20-ФЗ ГАС ВыБоры
Подборка наиболее важных документов по запросу 20-ФЗ ГАС ВыБоры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ряд Федеральных законов также содержат определенные принципы и ограничения. В частности: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" [361] устанавливает общие принципы и правила обработки данных, в том числе вышеуказанное правило об автоматизированных системах; Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" включает в себя специальные нормы, регулирующие обработку данных в государственных автоматизированных информационных системах [362]; ч. 4 - 6 ст. 7, ч. 2 ст. 13, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регламентируют в общем виде порядок размещения открытых данных для их последующей автоматизированной обработки [363] и др.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ряд Федеральных законов также содержат определенные принципы и ограничения. В частности: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" [361] устанавливает общие принципы и правила обработки данных, в том числе вышеуказанное правило об автоматизированных системах; Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" включает в себя специальные нормы, регулирующие обработку данных в государственных автоматизированных информационных системах [362]; ч. 4 - 6 ст. 7, ч. 2 ст. 13, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регламентируют в общем виде порядок размещения открытых данных для их последующей автоматизированной обработки [363] и др.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правопорядок в избирательном процессе
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Для начала рассмотрим существующий арсенал цифровых технологий, используемых в избирательном процессе. Одной из первых значительных новаций в современном отечественном избирательном праве была система ГАС "Выборы" <1>. Она возникла как информационная система, обеспечивающая обработку протоколов участковых избирательных комиссий, передачу информации в вышестоящие комиссии и подведение предварительных итогов выборов. Данная система автономна и не подключена к сети Интернет. Для ее обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" создан Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии России <2>. Ведомственный характер системы ГАС "Выборы" не исключает доступ к имеющимся там персональным данным, кроме членов избирательных комиссий иных должностных лиц государственных и муниципальных органов власти. Будучи в качестве кандидатов на выборные должности, такие должностные лица в процессе избирательной кампании имеют возможность рассылать по домашним адресам избирателей свои агитационные материалы, в то время как у других кандидатов такой возможности нет. Помимо нарушения принципа равноправия, такая ситуация может порождать коррупциогенные факторы. Формальный же контроль специальных групп по работе ГАС "Выборы" не предполагает оценку коррупционности действий кандидатов, злоупотребляющих использованием этих информационных ресурсов.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Для начала рассмотрим существующий арсенал цифровых технологий, используемых в избирательном процессе. Одной из первых значительных новаций в современном отечественном избирательном праве была система ГАС "Выборы" <1>. Она возникла как информационная система, обеспечивающая обработку протоколов участковых избирательных комиссий, передачу информации в вышестоящие комиссии и подведение предварительных итогов выборов. Данная система автономна и не подключена к сети Интернет. Для ее обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" создан Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии России <2>. Ведомственный характер системы ГАС "Выборы" не исключает доступ к имеющимся там персональным данным, кроме членов избирательных комиссий иных должностных лиц государственных и муниципальных органов власти. Будучи в качестве кандидатов на выборные должности, такие должностные лица в процессе избирательной кампании имеют возможность рассылать по домашним адресам избирателей свои агитационные материалы, в то время как у других кандидатов такой возможности нет. Помимо нарушения принципа равноправия, такая ситуация может порождать коррупциогенные факторы. Формальный же контроль специальных групп по работе ГАС "Выборы" не предполагает оценку коррупционности действий кандидатов, злоупотребляющих использованием этих информационных ресурсов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"4. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"). Порядок использования ГАС "Выборы" определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы").
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"4. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"). Порядок использования ГАС "Выборы" определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы").
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"2.1. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"2.1. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
Статья: Исследование системы нормативно-правовых актов, направленных на регулирование технологии блокчейн (blockchain) в условиях цифровизации информационного поля
(Инюшкин А.А.)
("Современный юрист", 2020, N 4)Второй уровень законодательного массива включает специальные нормативные акты, относящиеся к области публичного права и регламентирующие оборот специальных баз данных, разработанных для государственных задач. К таким нормативным актам, в частности, относится Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" [9]. Кроме того, к ним следует относить нормативные акты в области оборота информации, которые носят публично-правовой характер. Прежде всего, это базовый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [10], кроме того, это законодательные акты в области персональных данных, а также коммерческой и государственной тайны.
(Инюшкин А.А.)
("Современный юрист", 2020, N 4)Второй уровень законодательного массива включает специальные нормативные акты, относящиеся к области публичного права и регламентирующие оборот специальных баз данных, разработанных для государственных задач. К таким нормативным актам, в частности, относится Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" [9]. Кроме того, к ним следует относить нормативные акты в области оборота информации, которые носят публично-правовой характер. Прежде всего, это базовый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [10], кроме того, это законодательные акты в области персональных данных, а также коммерческой и государственной тайны.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Закон о ГАС "Выборы" - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Закон о ГАС "Выборы" - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Государственная автоматизированная система "Выборы", созданная в 1993 г., использовалась для определения предварительных результатов голосования. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами. В ч. 7 ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" прямо установлено, что данные о ходе голосования и его результаты, полученные через ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией (за исключением экспериментальных случаев, связанных с внедрением и использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней). Итоговые результаты голосования определялись в том числе с использованием ручной проверки и вносились в систему в качестве отдельного документа <1>.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Государственная автоматизированная система "Выборы", созданная в 1993 г., использовалась для определения предварительных результатов голосования. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами. В ч. 7 ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" прямо установлено, что данные о ходе голосования и его результаты, полученные через ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией (за исключением экспериментальных случаев, связанных с внедрением и использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней). Итоговые результаты голосования определялись в том числе с использованием ручной проверки и вносились в систему в качестве отдельного документа <1>.
Статья: Цифровизация избирательного процесса и избирательные права в цифровую эпоху
(Шушания Ш.С.)
("Юрист", 2022, N 1)Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7> (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и принятые позднее федеральные законы, посвященные выборам депутатов Государственной Думы и выборам Президента РФ, а также Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме РФ" <8> предусмотрели более развернутое правовое регулирование проблемы использования технических средств в избирательном процессе. Также в 2003 г. появился Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" <9>, установивший основы использования данной системы в ходе подготовки и проведения выборов и в межвыборный период <10>.
(Шушания Ш.С.)
("Юрист", 2022, N 1)Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7> (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и принятые позднее федеральные законы, посвященные выборам депутатов Государственной Думы и выборам Президента РФ, а также Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме РФ" <8> предусмотрели более развернутое правовое регулирование проблемы использования технических средств в избирательном процессе. Также в 2003 г. появился Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" <9>, установивший основы использования данной системы в ходе подготовки и проведения выборов и в межвыборный период <10>.
Статья: Проблема квазиверховенства закона в избирательном праве
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Расширив круг применяемых на выборах информационных систем, законодатель ликвидировал монопольное положение ГАС "Выборы" как единственной, с 1995 г. используемой в избирательном процессе информационно-коммуникационной системы. Он легализовал появившуюся ранее практику использования не только ГАС "Выборы", но и других государственных автоматизированных систем. Вместе с тем в ст. 4 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" <7> сохранился запрет подключения ГАС "Выборы" и к сети Интернет, и к иным информационным системам и сетям связи, не используемым ГАС "Выборы". Очевидное фактическое подключение негосударственной сети Интернет к обслуживанию избирательных действий едва ли согласуется с таким запретом. Практикующееся при этом неизвестное избирательным законам применение съемных накопителей и фильтров на разных этапах движения информации из сети Интернет в государственные автоматизированные системы и из этих систем означает дробление избирательных действий по усмотрению программы при отсутствии правовых гарантий их искажения.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Расширив круг применяемых на выборах информационных систем, законодатель ликвидировал монопольное положение ГАС "Выборы" как единственной, с 1995 г. используемой в избирательном процессе информационно-коммуникационной системы. Он легализовал появившуюся ранее практику использования не только ГАС "Выборы", но и других государственных автоматизированных систем. Вместе с тем в ст. 4 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" <7> сохранился запрет подключения ГАС "Выборы" и к сети Интернет, и к иным информационным системам и сетям связи, не используемым ГАС "Выборы". Очевидное фактическое подключение негосударственной сети Интернет к обслуживанию избирательных действий едва ли согласуется с таким запретом. Практикующееся при этом неизвестное избирательным законам применение съемных накопителей и фильтров на разных этапах движения информации из сети Интернет в государственные автоматизированные системы и из этих систем означает дробление избирательных действий по усмотрению программы при отсутствии правовых гарантий их искажения.