3-фз депутат
Подборка наиболее важных документов по запросу 3-фз депутат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы
(Орлова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Многие ограничения, запреты и обязанности депутатов Государственной Думы содержатся в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <2> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Так, исходя из перечисленных положений ст. 8 Федерального закона N 3-ФЗ депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями, рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями <3>.
(Орлова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Многие ограничения, запреты и обязанности депутатов Государственной Думы содержатся в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <2> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Так, исходя из перечисленных положений ст. 8 Федерального закона N 3-ФЗ депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями, рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями <3>.
Статья: 30 лет Парламенту России
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Рассмотрение вопросов совершенствования правового статуса депутата по типу смешанного мандата никак не касается сенаторов, в отечественной научной литературе зачастую в целом мандат сопряжен с депутатами. В широком же смысле мандат - это отношение представительства. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 3-ФЗ депутат - представитель народа, а сенатор, в силу п. "а" - "в" ч. 1 этого Закона, представитель субъекта Федерации; Президент, прекративший исполнение своих полномочий; представитель России, назначенный Президентом. Положения действующего законодательства не определяют возможности прямых выборов сенаторов. Хотя практика избрания населением в федеративных государствах членов верхней палаты парламента имеется. В 1913 г. 17-й поправкой к Конституции США был изменен порядок наделения сенаторов полномочиями, и в настоящее время они избираются населением соответствующего штата.
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Рассмотрение вопросов совершенствования правового статуса депутата по типу смешанного мандата никак не касается сенаторов, в отечественной научной литературе зачастую в целом мандат сопряжен с депутатами. В широком же смысле мандат - это отношение представительства. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 3-ФЗ депутат - представитель народа, а сенатор, в силу п. "а" - "в" ч. 1 этого Закона, представитель субъекта Федерации; Президент, прекративший исполнение своих полномочий; представитель России, назначенный Президентом. Положения действующего законодательства не определяют возможности прямых выборов сенаторов. Хотя практика избрания населением в федеративных государствах членов верхней палаты парламента имеется. В 1913 г. 17-й поправкой к Конституции США был изменен порядок наделения сенаторов полномочиями, и в настоящее время они избираются населением соответствующего штата.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях материального обеспечения деятельности сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и их помощников на территориях, определенных в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", осуществляется соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на основании заявок, представляемых законодательным или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, или документов, подтверждающих фактическое осуществление расходов на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников.
(ред. от 31.07.2025)Распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях материального обеспечения деятельности сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и их помощников на территориях, определенных в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", осуществляется соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на основании заявок, представляемых законодательным или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, или документов, подтверждающих фактическое осуществление расходов на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников.
Статья: Вопросы квалификации незаконного участия в предпринимательской деятельности
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 9)Так, согласно пп. "в" и "г" ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, в том числе входить в состав таких органов управления коммерческой организации, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления, а также участвовать (за некоторыми названными здесь исключениями) в работе общего собрания как высшего органа управления хозяйственного общества. Оговорки относительно запрета осуществления такой деятельности и через доверенных лиц здесь нет. Другие законы запрещают названным в них субъектам, некоторые из которых наделены статусом должностного лица, заниматься через доверенное лицо предпринимательской деятельностью, но в то же время участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (за исключением предусмотренных здесь случаев) им нельзя только лично, поскольку оговорки относительно запрета такого участия "через доверенное лицо" закон не содержит <6>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 9)Так, согласно пп. "в" и "г" ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, в том числе входить в состав таких органов управления коммерческой организации, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления, а также участвовать (за некоторыми названными здесь исключениями) в работе общего собрания как высшего органа управления хозяйственного общества. Оговорки относительно запрета осуществления такой деятельности и через доверенных лиц здесь нет. Другие законы запрещают названным в них субъектам, некоторые из которых наделены статусом должностного лица, заниматься через доверенное лицо предпринимательской деятельностью, но в то же время участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (за исключением предусмотренных здесь случаев) им нельзя только лично, поскольку оговорки относительно запрета такого участия "через доверенное лицо" закон не содержит <6>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного ему в соответствии с Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в соответствующем периоде 2,8 должностного оклада, установленного Президентом Российской Федерации после 01.08.2006 по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы. Перечень соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждается Президентом Российской Федерации.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного ему в соответствии с Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в соответствующем периоде 2,8 должностного оклада, установленного Президентом Российской Федерации после 01.08.2006 по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы. Перечень соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждается Президентом Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с вносимыми комментируемой статьей изменениями в Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" аналогичное правило действует в отношении сотрудника органа принудительного исполнения, который был принят на работу в качестве помощника члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с вносимыми комментируемой статьей изменениями в Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" аналогичное правило действует в отношении сотрудника органа принудительного исполнения, который был принят на работу в качестве помощника члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья: Президент Российской Федерации как сторона конституционного судебного процесса
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Следует отметить, что глава государства относительно редко обращается в Конституционный Суд РФ абстрактно, вне связи с конкретным делом. Большинство таких запросов приходилось на середину - конец 90-х гг. XX в., и в основном связаны они были с признанием неконституционными нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации либо федеральных законов. Например, по запросам главы государства проверялась конституционность положений Конституции Республики Хакасия, Устава Тамбовской области, Федеральных законов от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" и др. При поступлении в Суд запроса Президента РФ о признании федерального закона не соответствующим Конституции РФ, как правило, на стороне органа, издавшего оспариваемый акт, выступают палаты Федерального Собрания РФ в лице своих представителей. Между тем очевидно, что Президент РФ одновременно является и лицом, которое участвовало в принятии федерального закона, поскольку его подписало и обнародовало, не считая его на тот момент неконституционным. В настоящее время у главы государства появилось право обратиться по вопросу о конституционности закона до его подписания, что решает указанную проблему. Есть примеры обращения Президента РФ с запросом о проверке подзаконного акта, в частности постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ <17>. В практике Конституционного Суда РФ имеются и примеры соединения дел в одном производстве по запросу Президента РФ и по жалобам граждан в случае, если они касаются одного и того же предмета <18>. Интерес с точки зрения процессуальных моментов представляет то, что здесь Президент РФ выступает заявителем в рамках абстрактного нормоконтроля, в то время как граждане обращаются в связи с конкретным делом.
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Следует отметить, что глава государства относительно редко обращается в Конституционный Суд РФ абстрактно, вне связи с конкретным делом. Большинство таких запросов приходилось на середину - конец 90-х гг. XX в., и в основном связаны они были с признанием неконституционными нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации либо федеральных законов. Например, по запросам главы государства проверялась конституционность положений Конституции Республики Хакасия, Устава Тамбовской области, Федеральных законов от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" и др. При поступлении в Суд запроса Президента РФ о признании федерального закона не соответствующим Конституции РФ, как правило, на стороне органа, издавшего оспариваемый акт, выступают палаты Федерального Собрания РФ в лице своих представителей. Между тем очевидно, что Президент РФ одновременно является и лицом, которое участвовало в принятии федерального закона, поскольку его подписало и обнародовало, не считая его на тот момент неконституционным. В настоящее время у главы государства появилось право обратиться по вопросу о конституционности закона до его подписания, что решает указанную проблему. Есть примеры обращения Президента РФ с запросом о проверке подзаконного акта, в частности постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ <17>. В практике Конституционного Суда РФ имеются и примеры соединения дел в одном производстве по запросу Президента РФ и по жалобам граждан в случае, если они касаются одного и того же предмета <18>. Интерес с точки зрения процессуальных моментов представляет то, что здесь Президент РФ выступает заявителем в рамках абстрактного нормоконтроля, в то время как граждане обращаются в связи с конкретным делом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы РФ в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации на основании ст. 19 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы РФ в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации на основании ст. 19 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении;
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)С 1 января 2019 г. на основании ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" у Минтруда России появилась функция учета заявлений об отказе от ежемесячной доплаты к пенсии, поданных в соответствии с названным Федеральным законом.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)С 1 января 2019 г. на основании ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" у Минтруда России появилась функция учета заявлений об отказе от ежемесячной доплаты к пенсии, поданных в соответствии с названным Федеральным законом.