2 НДФЛ налоговая тайна
Подборка наиболее важных документов по запросу 2 НДФЛ налоговая тайна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 100 "Оформление результатов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган провел выездную налоговую проверку, результат которой отразил в акте проверки. Налогоплательщик полагал, что непредставление вместе с актом полных выписок по расчетным счетам его контрагентов и их налоговой отчетности, подтверждающих факты нарушений налогового законодательства, противоречит п. 3.1 ст. 100 НК РФ, подал жалобу на бездействие должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган. Вышестоящий налоговый орган в удовлетворении жалобы отказал, указав, что руководителем указанных контрагентов являются учредители и сотрудники общества. Следовательно, данные об их расчетных счетах должны быть известны налогоплательщику. Налогоплательщик оспорил в суде бездействие должностных лиц налогового органа. Суд не согласился с позицией налогового органа и указал, что указанное обстоятельство не отменяет императивного требования п. 3.1 ст. 100 НК РФ. Названные документы не относятся к документообороту общества, в связи с чем налоговый орган обязан предоставить их в приложении к акту проверки. Таким образом, налогоплательщик был лишен права на ознакомление со всеми материалами дела и предоставление возражений по материалам налоговой проверки. Следовательно, действия налогового органа неправомерны. При рассмотрении дела в суде ФНС России признала незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непредставлении налогоплательщику с актом выписок по расчетным счетам и документов, содержащих информацию в отношении указанных в акте контрагентов: об отсутствии имущества, земельных участков, транспортных средств, о непредставлении справок по форме 2-НДФЛ, минимальных показателях налоговой отчетности, соответствующие документы были налогоплательщику представлены. Суд обязал налоговый орган представить налогоплательщику для ознакомления налоговые декларации его контрагентов по НДС и налогу на прибыль (за исключением ряда разделов), поскольку они не содержат налоговой тайны и были положены в основу выводов налогового органа о налоговых обязательствах общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган провел выездную налоговую проверку, результат которой отразил в акте проверки. Налогоплательщик полагал, что непредставление вместе с актом полных выписок по расчетным счетам его контрагентов и их налоговой отчетности, подтверждающих факты нарушений налогового законодательства, противоречит п. 3.1 ст. 100 НК РФ, подал жалобу на бездействие должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган. Вышестоящий налоговый орган в удовлетворении жалобы отказал, указав, что руководителем указанных контрагентов являются учредители и сотрудники общества. Следовательно, данные об их расчетных счетах должны быть известны налогоплательщику. Налогоплательщик оспорил в суде бездействие должностных лиц налогового органа. Суд не согласился с позицией налогового органа и указал, что указанное обстоятельство не отменяет императивного требования п. 3.1 ст. 100 НК РФ. Названные документы не относятся к документообороту общества, в связи с чем налоговый орган обязан предоставить их в приложении к акту проверки. Таким образом, налогоплательщик был лишен права на ознакомление со всеми материалами дела и предоставление возражений по материалам налоговой проверки. Следовательно, действия налогового органа неправомерны. При рассмотрении дела в суде ФНС России признала незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непредставлении налогоплательщику с актом выписок по расчетным счетам и документов, содержащих информацию в отношении указанных в акте контрагентов: об отсутствии имущества, земельных участков, транспортных средств, о непредставлении справок по форме 2-НДФЛ, минимальных показателях налоговой отчетности, соответствующие документы были налогоплательщику представлены. Суд обязал налоговый орган представить налогоплательщику для ознакомления налоговые декларации его контрагентов по НДС и налогу на прибыль (за исключением ряда разделов), поскольку они не содержат налоговой тайны и были положены в основу выводов налогового органа о налоговых обязательствах общества.
Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2020 N 307-ЭС20-19011 по делу N А56-137254/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе представить справки по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах в отношении сотрудников общества, об обязании представить указанные сведения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку запрошенные документы и сведения содержат налоговую тайну и персональные данные, у налогового органа отсутствует обязанность по их представлению.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и исходили из правомерности отказа инспекции в предоставлении управляющему копии справок по форме 2-НДФЛ и реестров сведений о доходах работников общества, составляющих налоговую тайну.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе представить справки по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах в отношении сотрудников общества, об обязании представить указанные сведения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку запрошенные документы и сведения содержат налоговую тайну и персональные данные, у налогового органа отсутствует обязанность по их представлению.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и исходили из правомерности отказа инспекции в предоставлении управляющему копии справок по форме 2-НДФЛ и реестров сведений о доходах работников общества, составляющих налоговую тайну.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 3. По мнению конкурсного управляющего, налоговый орган неправомерно отказал в предоставлении в отношении должника информации по доходам, отчетности по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, ссылаясь на режим налоговой тайны.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 3. По мнению конкурсного управляющего, налоговый орган неправомерно отказал в предоставлении в отношении должника информации по доходам, отчетности по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, ссылаясь на режим налоговой тайны.
Статья: Недооценка резервов при кредитовании как основание ответственности менеджмента банка в процедуре банкротства
(Баянов Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Например, в деле по иску банка "Уральский финансовый дом" Банк России выдал предписание расклассифицировать ссуды 47 заемщиков - физических лиц не выше III категории качества с доформированием резервов до 50 процентов. Причиной стал тот факт, что эти физические лица уплатили НДФЛ в спорные периоды в меньшей сумме, чем полагалось согласно представленным ими в банк справкам 2-НДФЛ. То есть предоставлялись недостоверные данные. Этот факт был установлен Банком России на основании работы автоматического программного комплекса "Анализ корреспондентских счетов".
(Баянов Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Например, в деле по иску банка "Уральский финансовый дом" Банк России выдал предписание расклассифицировать ссуды 47 заемщиков - физических лиц не выше III категории качества с доформированием резервов до 50 процентов. Причиной стал тот факт, что эти физические лица уплатили НДФЛ в спорные периоды в меньшей сумме, чем полагалось согласно представленным ими в банк справкам 2-НДФЛ. То есть предоставлялись недостоверные данные. Этот факт был установлен Банком России на основании работы автоматического программного комплекса "Анализ корреспондентских счетов".
Нормативные акты
<Письмо> УФНС РФ по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@
<Об определении налоговой тайны>В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
<Об определении налоговой тайны>В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 18.04.2016 N 03-04-06/22209 <Указание в справке по форме 2-НДФЛ ИНН по уволенным сотрудникам>
(Дегтяренко А.С.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2016, N 18)Напомним: по форме 2-НДФЛ в отношении доходов россиян проверяется заполнение поля "ИНН в Российской Федерации". И хотя ИНН не является обязательным реквизитом справки, контролирующие органы неоднократно рекомендовали налоговым агентам предпринимать все возможные усилия по идентификации налогоплательщиков, получивших от них доход. Ведь сведения об ИНН физических лиц не составляют налоговую тайну и при необходимости могут запрашиваться (Письма Минфина России от 04.08.2015 N 03-04-06/44917, от 07.05.2015 N 03-04-06/26534).
(Дегтяренко А.С.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2016, N 18)Напомним: по форме 2-НДФЛ в отношении доходов россиян проверяется заполнение поля "ИНН в Российской Федерации". И хотя ИНН не является обязательным реквизитом справки, контролирующие органы неоднократно рекомендовали налоговым агентам предпринимать все возможные усилия по идентификации налогоплательщиков, получивших от них доход. Ведь сведения об ИНН физических лиц не составляют налоговую тайну и при необходимости могут запрашиваться (Письма Минфина России от 04.08.2015 N 03-04-06/44917, от 07.05.2015 N 03-04-06/26534).
Статья: Налоговая тайна, или По секрету всему свету
(Морозова О.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2017, N 16)Сведения о доходах физических лиц
(Морозова О.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2017, N 16)Сведения о доходах физических лиц
Вопрос: Об отнесении в целях НДФЛ информации о персональных данных конкретных налогоплательщиков к налоговой тайне.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@)В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@)В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2021 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 3)(-) 2. По мнению конкурсного управляющего, налоговый орган должен был представить по его запросу справки по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах сотрудников организации-должника.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 3)(-) 2. По мнению конкурсного управляющего, налоговый орган должен был представить по его запросу справки по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах сотрудников организации-должника.
Статья: НДФЛ-2022: обзор разъяснений и изменений по итогам первого полугодия
(Телегус А.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9)Напомним, что эта справка является приложением 1 к форме 6-НДФЛ (ранее - 2-НДФЛ). В Письме ФНС России от 03.02.2022 N БС-4-11/1208@ рассмотрен вопрос о заполнении реквизита "Номер справки". Так, согласно п. 5.2 Порядка заполнения расчета по форме 6-НДФЛ (Приложение 2 к Приказу ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@) в данном поле указывается уникальный порядковый номер справки о доходах и суммах налога физического лица в отчетном налоговом периоде, присваиваемый налоговым агентом. Налоговый агент самостоятельно определяет порядок присвоения уникальных номеров справкам о доходах и суммах налога физических лиц, представляемым им в отношении каждого своего обособленного подразделения.
(Телегус А.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9)Напомним, что эта справка является приложением 1 к форме 6-НДФЛ (ранее - 2-НДФЛ). В Письме ФНС России от 03.02.2022 N БС-4-11/1208@ рассмотрен вопрос о заполнении реквизита "Номер справки". Так, согласно п. 5.2 Порядка заполнения расчета по форме 6-НДФЛ (Приложение 2 к Приказу ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@) в данном поле указывается уникальный порядковый номер справки о доходах и суммах налога физического лица в отчетном налоговом периоде, присваиваемый налоговым агентом. Налоговый агент самостоятельно определяет порядок присвоения уникальных номеров справкам о доходах и суммах налога физических лиц, представляемым им в отношении каждого своего обособленного подразделения.
Вопрос: О документальном подтверждении доходов по операциям с ценными бумагами для целей НДФЛ.
(Письмо ФНС России от 11.04.2016 N БС-4-11/6236)Таким образом, документом, подтверждающим доходы физического лица по операциям с ценными бумагами, могут быть сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
(Письмо ФНС России от 11.04.2016 N БС-4-11/6236)Таким образом, документом, подтверждающим доходы физического лица по операциям с ценными бумагами, могут быть сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
Вопрос: О сведениях о физлицах-должниках, которые судебные приставы-исполнители вправе запросить у налоговых органов.
(Письмо ФНС России от 10.04.2017 N БС-4-11/6668@)Учитывая изложенное, предоставление налоговыми органами сведений о доходах должника по форме 2-НДФЛ, являющихся налоговой тайной, по запросу судебного пристава-исполнителя законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве не установлено.
(Письмо ФНС России от 10.04.2017 N БС-4-11/6668@)Учитывая изложенное, предоставление налоговыми органами сведений о доходах должника по форме 2-НДФЛ, являющихся налоговой тайной, по запросу судебного пристава-исполнителя законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве не установлено.
"Правовые аспекты семейных отношений: ответы на вопросы и комментарии"
(выпуск 13)
(Тарасенкова А.Н.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Как определить состав и размер доходов плательщика алиментов? Даже самый легковерный человек в наше время вряд ли поверит размеру зарплаты, указанному в справке с места работы. Больше доверия может заслуживать справка 2-НДФЛ или налоговая декларация, но получить эти сведения может только сам налогоплательщик. Это налоговая тайна. Таким образом, проверка законности заключаемого соглашения по этому пункту возможна, только если сами стороны представят информацию о своем материальном положении.
(выпуск 13)
(Тарасенкова А.Н.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Как определить состав и размер доходов плательщика алиментов? Даже самый легковерный человек в наше время вряд ли поверит размеру зарплаты, указанному в справке с места работы. Больше доверия может заслуживать справка 2-НДФЛ или налоговая декларация, но получить эти сведения может только сам налогоплательщик. Это налоговая тайна. Таким образом, проверка законности заключаемого соглашения по этому пункту возможна, только если сами стороны представят информацию о своем материальном положении.
Вопрос: ...Как банк может проверить достоверность справки 2-НДФЛ, представленной ему физлицом для получения кредита?
(Консультация эксперта, 2014)Таким образом, из вышеизложенного, по нашему мнению, следует, что налоговые органы не вправе представлять сведения, указанные в представленных работодателями - налоговыми агентами справках по форме 2-НДФЛ, в адрес банка, поскольку указанные сведения являются налоговой тайной.
(Консультация эксперта, 2014)Таким образом, из вышеизложенного, по нашему мнению, следует, что налоговые органы не вправе представлять сведения, указанные в представленных работодателями - налоговыми агентами справках по форме 2-НДФЛ, в адрес банка, поскольку указанные сведения являются налоговой тайной.
Статья: Обзор судебной практики
("Налоговый вестник", 2020, N 11)Финансовый управляющий обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о зарегистрированных за физлицом объектах налогообложения, о доходах, о юрлицах, в которых физлицо является учредителем или руководителем, об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, о суммах начисленных страховых взносов, о последнем месте работы (справка 2-НДФЛ). Инспекция отказала в предоставлении сведений по причине того, что они составляют налоговую тайну. Суд отказал в удовлетворении требования. У налогового органа отсутствуют полномочия по учету и контролю имущества налогоплательщиков, совершению ими сделок с таким имуществом, ведению банковских операций (открытию или закрытию счетов) физлиц в кредитных организациях. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными. Законодательство не предусматривает обязанности налогового органа при предоставлении информации проводить какие-либо выборки и извлечения сведений об участии в качестве учредителя (или руководителя) юрлиц в ряде конкретно не указанных организаций
("Налоговый вестник", 2020, N 11)Финансовый управляющий обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о зарегистрированных за физлицом объектах налогообложения, о доходах, о юрлицах, в которых физлицо является учредителем или руководителем, об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, о суммах начисленных страховых взносов, о последнем месте работы (справка 2-НДФЛ). Инспекция отказала в предоставлении сведений по причине того, что они составляют налоговую тайну. Суд отказал в удовлетворении требования. У налогового органа отсутствуют полномочия по учету и контролю имущества налогоплательщиков, совершению ими сделок с таким имуществом, ведению банковских операций (открытию или закрытию счетов) физлиц в кредитных организациях. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными. Законодательство не предусматривает обязанности налогового органа при предоставлении информации проводить какие-либо выборки и извлечения сведений об участии в качестве учредителя (или руководителя) юрлиц в ряде конкретно не указанных организаций