400 предельный индекс
Подборка наиболее важных документов по запросу 400 предельный индекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 157.1 "Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" ЖК РФ"Проанализировав положения статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" суд обоснованно исходил из того, что недопущение превышения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги относится к вопросам размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и находится в сфере жилищного, а не тарифного законодательства. В то же время предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а устанавливает ограничения роста платы граждан за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и применяется к совокупному платежу. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей. Законодательство в сфере тарифного регулирования не содержит положений, позволяющих уменьшать НВВ отдельной ресурсоснабжающей организации по мотивам необходимости соблюдения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за все коммунальные услуги."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 209 "Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим" КАС РФ"Вопреки доводам административных истцов, которые в нарушение требований пункта 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не указали конкретные нормы нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которые по их мнению были нарушены ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта, Указ Губернатора Оренбургской области "Об изменении (пересмотре) предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Оренбургской области" (в части пунктов 3 приложений N 1, N 2) принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, противоречий постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в судебном заседании не установлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов (п. 8.4 комментируемой статьи) установлен разделом VI Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400 (ред. от 3 марта 2022 г.) "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (вместе с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов (п. 8.4 комментируемой статьи) установлен разделом VI Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400 (ред. от 3 марта 2022 г.) "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (вместе с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации).
Ситуация: Установлены ли ограничения на повышение тарифов ЖКХ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исполнительные органы субъекта РФ осуществляют мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор. Если фактическое увеличение размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, уполномоченный орган выдает лицу, виновному в таком увеличении, предписание об устранении нарушений. В течение 15 рабочих дней со дня его выдачи размер платы должен быть изменен. В указанном случае гражданину по его заявлению выплачивается компенсация (п. 61 Основ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400; п. 1 Постановления Правительства МО от 30.12.2019 N 1073/45).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исполнительные органы субъекта РФ осуществляют мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор. Если фактическое увеличение размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, уполномоченный орган выдает лицу, виновному в таком увеличении, предписание об устранении нарушений. В течение 15 рабочих дней со дня его выдачи размер платы должен быть изменен. В указанном случае гражданину по его заявлению выплачивается компенсация (п. 61 Основ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400; п. 1 Постановления Правительства МО от 30.12.2019 N 1073/45).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")8. Установление цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с учетом пунктов 48(1) и 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, не является основанием для изменения (пересмотра) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам Российской Федерации в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")8. Установление цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с учетом пунктов 48(1) и 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, не является основанием для изменения (пересмотра) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам Российской Федерации в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Вопрос: О росте цен на твердое топливо (уголь, дрова, пеллеты).
("Официальный сайт ФАС России", 2022)В соответствии с пунктом 58 Основ формирования индексов предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)В соответствии с пунктом 58 Основ формирования индексов предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.
Статья: Питьевое водоснабжение. Мнения
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)В целях решения проблемы дефицита тарифных источников финансирования, который препятствует должному функционированию и развитию систем водоснабжения, Комитетом предложено внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации <7>, в соответствии с которым в настоящее время устанавливаются предельные индексы повышения тарифов в сфере ЖКХ, в части возможности превышать данный индекс путем введения инвестиционной надбавки и заключения регуляторного соглашения субъекта Российской Федерации (или органов местного самоуправления) с ресурсоснабжающими организациями.
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)В целях решения проблемы дефицита тарифных источников финансирования, который препятствует должному функционированию и развитию систем водоснабжения, Комитетом предложено внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации <7>, в соответствии с которым в настоящее время устанавливаются предельные индексы повышения тарифов в сфере ЖКХ, в части возможности превышать данный индекс путем введения инвестиционной надбавки и заключения регуляторного соглашения субъекта Российской Федерации (или органов местного самоуправления) с ресурсоснабжающими организациями.
Вопрос: В чем может быть причина завышенной стоимости коммунальных услуг?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В случае если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, превышает размер установленного предельного индекса, то размер платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом государственного жилищного надзора обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (п. 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В случае если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, превышает размер установленного предельного индекса, то размер платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом государственного жилищного надзора обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (п. 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400).
Вопрос: Чем обусловлено превышение вносимой гражданами платы за услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами над предельным (максимальным) индексом изменения, установленным на очередной год?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Исходя из содержания статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункта 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Исходя из содержания статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункта 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.
Вопрос: По вопросу предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.
Статья: К вопросу о минимальном размере оплаты труда в странах БРИКС
(Шестерякова И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В соответствии с Законом от 2019 г. N 184 "О заработной плате" <7> минимальная заработная плата определяется как уровень дохода квалифицированных и неквалифицированных рабочих, который обеспечивает устойчивый уровень жизни, а также определенный уровень комфорта. Закон N 184 также предусматривает, что структура минимальной заработной платы и заработной платы в Индии различается в зависимости от следующих факторов: штат, территория в пределах штата в зависимости от уровня развития (зоны), отрасли, профессии и уровня квалификации. В Индии используется сложный метод установления минимальной заработной платы, который определяет почти 2 000 различных видов работ для неквалифицированных рабочих и более 400 категорий занятости с минимальной дневной заработной платой для каждого вида работы. Ежемесячный расчет минимальной заработной платы включает компонент надбавки за переменную дороговизну (VDA), которая учитывает инфляционные тенденции, то есть увеличение или уменьшение индекса потребительских цен (ИПЦ), и надбавку за аренду жилья (HRA). О важности вопроса об установлении минимального размера оплаты труда говорит тот факт, что с 3 июня 2021 г. был учрежден Экспертный комитет по минимальной заработной плате. Минимальная заработная плата на национальном уровне составляет около 178 индийских рупий (2,16 долл. США) в день, что составляет 5 340 индийских рупий (примерно 65 долл. США) в месяц. Минимальная заработная плата не только поддерживает минимальный уровень занятости, но и направлена на постоянное улучшение жизненного уровня населения <8>. С 1 октября 2022 г. заработная плата неквалифицированных рабочих увеличена с 16 506 до 16 792 индийских рупий, полуквалифицированных рабочих - с 18 187 до 18 499 индийских рупий и квалифицированных рабочих - с 20 019 до 20 357 индийских рупий <9>. В разных штатах с 2023 г. также произошло увеличение минимального размера оплаты труда для разных категорий работников. Например, с 1 апреля 2023 г. в штате Андхра-Прадеш минимальная заработная плата менеджера / менеджера по продажам / сотрудника службы безопасности / программиста (зона 1, категории "магазины") составляет 12 936,20 рупии в месяц <10>; слесаря по сборке велосипедов / помощника / помощника / водяного / мальчика в магазине / помощника / курьера / перевозчика газового баллона (зона 1, категории "магазины") составляет 11 079,20 рупии в месяц. В штате Дели минимальный размер заработной платы неквалифицированного работника составляет 17 234 рупии в месяц, а квалифицированного работника - 20 903 рупии <11>.
(Шестерякова И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В соответствии с Законом от 2019 г. N 184 "О заработной плате" <7> минимальная заработная плата определяется как уровень дохода квалифицированных и неквалифицированных рабочих, который обеспечивает устойчивый уровень жизни, а также определенный уровень комфорта. Закон N 184 также предусматривает, что структура минимальной заработной платы и заработной платы в Индии различается в зависимости от следующих факторов: штат, территория в пределах штата в зависимости от уровня развития (зоны), отрасли, профессии и уровня квалификации. В Индии используется сложный метод установления минимальной заработной платы, который определяет почти 2 000 различных видов работ для неквалифицированных рабочих и более 400 категорий занятости с минимальной дневной заработной платой для каждого вида работы. Ежемесячный расчет минимальной заработной платы включает компонент надбавки за переменную дороговизну (VDA), которая учитывает инфляционные тенденции, то есть увеличение или уменьшение индекса потребительских цен (ИПЦ), и надбавку за аренду жилья (HRA). О важности вопроса об установлении минимального размера оплаты труда говорит тот факт, что с 3 июня 2021 г. был учрежден Экспертный комитет по минимальной заработной плате. Минимальная заработная плата на национальном уровне составляет около 178 индийских рупий (2,16 долл. США) в день, что составляет 5 340 индийских рупий (примерно 65 долл. США) в месяц. Минимальная заработная плата не только поддерживает минимальный уровень занятости, но и направлена на постоянное улучшение жизненного уровня населения <8>. С 1 октября 2022 г. заработная плата неквалифицированных рабочих увеличена с 16 506 до 16 792 индийских рупий, полуквалифицированных рабочих - с 18 187 до 18 499 индийских рупий и квалифицированных рабочих - с 20 019 до 20 357 индийских рупий <9>. В разных штатах с 2023 г. также произошло увеличение минимального размера оплаты труда для разных категорий работников. Например, с 1 апреля 2023 г. в штате Андхра-Прадеш минимальная заработная плата менеджера / менеджера по продажам / сотрудника службы безопасности / программиста (зона 1, категории "магазины") составляет 12 936,20 рупии в месяц <10>; слесаря по сборке велосипедов / помощника / помощника / водяного / мальчика в магазине / помощника / курьера / перевозчика газового баллона (зона 1, категории "магазины") составляет 11 079,20 рупии в месяц. В штате Дели минимальный размер заработной платы неквалифицированного работника составляет 17 234 рупии в месяц, а квалифицированного работника - 20 903 рупии <11>.