управлении, на региональном уровне.
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Введение: статья посвящена анализу правового обеспечения трансформации местного самоуправления, выявлению правовых, социальных и технологических проблем подобных изменений. В настоящее время цифровая трансформация в государственном и муниципальном управлении не только позволяет адаптировать процесс взаимодействия граждан с органами власти, но и затрагивает изменение всех областей деятельности местной администрации, совершенствование муниципальных сервисов, а также трансформацию правил и культуры работы муниципальных служащих. Рассмотрение проблемы правового обеспечения цифровой трансформации муниципалитетов имеет непосредственное отношение к вопросу поиска решений для развития муниципального управления в России в целом. Именно поэтому вопросы правового обеспечения цифровой трансформации местного самоуправления приобретают сегодня особое значение. Цель: на основании анализа правового регулирования процесса цифровизации местного самоуправления выявить основные тенденции и проблемы, влияющие не только на внедрение цифровизации на местном уровне, но и на качество и единообразие правового регулирования этих процессов. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, а также частнонаучные методы: юридико-догматический, метод толкования правовых норм, сравнительно-правовой и системный. Результаты: выявлены существующие проблемы в части правового регламентирования и реализации цифровой трансформации местного самоуправления, разработаны собственные предложения по нивелированию данных проблем. Выводы: специфика местного самоуправления требует особых подходов к цифровизации на муниципальном уровне. В первую очередь следует учитывать цифровое неравенство как самих муниципальных образований, так и их жителей. Также особенностью цифровой трансформации местного самоуправления выступает его близость к населению, позволяющая намного шире, чем на уровне государственной власти, использовать электронные формы прямой демократии. Наконец, многообразие муниципальных образований обусловливает необходимость закрепления единых требований к инфраструктуре и программному обеспечению, используемым в муниципальном управлении, на региональном уровне.
Статья: Особенности защиты в порядке административного и гражданского судопроизводства прав и законных интересов лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при нарушении условий их содержания под стражей
(Семерьянова Н.А., Салимгареева А.Р.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Так, Нижневартовским городским судом рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению гражданина, содержащегося под стражей в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Истец ссылался на то, что в период заключения под стражей ему не были обеспечены надлежащие условия содержания, а именно: не предоставлялась установленная законом минимальная норма санитарной площади, не соблюдались санитарно-гигиенические требования, отсутствовало место для приема пищи, отсутствовал бак для питьевой воды, несвоевременно производилась смена постельного белья, санитарный узел был плохо огорожен и находился в неисправном состоянии, оконная конструкция также была неисправна, что приводило к повышенной влажности, образованию и развитию плесени на стенах и создавало угрозу для здоровья содержащихся под стражей лиц. Кроме того, недостаток личного пространства приводил к конфликтным ситуациям между сокамерниками. Истец полагал, что ненадлежащим содержанием под стражей ему причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, в эмоциональной неустойчивости, расстройстве личности, дестабилизации его как гражданина РФ. Вышеназванные обстоятельства подорвали его веру в себя, унизили его честь и достоинство, заставили чувствовать себя неполноценным, что неизбежно усложнило его дальнейшую адаптацию в обществе после возвращения к свободной социальной жизни.
(Семерьянова Н.А., Салимгареева А.Р.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Так, Нижневартовским городским судом рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению гражданина, содержащегося под стражей в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Истец ссылался на то, что в период заключения под стражей ему не были обеспечены надлежащие условия содержания, а именно: не предоставлялась установленная законом минимальная норма санитарной площади, не соблюдались санитарно-гигиенические требования, отсутствовало место для приема пищи, отсутствовал бак для питьевой воды, несвоевременно производилась смена постельного белья, санитарный узел был плохо огорожен и находился в неисправном состоянии, оконная конструкция также была неисправна, что приводило к повышенной влажности, образованию и развитию плесени на стенах и создавало угрозу для здоровья содержащихся под стражей лиц. Кроме того, недостаток личного пространства приводил к конфликтным ситуациям между сокамерниками. Истец полагал, что ненадлежащим содержанием под стражей ему причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, в эмоциональной неустойчивости, расстройстве личности, дестабилизации его как гражданина РФ. Вышеназванные обстоятельства подорвали его веру в себя, унизили его честь и достоинство, заставили чувствовать себя неполноценным, что неизбежно усложнило его дальнейшую адаптацию в обществе после возвращения к свободной социальной жизни.