79 фз права и обязанности
Подборка наиболее важных документов по запросу 79 фз права и обязанности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Права госслужащего. Служебная проверка. Конфликт интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ N 79-ФЗ определены права гражданского служащего, в том числе на защиту сведений о гражданском служащем.
(КонсультантПлюс, 2025)Подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ N 79-ФЗ определены права гражданского служащего, в том числе на защиту сведений о гражданском служащем.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Материальная и административная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)...в случае причинения федеральным государственным гражданским служащим при исполнении служебных обязанностей вреда гражданину или юридическому лицу его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации. Лицо, возместившее вред, причиненный федеральным государственным гражданским служащим при исполнении им служебных обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
(КонсультантПлюс, 2025)...в случае причинения федеральным государственным гражданским служащим при исполнении служебных обязанностей вреда гражданину или юридическому лицу его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации. Лицо, возместившее вред, причиненный федеральным государственным гражданским служащим при исполнении им служебных обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Инспекторы, трудящиеся в федеральных органах исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, являются гражданскими служащими. Служебные отношения с их участием регулируются Законом N 79-ФЗ. Данный Закон устанавливает, что под служебной дисциплиной следует понимать соблюдение служебного распорядка и должностного регламента. Казалось бы, ничего общего с исполнением требований, связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности. Но это не так: в должностной регламент, помимо прочего, включаются должностные обязанности, права и ответственность государственного служащего за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Иными словами, должностной регламент инспектора по смыслу данных установлений ст. 47 Закона N 79-ФЗ содержит исчерпывающий перечень его прав и обязанностей, в том числе предусмотренных законодательством о контроле (надзоре). Современный должностной регламент гражданского служащего - довольно объемный документ, составляемый на основе утвержденного руководителем каждого федерального органа исполнительной власти примерного должностного регламента. В нем должны быть перечислены нормативные правовые акты, содержание которых гражданский служащий обязан знать.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Инспекторы, трудящиеся в федеральных органах исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, являются гражданскими служащими. Служебные отношения с их участием регулируются Законом N 79-ФЗ. Данный Закон устанавливает, что под служебной дисциплиной следует понимать соблюдение служебного распорядка и должностного регламента. Казалось бы, ничего общего с исполнением требований, связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности. Но это не так: в должностной регламент, помимо прочего, включаются должностные обязанности, права и ответственность государственного служащего за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Иными словами, должностной регламент инспектора по смыслу данных установлений ст. 47 Закона N 79-ФЗ содержит исчерпывающий перечень его прав и обязанностей, в том числе предусмотренных законодательством о контроле (надзоре). Современный должностной регламент гражданского служащего - довольно объемный документ, составляемый на основе утвержденного руководителем каждого федерального органа исполнительной власти примерного должностного регламента. В нем должны быть перечислены нормативные правовые акты, содержание которых гражданский служащий обязан знать.
Статья: Юридическое обеспечение дипломатической деятельности: административно-правовой аспект
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Немаловажно отметить тот факт, что при установлении правового статуса сотрудника дипломатической службы данный Федеральный закон в ст. 2 ссылается на другой - N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также на трудовое законодательство. Это свидетельствует о том, что права и обязанности дипломатических служащих, за исключением особенностей, установленных в Федеральном законе N 205-ФЗ, совпадают с правами и обязанностями других государственных служащих.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Немаловажно отметить тот факт, что при установлении правового статуса сотрудника дипломатической службы данный Федеральный закон в ст. 2 ссылается на другой - N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также на трудовое законодательство. Это свидетельствует о том, что права и обязанности дипломатических служащих, за исключением особенностей, установленных в Федеральном законе N 205-ФЗ, совпадают с правами и обязанностями других государственных служащих.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта - соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта - соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Статья: Административно-правовые аспекты привлечения служащих органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности
(Стрельников В.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)При рассмотрении указанных вопросов отметим, что ТК РФ и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6> более совершенны в регламентации правовой связи дисциплинарной ответственности и неподобающих действий работников (служащих). Эти нормативные акты раскрывают содержание дисциплинарной ответственности через тесную связь с дисциплинарным проступком. Статья 192 ТК РФ определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в ч. 1 ст. 57 определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом. Как нам представляется, подобные законодательные конструкции обладают признаками совершенства, поскольку напрямую регламентируют, во-первых, не произвольные действия руководителя (представителя нанимателя) по назначению дисциплинарных наказаний, а конкретные действия этих должностных лиц в связи с наступлением юридического факта - дисциплинарного проступка, во-вторых, определяют юридическое значение дисциплинарного проступка. Подобные определения, закрепленные законодательно, автоматически снимают вопросы о закреплении легальной интерпретации дисциплинарной ответственности.
(Стрельников В.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)При рассмотрении указанных вопросов отметим, что ТК РФ и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6> более совершенны в регламентации правовой связи дисциплинарной ответственности и неподобающих действий работников (служащих). Эти нормативные акты раскрывают содержание дисциплинарной ответственности через тесную связь с дисциплинарным проступком. Статья 192 ТК РФ определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в ч. 1 ст. 57 определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом. Как нам представляется, подобные законодательные конструкции обладают признаками совершенства, поскольку напрямую регламентируют, во-первых, не произвольные действия руководителя (представителя нанимателя) по назначению дисциплинарных наказаний, а конкретные действия этих должностных лиц в связи с наступлением юридического факта - дисциплинарного проступка, во-вторых, определяют юридическое значение дисциплинарного проступка. Подобные определения, закрепленные законодательно, автоматически снимают вопросы о закреплении легальной интерпретации дисциплинарной ответственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в ч. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона N 79-ФЗ.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в ч. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона N 79-ФЗ.
Статья: Контракт с директором или трудовой договор?
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)А вот Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" прямо регламентирует:
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)А вот Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" прямо регламентирует:
Статья: Современные проблемы и перспективы развития правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)На наш же взгляд, закрепление вышеуказанных полномочий за помощниками судей - это общемировая тенденция, которая уже доказала свою эффективность на практике, и, соответственно, возможно ее внедрение в правовые реалии Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства в действующем законодательстве о государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") следует предусмотреть отдельную главу, посвященную службе в органах судебной власти, которая будет устанавливать правовой статус судебных служащих, их права и обязанности, а также особенности прохождения службы. В ней могут быть определены квалификационные требования, порядок назначения и освобождения от должности, а также вопросы профессионального развития и аттестации. Особое внимание может быть уделено гарантиям независимости судебных служащих, их ответственности и ограничению конфликта интересов. Кроме того, могут быть приняты нормы, касающиеся материального обеспечения, социальных гарантий и дисциплинарной ответственности. Важное место в главе может занять регулирование вопросов взаимодействия судебных служащих с судьями и иными государственными органами, а также соблюдение этических норм.
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)На наш же взгляд, закрепление вышеуказанных полномочий за помощниками судей - это общемировая тенденция, которая уже доказала свою эффективность на практике, и, соответственно, возможно ее внедрение в правовые реалии Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства в действующем законодательстве о государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") следует предусмотреть отдельную главу, посвященную службе в органах судебной власти, которая будет устанавливать правовой статус судебных служащих, их права и обязанности, а также особенности прохождения службы. В ней могут быть определены квалификационные требования, порядок назначения и освобождения от должности, а также вопросы профессионального развития и аттестации. Особое внимание может быть уделено гарантиям независимости судебных служащих, их ответственности и ограничению конфликта интересов. Кроме того, могут быть приняты нормы, касающиеся материального обеспечения, социальных гарантий и дисциплинарной ответственности. Важное место в главе может занять регулирование вопросов взаимодействия судебных служащих с судьями и иными государственными органами, а также соблюдение этических норм.
Статья: Аппарат Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аппарат Государственной Думы формируется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аппарат Государственной Думы формируется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Поэтому, на наш взгляд, представляется необходимым перенесение отдельных положений из Закона N 79-ФЗ касательно отстранения от службы в Закон N 25-ФЗ. Как минимум необходимо дополнение Закона N 25-ФЗ четким перечнем ситуаций, при наступлении которых работодатель вправе или обязан отстранить муниципального служащего от замещаемой должности и исполнения должностных обязанностей.
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Поэтому, на наш взгляд, представляется необходимым перенесение отдельных положений из Закона N 79-ФЗ касательно отстранения от службы в Закон N 25-ФЗ. Как минимум необходимо дополнение Закона N 25-ФЗ четким перечнем ситуаций, при наступлении которых работодатель вправе или обязан отстранить муниципального служащего от замещаемой должности и исполнения должностных обязанностей.
Вопрос: Какова ответственность эксперта за нарушение срока проведения экспертизы в рамках уголовного процесса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, к примеру, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о гражданской службе) предусмотрено, что условиями служебного контракта являются права, обязанности и ответственность гражданского служащего, предусмотренные в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, должностной регламент. Согласно ч. 1 ст. 47 Закона о гражданской службе профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя, в который в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 47 данного Закона включаются должностные обязанности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, к примеру, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о гражданской службе) предусмотрено, что условиями служебного контракта являются права, обязанности и ответственность гражданского служащего, предусмотренные в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, должностной регламент. Согласно ч. 1 ст. 47 Закона о гражданской службе профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя, в который в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 47 данного Закона включаются должностные обязанности.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В ходе служебной проверки Управлением не был установлен состав коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. Ему не было известно о принадлежности указанной топливной карты Управлению, а также о порядке и ограничениях по ее использованию. В ходе служебной проверки Управлением не были установлены существенные обстоятельства коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. При применении взысканий, предусмотренных ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п. 2 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ). Истец привлечен к ответственности за нарушение, которое не существовало на момент служебной проверки, заседания комиссии и издания оспариваемого приказа. В протоколе установлено, что он нарушил запрет, указанный в п. 8 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 79-ФЗ. Согласно данной норме права, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В ходе служебной проверки Управлением не был установлен состав коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. Ему не было известно о принадлежности указанной топливной карты Управлению, а также о порядке и ограничениях по ее использованию. В ходе служебной проверки Управлением не были установлены существенные обстоятельства коррупционного правонарушения, в совершении которого истца обвинили и на основании которого он был уволен в связи с утратой доверия. При применении взысканий, предусмотренных ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п. 2 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ). Истец привлечен к ответственности за нарушение, которое не существовало на момент служебной проверки, заседания комиссии и издания оспариваемого приказа. В протоколе установлено, что он нарушил запрет, указанный в п. 8 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 79-ФЗ. Согласно данной норме права, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихПраво выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя. При этом следует учитывать тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства его совершения, степень вины гражданского служащего, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Выводы. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что запрет на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, служебной информации, ставшей известной госслужащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в действующей формулировке не только не соответствует требованиям точности, четкости и ясности, но и является излишним обременением, не оправданным конституционно установленными целями. Очевидно, что разглашение и использование общедоступной служебной информации в неслужебных целях не представляет угрозы для основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [8, с. 31 - 34]. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ разглашение служебной информации является грубым нарушением служебных обязанностей и влечет за собой расторжение служебного контракта, что в условиях отсутствия закрепленной дефиниции "служебная информация" ведет к субъективно мотивированному и произвольному правоприменению [3, с. 83 - 97].
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Выводы. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что запрет на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, служебной информации, ставшей известной госслужащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в действующей формулировке не только не соответствует требованиям точности, четкости и ясности, но и является излишним обременением, не оправданным конституционно установленными целями. Очевидно, что разглашение и использование общедоступной служебной информации в неслужебных целях не представляет угрозы для основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [8, с. 31 - 34]. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ разглашение служебной информации является грубым нарушением служебных обязанностей и влечет за собой расторжение служебного контракта, что в условиях отсутствия закрепленной дефиниции "служебная информация" ведет к субъективно мотивированному и произвольному правоприменению [3, с. 83 - 97].