59 фз анонимное обращение
Подборка наиболее важных документов по запросу 59 фз анонимное обращение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9 "Обязательность принятия обращения к рассмотрению" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Таким образом, обращение Григоряна Армена подано в полном соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ и не может быть признано анонимным. Обязанность Рослесхоза по рассмотрению обращения гражданина Григоряна Армена следует из положений части 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Организация и проведение внеплановой проверки" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Суды, проанализировав материалы дела с учетом положений статей 4, 7, 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статей 2, 6, 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ верно указали, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (анонимные обращения), не могут служить основанием для проведения проверки. Жалоба без подтверждения паспортных данных может быть основанием только для выхода на осмотр, не для административного расследования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основой данной нормы является реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права на обращение и в этой связи обязательность рассмотрения всех без исключения обращений наряду с предусмотренной ч. 2 ст. 8 Закона N 59-ФЗ обязательной регистрацией обращения, что корреспондирует с нормами ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9, п. п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 13 Закона N 59-ФЗ. Если обращение не анонимно и возможно установить адрес для направления ответа, поступило в орган или должностному лицу публичной власти в соответствии с их компетенцией, гражданину дается мотивированный ответ, в иных случаях дается уведомление, предусмотренное п. 3 ст. 5, ч. 3 и 3.1 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основой данной нормы является реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права на обращение и в этой связи обязательность рассмотрения всех без исключения обращений наряду с предусмотренной ч. 2 ст. 8 Закона N 59-ФЗ обязательной регистрацией обращения, что корреспондирует с нормами ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9, п. п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 13 Закона N 59-ФЗ. Если обращение не анонимно и возможно установить адрес для направления ответа, поступило в орган или должностному лицу публичной власти в соответствии с их компетенцией, гражданину дается мотивированный ответ, в иных случаях дается уведомление, предусмотренное п. 3 ст. 5, ч. 3 и 3.1 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ.
Статья: Рассмотрение анонимных обращений в органах прокуратуры
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Действующее федеральное законодательство Российской Федерации не содержит дефиниции понятия "анонимное обращение". Однако Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) предусматривает в целом аналогичные требования к письменному обращению (ч. 1 ст. 7). Полагаем, что несоответствие обращения указанным в Законе требованиям позволяет считать его анонимным и в настоящее время.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Действующее федеральное законодательство Российской Федерации не содержит дефиниции понятия "анонимное обращение". Однако Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) предусматривает в целом аналогичные требования к письменному обращению (ч. 1 ст. 7). Полагаем, что несоответствие обращения указанным в Законе требованиям позволяет считать его анонимным и в настоящее время.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2013 N АКПИ13-42
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 18.3, 41, 42.1, 119 и 174 Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утв. Приказом МВД России от 12.12.2011 N 1221>Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 18.3, 41, 42.1, 119 и 174 Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утв. Приказом МВД России от 12.12.2011 N 1221>Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Приказ Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ"
(вместе с "Методическими рекомендациями по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора)")5.6. Обращения граждан подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ"
(вместе с "Методическими рекомендациями по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора)")5.6. Обращения граждан подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Статья: О некоторых проблемах при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры и вариантах совершенствования правового регулирования этих правоотношений
(Анисимов Г.Г.)
("Законность", 2022, N 1)Подобные заявления зачастую не соответствуют требованиям ст. 7 Федерального закона N 59-ФЗ, направляются не в форме электронного документа и не всегда содержат достоверные сведения об авторе.
(Анисимов Г.Г.)
("Законность", 2022, N 1)Подобные заявления зачастую не соответствуют требованиям ст. 7 Федерального закона N 59-ФЗ, направляются не в форме электронного документа и не всегда содержат достоверные сведения об авторе.
Статья: К вопросу о квалификации заведомо ложного доноса
(Самойлюк Н.В., Чехонина Д.П.)
("Российский судья", 2020, N 12)Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является заведомость. То есть субъекту преступления заранее, до момента начала совершения общественно опасного деяния, известно, что информация, им предоставляемая, не соответствует действительности. Способы доноса могут быть любыми и на квалификацию не влияют. Донос осуществляется как устно, так и письменно, от собственного имени, другого лица, а также анонимно. Несмотря на то что на анонимные обращения граждан не дается ответа, проверить сведения, содержащиеся в таком обращении, правоохранительные органы обязаны, что регламентируется в том числе Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <4>.
(Самойлюк Н.В., Чехонина Д.П.)
("Российский судья", 2020, N 12)Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является заведомость. То есть субъекту преступления заранее, до момента начала совершения общественно опасного деяния, известно, что информация, им предоставляемая, не соответствует действительности. Способы доноса могут быть любыми и на квалификацию не влияют. Донос осуществляется как устно, так и письменно, от собственного имени, другого лица, а также анонимно. Несмотря на то что на анонимные обращения граждан не дается ответа, проверить сведения, содержащиеся в таком обращении, правоохранительные органы обязаны, что регламентируется в том числе Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <4>.
Ситуация: Что делать при задержке выплаты зарплаты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если обращение подано анонимно, однако изложенная в нем информация требует применения мер прокурорского реагирования, обращение рассматривается без уведомления заявителя о принятом решении (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если обращение подано анонимно, однако изложенная в нем информация требует применения мер прокурорского реагирования, обращение рассматривается без уведомления заявителя о принятом решении (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2020).
Статья: О правовых последствиях анонимных обращений в ФАС России
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Особенно важен для нас был вывод о том, что оспариваемым требованием (запросом) Татарстанского УФАС России нарушены права и законные интересы ПАО "Нижнекамскнефтехим" в сфере экономической деятельности, в том числе право на осуществление этой деятельности без произвольного вмешательства государственных органов, которое защищено в том числе запретом на рассмотрение государственными органами анонимных обращений (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и на использование имени другого лица без его согласия (п. 4 ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации).
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Особенно важен для нас был вывод о том, что оспариваемым требованием (запросом) Татарстанского УФАС России нарушены права и законные интересы ПАО "Нижнекамскнефтехим" в сфере экономической деятельности, в том числе право на осуществление этой деятельности без произвольного вмешательства государственных органов, которое защищено в том числе запретом на рассмотрение государственными органами анонимных обращений (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и на использование имени другого лица без его согласия (п. 4 ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. п. 2.2.1, 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. п. 2.2.1, 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161).