79 фз конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу 79 фз конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Этика госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 18, 19 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Общие принципы служебного поведения госслужащих, Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов, п. 31 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 18, 19 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Общие принципы служебного поведения госслужащих, Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов, п. 31 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Права госслужащего. Служебная проверка. Конфликт интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Права госслужащего. Служебная проверка. Конфликт интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Права госслужащего. Служебная проверка. Конфликт интересов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок урегулирования конфликта интересов в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) сам термин "конфликт интересов" получил свое легальное закрепление как ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 Закона о госслужбе (в ред. до принятия Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) сам термин "конфликт интересов" получил свое легальное закрепление как ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 Закона о госслужбе (в ред. до принятия Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)).
Статья: Участие прокурора как форма защиты прав групп лиц в странах общего права и в России: отличия и сходства
(Решетников А.О.)
("Современное право", 2024, N 10)В то же время, на наш взгляд, существующие процессуальные, служебные особенности осуществления деятельности прокурора дают основания полагать о необходимости законодательного закрепления запрета на представление интересов прокурорами групп лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика в одном процессе. Думается, может возникнуть служебный конфликт интересов, в частности, в случаях, когда представление интересов истца и ответчика в рамках процесса осуществляют одновременно руководитель и его подчиненный. Также в рамках подобного судопроизводства высок риск осуществления урегулирования спора между истцом и ответчиком представителями сторон в ущерб правам, свободам и законным интересам лиц, непосредственно являющихся истцами и ответчиками по данному делу. Поэтому, по нашему мнению, ситуация, в которых участие прокурора в процессе в целях защиты прав, свобод и законных интересов группы лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика, попадает под определение конфликта интересов, выраженного в положениях Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, а именно как ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
(Решетников А.О.)
("Современное право", 2024, N 10)В то же время, на наш взгляд, существующие процессуальные, служебные особенности осуществления деятельности прокурора дают основания полагать о необходимости законодательного закрепления запрета на представление интересов прокурорами групп лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика в одном процессе. Думается, может возникнуть служебный конфликт интересов, в частности, в случаях, когда представление интересов истца и ответчика в рамках процесса осуществляют одновременно руководитель и его подчиненный. Также в рамках подобного судопроизводства высок риск осуществления урегулирования спора между истцом и ответчиком представителями сторон в ущерб правам, свободам и законным интересам лиц, непосредственно являющихся истцами и ответчиками по данному делу. Поэтому, по нашему мнению, ситуация, в которых участие прокурора в процессе в целях защиты прав, свобод и законных интересов группы лиц одновременно на стороне истца и на стороне ответчика, попадает под определение конфликта интересов, выраженного в положениях Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, а именно как ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Руководствуясь положениями пункта 12 части 1 статьи 15, статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", суд пришел к выводу о том, что утверждения ответчика о возможности возникновения конфликта интересов абстрактны и не подтверждены фактическими доказательствами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Руководствуясь положениями пункта 12 части 1 статьи 15, статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", суд пришел к выводу о том, что утверждения ответчика о возможности возникновения конфликта интересов абстрактны и не подтверждены фактическими доказательствами.
Вопрос: Установлены ли особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2025)Государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий, госслужащий) имеет право с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)Государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий, госслужащий) имеет право с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя и непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя и непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)1) незамедлительно извещать представителя нанимателя путем направления уведомления относительно как фактически имеющего место конфликта интересов, так и такого, возникновение которого возможно потенциально (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ), п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ));
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)1) незамедлительно извещать представителя нанимателя путем направления уведомления относительно как фактически имеющего место конфликта интересов, так и такого, возникновение которого возможно потенциально (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ), п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ));
Статья: Соотношение понятий коррупционного преступления и преступления коррупционной направленности
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Некоторые исследователи в качестве одного из признаков коррупционного преступления выделяют предшествующий ему конфликт интересов. Законодательное определение понятия "конфликт интересов" дано в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Согласно этим Законам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая либо косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). По словам А.В. Быкова, "определяющим признаком при выделении группы коррупционных преступлений должен быть конфликт интересов на службе, который должен быть разрешен противоправным путем" <7>. Исходя из этого, автор формулирует следующее определение: коррупционное преступление - это умышленное деяние служащего государственного или муниципального органа, разрешающего возникший конфликт интересов на службе противоправным путем, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части УК РФ (наличие последствий, особого предмета преступлений и т.д.) <8>.
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Некоторые исследователи в качестве одного из признаков коррупционного преступления выделяют предшествующий ему конфликт интересов. Законодательное определение понятия "конфликт интересов" дано в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Согласно этим Законам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая либо косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). По словам А.В. Быкова, "определяющим признаком при выделении группы коррупционных преступлений должен быть конфликт интересов на службе, который должен быть разрешен противоправным путем" <7>. Исходя из этого, автор формулирует следующее определение: коррупционное преступление - это умышленное деяние служащего государственного или муниципального органа, разрешающего возникший конфликт интересов на службе противоправным путем, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части УК РФ (наличие последствий, особого предмета преступлений и т.д.) <8>.
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе сотрудников органов внутренних дел
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Интересную трактовку элементов административно-правового статуса государственных служащих дает законодатель, относя к ним ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Интересную трактовку элементов административно-правового статуса государственных служащих дает законодатель, относя к ним ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Чтобы создать стимул для проявления должностными лицами необходимой сознательности, ч. 6 ст. 11 Закона N 273-ФЗ предусматривает суровую санкцию за непринятие должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно увольнение такого лица. Соответствующие основания для увольнения предусмотрены п. 7.1 ст. 81 ТК РФ, а также п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Чтобы создать стимул для проявления должностными лицами необходимой сознательности, ч. 6 ст. 11 Закона N 273-ФЗ предусматривает суровую санкцию за непринятие должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно увольнение такого лица. Соответствующие основания для увольнения предусмотрены п. 7.1 ст. 81 ТК РФ, а также п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Непосредственно формулировка "конфликт интересов" существует в законодательстве разных отраслей. Прежде всего это Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" <549> и Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <550>. Для отдельных видов организаций это Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" <551>, Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <552>, Закон об АО, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" <553>. Но, несмотря на практически всеобщее использование термина, применительно к отношениям, возникающим при сделках с акциями, довольно сложно очертить границы приемлемого поведения по соблюдению интересов иных участников акционерного общества.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Непосредственно формулировка "конфликт интересов" существует в законодательстве разных отраслей. Прежде всего это Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" <549> и Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <550>. Для отдельных видов организаций это Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" <551>, Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <552>, Закон об АО, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" <553>. Но, несмотря на практически всеобщее использование термина, применительно к отношениям, возникающим при сделках с акциями, довольно сложно очертить границы приемлемого поведения по соблюдению интересов иных участников акционерного общества.
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Понятие "конфликт интересов" закреплено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а процедура урегулирования конфликта - в его ст. 11, а также в ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Понятие "конфликт интересов" закреплено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а процедура урегулирования конфликта - в его ст. 11, а также в ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Вместе с тем данные нормы также подлежат включению в федеральные законы, так как служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи (п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона N 79-ФЗ и п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ). С точки зрения повышения мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов введение такой обязанности представляется крайне актуальным.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Вместе с тем данные нормы также подлежат включению в федеральные законы, так как служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи (п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона N 79-ФЗ и п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ). С точки зрения повышения мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов введение такой обязанности представляется крайне актуальным.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Дальнейшее развитие этих институтов отражено в Законе об АО, который привнес в российскую правовую систему институты сделок с заинтересованностью и крупных сделок и стал основой для дальнейшей научной и практической работы. Первое непосредственное упоминание понятия "конфликт интересов" в современной России появилось в редакции Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Дальнейшее развитие этих институтов отражено в Законе об АО, который привнес в российскую правовую систему институты сделок с заинтересованностью и крупных сделок и стал основой для дальнейшей научной и практической работы. Первое непосредственное упоминание понятия "конфликт интересов" в современной России появилось в редакции Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".