79-ФЗ Служебные проверки сроки
Подборка наиболее важных документов по запросу 79-ФЗ Служебные проверки сроки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 58 "Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Доводы жалобы истца о том, что месячный срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 4 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, ответчиком нарушен, судебная коллегия отклоняет, поскольку положения указанной нормы закона предусматривают исчисление месячного срока с момента обнаружения дисциплинарного проступка, которым является день утверждения результатов служебной проверки."
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2024 N 33-20797/2024 по делу N 2-5854/2023 (УИД 77RS0029-02-2023-010205-34)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании поощрительного вознаграждения; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) Об обязании подать корректировку в налоговый орган; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) Об отмене решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 6) Об аннулировании записи в трудовой книжке; 7) О восстановлении на работе; 8) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Поручение не выходило за пределы должностных обязанностей истца; факт совершения дисциплинарного проступка подтвержден.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Доводы апелляционной жалобы о том, что К.Н. в период проведения служебной проверки находился на листке нетрудоспособности не свидетельствуют о незаконности служебной проверки, поскольку ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет срок проведения служебной проверки, а не невозможность ее проведения в период нетрудоспособности сотрудника.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании поощрительного вознаграждения; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) Об обязании подать корректировку в налоговый орган; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) Об отмене решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 6) Об аннулировании записи в трудовой книжке; 7) О восстановлении на работе; 8) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Поручение не выходило за пределы должностных обязанностей истца; факт совершения дисциплинарного проступка подтвержден.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Доводы апелляционной жалобы о том, что К.Н. в период проведения служебной проверки находился на листке нетрудоспособности не свидетельствуют о незаконности служебной проверки, поскольку ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет срок проведения служебной проверки, а не невозможность ее проведения в период нетрудоспособности сотрудника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Установленный ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (например: "Служебная проверка была проведена полно и объективно, процедура и срок увольнения истца в связи с утратой доверия, с учетом времени проведения проверки и заключения по результатам служебной проверки и вынесения приказа об увольнении, периодов нетрудоспособности и нахождения в отпуске истца, со стороны работодателя были соблюдены, нарушений, которые влекли бы незаконность произведенного увольнения со стороны работодателя допущено не было, доказательств обратного материалы дела не содержат" <28>, истец "была уведомлена о том, что по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах (расходах), имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенной отделом безопасности УФНС России, выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности сведений, представленных в разделах справки о доходах, а именно не указаны денежные средства, поступившие на банковский счет" <29>; в связи с тем, что "истицей же избрана линия поведения в период проведения проверки - ничего не подписывать, сотрудниками принято решение использовать для переписки с истицей внутреннюю электронную программу документооборота, представленную в материалы дела и позволяющую фиксировать факт ознакомления истицы с поступающим к ней на компьютер документом" <30>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Установленный ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (например: "Служебная проверка была проведена полно и объективно, процедура и срок увольнения истца в связи с утратой доверия, с учетом времени проведения проверки и заключения по результатам служебной проверки и вынесения приказа об увольнении, периодов нетрудоспособности и нахождения в отпуске истца, со стороны работодателя были соблюдены, нарушений, которые влекли бы незаконность произведенного увольнения со стороны работодателя допущено не было, доказательств обратного материалы дела не содержат" <28>, истец "была уведомлена о том, что по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах (расходах), имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенной отделом безопасности УФНС России, выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности сведений, представленных в разделах справки о доходах, а именно не указаны денежные средства, поступившие на банковский счет" <29>; в связи с тем, что "истицей же избрана линия поведения в период проведения проверки - ничего не подписывать, сотрудниками принято решение использовать для переписки с истицей внутреннюю электронную программу документооборота, представленную в материалы дела и позволяющую фиксировать факт ознакомления истицы с поступающим к ней на компьютер документом" <30>.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме расширенного перечня дисциплинарных взысканий, в указанных Законах имеются нормы, предусматривающие процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, например, ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ закрепляет правила проведения служебной проверки, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме расширенного перечня дисциплинарных взысканий, в указанных Законах имеются нормы, предусматривающие процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, например, ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ закрепляет правила проведения служебной проверки, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"6. Служебная проверка должна быть завершена в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении. После окончания служебной проверки ее результаты сообщаются представителю нанимателя, назначившему данную служебную проверку, в форме письменного заключения.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"6. Служебная проверка должна быть завершена в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении. После окончания служебной проверки ее результаты сообщаются представителю нанимателя, назначившему данную служебную проверку, в форме письменного заключения.
Приказ ГФС России от 11.04.2025 N 84
"Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих в системе Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2025 N 82194)<2> Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
"Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих в системе Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2025 N 82194)<2> Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статья: Совершенствование правоотношений с госслужащими
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Изменяется максимальный срок, в течение которого может проводиться служебная проверка. Согласно действующей редакции служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении; в соответствии с новой редакцией ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ - в срок, не превышающий 60 календарных дней. Кроме того, устанавливается, что срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Изменяется максимальный срок, в течение которого может проводиться служебная проверка. Согласно действующей редакции служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении; в соответствии с новой редакцией ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ - в срок, не превышающий 60 календарных дней. Кроме того, устанавливается, что срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Увольнение в связи с утратой доверия в качестве дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения (п. 1.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) важно отграничить от прекращения служебного контракта по инициативе нанимателя в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных законодательством (п. 13 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Увольнение в связи с утратой доверия в качестве дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения (п. 1.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) важно отграничить от прекращения служебного контракта по инициативе нанимателя в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных законодательством (п. 13 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
Статья: Из зала суда: если госслужащему не предоставили отпуск...
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)С таким выводом не согласился суд апелляционной инстанции, который, отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований А. о компенсации морального вреда и взыскивая в ее пользу с данного ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., со ссылкой на положения ст. 114, 237, 392 ТК РФ, ст. 13, 23, 46, 73 Федерального закона N 79-ФЗ указал на пропуск истцом срока обращения в суд с иском по уважительной причине, обусловленной состоянием здоровья, что подтверждается представленными листками нетрудоспособности. При этом выводами заключения о результатах служебной проверки подтверждается факт нарушения права истца на предоставление отпуска в соответствии с утвержденным графиком, что судом первой инстанции было оставлено без внимания.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)С таким выводом не согласился суд апелляционной инстанции, который, отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований А. о компенсации морального вреда и взыскивая в ее пользу с данного ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., со ссылкой на положения ст. 114, 237, 392 ТК РФ, ст. 13, 23, 46, 73 Федерального закона N 79-ФЗ указал на пропуск истцом срока обращения в суд с иском по уважительной причине, обусловленной состоянием здоровья, что подтверждается представленными листками нетрудоспособности. При этом выводами заключения о результатах служебной проверки подтверждается факт нарушения права истца на предоставление отпуска в соответствии с утвержденным графиком, что судом первой инстанции было оставлено без внимания.