79-фз госслужащий
Подборка наиболее важных документов по запросу 79-фз госслужащий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Служебная проверка" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Доводы кассационной жалобы о том, что истец не был ознакомлен должным образом с текстом служебного письма начальника Управления Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю П. от 19 июня 2023 г. N исх-01-10-306/2023, а также приложенным актом от 14 июня 2023 г. в связи с непредоставлением копий документов или возможности произвести их фотофиксацию, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу пункта 3 части 8 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ ознакомление государственного служащего с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки является правом государственного гражданского служащего, реализуемым им по своему усмотрению. Из материалов дела усматривается, что истец ознакомлен с заключением по результатам служебной проверки."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Этика госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 18, 19 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Общие принципы служебного поведения госслужащих, Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов, п. 31 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 18, 19 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Общие принципы служебного поведения госслужащих, Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов, п. 31 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственные гражданские служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия к ним со стороны работодателя, в том числе в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственные гражданские служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия к ним со стороны работодателя, в том числе в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя и непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя и непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты. К примеру, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты. К примеру, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Правовые основы построения гражданской службы определяются положениями Конституции Российской Федерации, которой устанавливается право граждан Российской Федерации (далее - граждане) свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, участвовать в управлении делами государства. Частью 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип равного доступа граждан к государственной службе. При этом основным средством, обеспечивающим равенство при замещении вакантных должностей гражданской службы и формирование квалифицированного кадрового состава, является процедура конкурсного отбора. Конкурентный порядок назначения на должности гражданской службы способствует реализации на практике закрепленного п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 79-ФЗ) принципа профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Правовые основы построения гражданской службы определяются положениями Конституции Российской Федерации, которой устанавливается право граждан Российской Федерации (далее - граждане) свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, участвовать в управлении делами государства. Частью 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип равного доступа граждан к государственной службе. При этом основным средством, обеспечивающим равенство при замещении вакантных должностей гражданской службы и формирование квалифицированного кадрового состава, является процедура конкурсного отбора. Конкурентный порядок назначения на должности гражданской службы способствует реализации на практике закрепленного п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 79-ФЗ) принципа профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Нужно отметить, что к утрате доверия ведет совершение не только коррупционного правонарушения, но и иного корыстного правонарушения, например мелкого хищения чужого имущества. Иногда состояние утраты доверия формируется под воздействием политических факторов. Исходя из этого следует подчеркнуть, что служащий, да и работник бюджетной организации должен быть политически нейтральным. Так, Закон N 79-ФЗ закрепляет, что "государственному служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий" (п. 13 ст. 17). Закон N 342-ФЗ также определяет, что "сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий" (п. 6 ст. 4). За участие в оппозиционной политической деятельности государственный служащий может быть уволен, но это не увольнение в юридическом понимании смысла "по утрате доверия", хотя, конечно, доверие к такому лицу со стороны государства теряется.
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Нужно отметить, что к утрате доверия ведет совершение не только коррупционного правонарушения, но и иного корыстного правонарушения, например мелкого хищения чужого имущества. Иногда состояние утраты доверия формируется под воздействием политических факторов. Исходя из этого следует подчеркнуть, что служащий, да и работник бюджетной организации должен быть политически нейтральным. Так, Закон N 79-ФЗ закрепляет, что "государственному служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий" (п. 13 ст. 17). Закон N 342-ФЗ также определяет, что "сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий" (п. 6 ст. 4). За участие в оппозиционной политической деятельности государственный служащий может быть уволен, но это не увольнение в юридическом понимании смысла "по утрате доверия", хотя, конечно, доверие к такому лицу со стороны государства теряется.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но, как усматривается из текста ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", к периоду замещения должности федеральной государственной гражданской службы также применяется слово "прохождение".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но, как усматривается из текста ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", к периоду замещения должности федеральной государственной гражданской службы также применяется слово "прохождение".
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральный закон N 79-ФЗ содержит правовые нормы, закрепляющие письменную форму заявления (объяснения) госслужащего. Например, ст. 58 предусматривает письменное объяснение гражданского служащего при применении дисциплинарного взыскания, ст. 70 - порядок рассмотрения письменного заявления гражданского служащего в комиссии по служебным спорам, куда может быть обжаловано взыскание.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральный закон N 79-ФЗ содержит правовые нормы, закрепляющие письменную форму заявления (объяснения) госслужащего. Например, ст. 58 предусматривает письменное объяснение гражданского служащего при применении дисциплинарного взыскания, ст. 70 - порядок рассмотрения письменного заявления гражданского служащего в комиссии по служебным спорам, куда может быть обжаловано взыскание.
Статья: Понижение в должности. Анахронизм советского права или работающий механизм?
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Также надо учитывать, что в ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3> установлена классификация должностей государственной гражданской службы, с помощью которой можно определить, как соотносятся должности госслужбы между собой <4>. В частности, должности подразделяются:
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Также надо учитывать, что в ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3> установлена классификация должностей государственной гражданской службы, с помощью которой можно определить, как соотносятся должности госслужбы между собой <4>. В частности, должности подразделяются:
Готовое решение: Что нужно учесть перед приемом на работу внутреннего или внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)государственные, муниципальные служащие (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)государственные, муниципальные служащие (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ);
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2024 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.