79 фз личная заинтересованность
Подборка наиболее важных документов по запросу 79 фз личная заинтересованность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. 59.2 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст. 13.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, п. 3 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. 59.2 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст. 13.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, п. 3 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 88-21212/2024 (УИД 66RS0004-01-2022-011967-68)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: С приказом об увольнении истица не согласна, поскольку отсутствует состав вмененного ей коррупционного правонарушения, кроме того, работодателем нарушен порядок увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие конкретного указания в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на необходимость соблюдения положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", не свидетельствует о том, что они не должны выполняться лицом, являющимся судьей в отставке и поступающим на службу, поскольку обязанность по уведомлению представителя нанимателя о возникновении любой личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является безусловным основанием для подачи работником соответствующего уведомления и его рассмотрения комиссией в установленном законом порядке.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: С приказом об увольнении истица не согласна, поскольку отсутствует состав вмененного ей коррупционного правонарушения, кроме того, работодателем нарушен порядок увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие конкретного указания в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на необходимость соблюдения положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", не свидетельствует о том, что они не должны выполняться лицом, являющимся судьей в отставке и поступающим на службу, поскольку обязанность по уведомлению представителя нанимателя о возникновении любой личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является безусловным основанием для подачи работником соответствующего уведомления и его рассмотрения комиссией в установленном законом порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие прокурора как форма защиты прав групп лиц в странах общего права и в России: отличия и сходства
(Решетников А.О.)
("Современное право", 2024, N 10)В то же время, на наш взгляд, существующие процессуальные, служебные особенности осуществления деятельности прокурора дают основания полагать о необходимости законодательного закрепления запрета на представление интересов прокурорами групп лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика в одном процессе. Думается, может возникнуть служебный конфликт интересов, в частности, в случаях, когда представление интересов истца и ответчика в рамках процесса осуществляют одновременно руководитель и его подчиненный. Также в рамках подобного судопроизводства высок риск осуществления урегулирования спора между истцом и ответчиком представителями сторон в ущерб правам, свободам и законным интересам лиц, непосредственно являющихся истцами и ответчиками по данному делу. Поэтому, по нашему мнению, ситуация, в которых участие прокурора в процессе в целях защиты прав, свобод и законных интересов группы лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика, попадает под определение конфликта интересов, выраженного в положениях Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, а именно как ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
(Решетников А.О.)
("Современное право", 2024, N 10)В то же время, на наш взгляд, существующие процессуальные, служебные особенности осуществления деятельности прокурора дают основания полагать о необходимости законодательного закрепления запрета на представление интересов прокурорами групп лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика в одном процессе. Думается, может возникнуть служебный конфликт интересов, в частности, в случаях, когда представление интересов истца и ответчика в рамках процесса осуществляют одновременно руководитель и его подчиненный. Также в рамках подобного судопроизводства высок риск осуществления урегулирования спора между истцом и ответчиком представителями сторон в ущерб правам, свободам и законным интересам лиц, непосредственно являющихся истцами и ответчиками по данному делу. Поэтому, по нашему мнению, ситуация, в которых участие прокурора в процессе в целях защиты прав, свобод и законных интересов группы лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика, попадает под определение конфликта интересов, выраженного в положениях Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, а именно как ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
Статья: Порядок урегулирования конфликта интересов в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) сам термин "конфликт интересов" получил свое легальное закрепление как ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 Закона о госслужбе (в ред. до принятия Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) сам термин "конфликт интересов" получил свое легальное закрепление как ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 Закона о госслужбе (в ред. до принятия Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта закреплена Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственной гражданской службе).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта закреплена Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственной гражданской службе).
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)При этом законодатель в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в ст. 19 указывает, что для целей данного Закона используется ранее упомянутое нами в работе понятие конфликта интересов, закрепленное в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ. Предотвращение случаев возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, осуществляется в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)При этом законодатель в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в ст. 19 указывает, что для целей данного Закона используется ранее упомянутое нами в работе понятие конфликта интересов, закрепленное в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ. Предотвращение случаев возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, осуществляется в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ государственный гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Порядок уведомления более подробно устанавливается соответствующим положением государственного органа.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ государственный гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Порядок уведомления более подробно устанавливается соответствующим положением государственного органа.
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)<4> См.: ч. 6 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 7.1 ст. 81 ТК РФ.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)<4> См.: ч. 6 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 7.1 ст. 81 ТК РФ.
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ситуация, при которой сотрудник УИС получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ситуация, при которой сотрудник УИС получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)- предъявлять иск о признании недействительной крупной сделки или сделки с заинтересованностью, которое имеют акционеры, распоряжающиеся лично или совместно не менее 1% голосующих акций общества (п. 6 ст. 79 ФЗ об АО);
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)- предъявлять иск о признании недействительной крупной сделки или сделки с заинтересованностью, которое имеют акционеры, распоряжающиеся лично или совместно не менее 1% голосующих акций общества (п. 6 ст. 79 ФЗ об АО);
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец в обоснование иска указал, что приказом ответчика он был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта Тахтамукайского отдела и уволен в соответствии с п. 2 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия по причине возникновения личной заинтересованности, которая привела к конфликту интересов. Поводом к увольнению послужило совмещение истцом выборной должности председателя ДНТ "Приречный". Полагал, что законодательством о государственной гражданской службе в Российской Федерации не запрещено замещать должности государственного служащего с должностями в жилищном, жилищно-строительном, гаражном кооперативах, садоводческих, огороднических, дачных потребительских кооперативах, товариществах собственников недвижимости и профсоюза. Назначение на должность председателя ДНТ "Приречный", по мнению истца, не создает конфликта интересов. Кроме того, по его заявлению служебная проверка не проводилась, объяснения по указанным фактам он не подавал.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец в обоснование иска указал, что приказом ответчика он был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта Тахтамукайского отдела и уволен в соответствии с п. 2 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия по причине возникновения личной заинтересованности, которая привела к конфликту интересов. Поводом к увольнению послужило совмещение истцом выборной должности председателя ДНТ "Приречный". Полагал, что законодательством о государственной гражданской службе в Российской Федерации не запрещено замещать должности государственного служащего с должностями в жилищном, жилищно-строительном, гаражном кооперативах, садоводческих, огороднических, дачных потребительских кооперативах, товариществах собственников недвижимости и профсоюза. Назначение на должность председателя ДНТ "Приречный", по мнению истца, не создает конфликта интересов. Кроме того, по его заявлению служебная проверка не проводилась, объяснения по указанным фактам он не подавал.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
Статья: Соотношение понятий коррупционного преступления и преступления коррупционной направленности
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Некоторые исследователи в качестве одного из признаков коррупционного преступления выделяют предшествующий ему конфликт интересов. Законодательное определение понятия "конфликт интересов" дано в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Согласно этим Законам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая либо косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). По словам А.В. Быкова, "определяющим признаком при выделении группы коррупционных преступлений должен быть конфликт интересов на службе, который должен быть разрешен противоправным путем" <7>. Исходя из этого, автор формулирует следующее определение: коррупционное преступление - это умышленное деяние служащего государственного или муниципального органа, разрешающего возникший конфликт интересов на службе противоправным путем, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части УК РФ (наличие последствий, особого предмета преступлений и т.д.) <8>.
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Некоторые исследователи в качестве одного из признаков коррупционного преступления выделяют предшествующий ему конфликт интересов. Законодательное определение понятия "конфликт интересов" дано в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Согласно этим Законам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая либо косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). По словам А.В. Быкова, "определяющим признаком при выделении группы коррупционных преступлений должен быть конфликт интересов на службе, который должен быть разрешен противоправным путем" <7>. Исходя из этого, автор формулирует следующее определение: коррупционное преступление - это умышленное деяние служащего государственного или муниципального органа, разрешающего возникший конфликт интересов на службе противоправным путем, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части УК РФ (наличие последствий, особого предмета преступлений и т.д.) <8>.