240 инвалид
Подборка наиболее важных документов по запросу 240 инвалид (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2024 N 88-18188/2024 (УИД 10RS0011-01-2023-006903-09)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: 1) Об обеспечении средствами реабилитации; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что не обеспечена слуховым аппаратом.
Решение: 1) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, статей 9, 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с учетом требований, содержащихся в пунктах 2, 4, 15 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", исходил из фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что З. на момент рассмотрения дела обеспечена слуховым аппаратом аналоговым заушным средней мощности в количестве 1 шт., следовательно, предмет спора в данной части отсутствует, что не исключает оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: 1) Об обеспечении средствами реабилитации; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что не обеспечена слуховым аппаратом.
Решение: 1) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, статей 9, 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с учетом требований, содержащихся в пунктах 2, 4, 15 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", исходил из фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что З. на момент рассмотрения дела обеспечена слуховым аппаратом аналоговым заушным средней мощности в количестве 1 шт., следовательно, предмет спора в данной части отсутствует, что не исключает оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровой формат предоставления органами исполнительной власти государственной услуги гражданам по обеспечению средствами реабилитации
(Шилюк Т.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Кроме этого на пути его развития стоят и общие для всей системы обеспечения проблемы. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование (ч. 12 ст. 11.1). Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" <17> уточняет, что техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану), передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (п. 6 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями). Минтруд России дополнительно также обращает внимание на данное положение в письме от 24 июня 2015 г. N 13-3/10/В-4473 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в части предоставления абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушении функции выделения".
(Шилюк Т.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Кроме этого на пути его развития стоят и общие для всей системы обеспечения проблемы. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование (ч. 12 ст. 11.1). Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" <17> уточняет, что техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану), передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (п. 6 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями). Минтруд России дополнительно также обращает внимание на данное положение в письме от 24 июня 2015 г. N 13-3/10/В-4473 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в части предоставления абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушении функции выделения".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании медицинского заключения врачебной комиссии осуществляется обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями, предоставление проезда инвалиду к месту нахождения организации или компенсация расходов, в случае самостоятельной оплаты проезда инвалидом - формирование электронного сертификата для приобретения технического средства (Постановление Правительства от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями").
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании медицинского заключения врачебной комиссии осуществляется обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями, предоставление проезда инвалиду к месту нахождения организации или компенсация расходов, в случае самостоятельной оплаты проезда инвалидом - формирование электронного сертификата для приобретения технического средства (Постановление Правительства от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями").
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588
(ред. от 03.02.2025)
"О признании лица инвалидом"
(вместе с "Правилами признания лица инвалидом")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)При получении из территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган), запроса, указанного в пункте 4(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", медико-социальная экспертиза проводится в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в бюро указанного запроса, в целях разработки новой индивидуальной программы реабилитации и абилитации и уточнения ранее рекомендованного технического средства реабилитации, в части вида, наименования или характеристик (параметров) технического средства реабилитации, без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации и абилитации, не осуществляется.
(ред. от 03.02.2025)
"О признании лица инвалидом"
(вместе с "Правилами признания лица инвалидом")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)При получении из территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган), запроса, указанного в пункте 4(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", медико-социальная экспертиза проводится в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в бюро указанного запроса, в целях разработки новой индивидуальной программы реабилитации и абилитации и уточнения ранее рекомендованного технического средства реабилитации, в части вида, наименования или характеристик (параметров) технического средства реабилитации, без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации и абилитации, не осуществляется.
Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286
(ред. от 06.11.2024)
"Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"33(1). Предоставление информации о протезах, протезно-ортопедических изделиях, ортезах, технических средствах реабилитации, рекомендуемых в программе реабилитации пострадавшего, осуществляется посредством обращения застрахованного лица (его доверенного лица) к электронному каталогу технических средств реабилитации (изделий), ведение которого предусмотрено Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
(ред. от 06.11.2024)
"Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"33(1). Предоставление информации о протезах, протезно-ортопедических изделиях, ортезах, технических средствах реабилитации, рекомендуемых в программе реабилитации пострадавшего, осуществляется посредством обращения застрахованного лица (его доверенного лица) к электронному каталогу технических средств реабилитации (изделий), ведение которого предусмотрено Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
Статья: Концептуальные основы защиты субъективных гражданских прав в сфере репрогенетики
(Богданова Е.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)<39> BGH 18 January 1983, 86 Entscheidungen des Bundesgerichtshof in Zivilsachen P. 240.
(Богданова Е.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)<39> BGH 18 January 1983, 86 Entscheidungen des Bundesgerichtshof in Zivilsachen P. 240.
Ситуация: Какие услуги СФР граждане могут получить в электронном виде через Единый портал госуслуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)подать заявление о предоставлении инвалиду технического средства реабилитации (ст. 11.1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, ч. 19, 20 ст. 18 Закона N 236-ФЗ; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240; п. п. 8, 19, 43 Административного регламента, утв. Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)подать заявление о предоставлении инвалиду технического средства реабилитации (ст. 11.1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, ч. 19, 20 ст. 18 Закона N 236-ФЗ; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240; п. п. 8, 19, 43 Административного регламента, утв. Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256).
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Определение порядка обеспечения инвалидов протезами и протезно-ортопедическими изделиями комментируемый Закон делегирует Правительству. Реализуя данное полномочие, Правительство Постановлением от 7 апреля 2008 г. N 240 утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Определение порядка обеспечения инвалидов протезами и протезно-ортопедическими изделиями комментируемый Закон делегирует Правительству. Реализуя данное полномочие, Правительство Постановлением от 7 апреля 2008 г. N 240 утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Ситуация: Как получить технические средства реабилитации, в том числе протезы или инвалидную коляску?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время предусмотрена также возможность приобретения (оплаты) инвалидами ТСР (по установленному перечню) с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств. При этом, если стоимость ТСР превышает предельную стоимость (предельный размер оплаты), определенную в установленном порядке, инвалид оплачивает разницу в стоимости за счет собственных средств без получения компенсации (ч. 15 ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ; ч. 1, п. 9 ч. 4, п. 1 ч. 5, ч. 6 ст. 3, ч. 7 ст. 4, ч. 1 - 3.1 ст. 7 Закона от 30.12.2020 N 491-ФЗ; п. 15(2) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время предусмотрена также возможность приобретения (оплаты) инвалидами ТСР (по установленному перечню) с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств. При этом, если стоимость ТСР превышает предельную стоимость (предельный размер оплаты), определенную в установленном порядке, инвалид оплачивает разницу в стоимости за счет собственных средств без получения компенсации (ч. 15 ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ; ч. 1, п. 9 ч. 4, п. 1 ч. 5, ч. 6 ст. 3, ч. 7 ст. 4, ч. 1 - 3.1 ст. 7 Закона от 30.12.2020 N 491-ФЗ; п. 15(2) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240).
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Поиск форм ухода за пожилыми и инвалидами имеет очень важную финансовую составляющую. Так, проживание человека в доме престарелых обходится государству примерно в 22 000 рублей в месяц, без учета расходов на содержание помещения и зарплату персонала. В России действует 1 534 государственных стационарных медико-социальных учреждения, в которых проживают более 240,4 тыс. человек. Очереди дожидаются более 20 тыс. человек.
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Поиск форм ухода за пожилыми и инвалидами имеет очень важную финансовую составляющую. Так, проживание человека в доме престарелых обходится государству примерно в 22 000 рублей в месяц, без учета расходов на содержание помещения и зарплату персонала. В России действует 1 534 государственных стационарных медико-социальных учреждения, в которых проживают более 240,4 тыс. человек. Очереди дожидаются более 20 тыс. человек.
Статья: Инвалиды - анализ ситуации по работе с ними
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240. Несоблюдение сроков и длительное невыполнение обязательства по предоставлению технического средства реабилитации, а также произвольное и необоснованное лишение права на ТСР может послужить основанием для взыскания морального вреда в судебном порядке (Определение ВС Республики Коми от 26.02.2024 N 2-1028/2024). Поскольку ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, то он вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным ТСР. Вместе с тем, если ТСР не может быть предоставлено инвалиду либо если он приобрел его за собственный счет, ему выплачивается денежная компенсация (Определение Челябинского областного суда от 28.03.2024 N 2-8545/2023).
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240. Несоблюдение сроков и длительное невыполнение обязательства по предоставлению технического средства реабилитации, а также произвольное и необоснованное лишение права на ТСР может послужить основанием для взыскания морального вреда в судебном порядке (Определение ВС Республики Коми от 26.02.2024 N 2-1028/2024). Поскольку ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, то он вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным ТСР. Вместе с тем, если ТСР не может быть предоставлено инвалиду либо если он приобрел его за собственный счет, ему выплачивается денежная компенсация (Определение Челябинского областного суда от 28.03.2024 N 2-8545/2023).