2-тп выбросы
Подборка наиболее важных документов по запросу 2-тп выбросы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Решение Свердловского областного суда от 04.06.2025 по делу N 72-852/2025 (УИД 66RS0009-01-2025-000595-17)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Отказано.Судьей районного суда обоснованно принято в качестве доказательства наличия состава административном правонарушении в бездействии АО "Госпиталь ВИТ" статистическая отчетность по форме 2-ТП, поскольку изложенные в ней сведения никем не опровергнуты и не опорочены, кроме того, подтверждены пояснениями защитников Тропмана С.В. и Изотовой Е.В. в районном и областном судах об использовании объектов выброса загрязняющих веществ в 2023 году при проверке их работоспособности.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Отказано.Судьей районного суда обоснованно принято в качестве доказательства наличия состава административном правонарушении в бездействии АО "Госпиталь ВИТ" статистическая отчетность по форме 2-ТП, поскольку изложенные в ней сведения никем не опровергнуты и не опорочены, кроме того, подтверждены пояснениями защитников Тропмана С.В. и Изотовой Е.В. в районном и областном судах об использовании объектов выброса загрязняющих веществ в 2023 году при проверке их работоспособности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить форму N 2-ТП (воздух)
(КонсультантПлюс, 2025)Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) представляют лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. К ним относятся (п. п. 1, 7 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661):
(КонсультантПлюс, 2025)Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) представляют лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. К ним относятся (п. п. 1, 7 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661):
Нормативные акты
Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661
"Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха"1. Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) (далее - форма) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
"Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха"1. Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) (далее - форма) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Приказ Росстата от 31.12.2020 N 872
"Об утверждении Методических указаний по формированию счета экологических налогов и платежей"3) для распределения налогов на загрязнение окружающей среды используется структура распределения данных по секторам и отраслям о налогах на производство и импорт, в том числе других налогах на производство, системы национальных счетов (транспортный налог), в базовых и ежегодных таблицах ресурсов и использования товаров и услуг (импорт веществ химических, продуктов химических и волокон химических, кроме веществ взрывчатых); структура сводных итогов по формам федерального статистического наблюдения N 4-ОС, N 2-ТП (воздух), N 2-ТП (водхоз), N 2-ТП (отходы) (плата за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления);
"Об утверждении Методических указаний по формированию счета экологических налогов и платежей"3) для распределения налогов на загрязнение окружающей среды используется структура распределения данных по секторам и отраслям о налогах на производство и импорт, в том числе других налогах на производство, системы национальных счетов (транспортный налог), в базовых и ежегодных таблицах ресурсов и использования товаров и услуг (импорт веществ химических, продуктов химических и волокон химических, кроме веществ взрывчатых); структура сводных итогов по формам федерального статистического наблюдения N 4-ОС, N 2-ТП (воздух), N 2-ТП (водхоз), N 2-ТП (отходы) (плата за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления);
Статья: Правовое основание применения данных дистанционного зондирования Земли для оценки качества атмосферного воздуха
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Причинами проблем могут выступать особенности управления и государственного регулирования в сфере экологии. Так, в настоящее время функции сбора и распространения информации распределены между разными органами государственной власти. При этом до 2018 г. отчетность по форме N 2-ТП (воздух) сдавалась в Росстат <8>, с 2018 г. она сдается в Росприроднадзор <9>. Само же распространение информации осуществляется как Росстатом и Росприроднадзором, так и Минприроды. В связи с таким количеством служб, связанных с обработкой информации о выбросах в атмосферный воздух, на практике происходит либо дублирование информации, либо же ее непреднамеренное сокрытие.
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Причинами проблем могут выступать особенности управления и государственного регулирования в сфере экологии. Так, в настоящее время функции сбора и распространения информации распределены между разными органами государственной власти. При этом до 2018 г. отчетность по форме N 2-ТП (воздух) сдавалась в Росстат <8>, с 2018 г. она сдается в Росприроднадзор <9>. Само же распространение информации осуществляется как Росстатом и Росприроднадзором, так и Минприроды. В связи с таким количеством служб, связанных с обработкой информации о выбросах в атмосферный воздух, на практике происходит либо дублирование информации, либо же ее непреднамеренное сокрытие.
Вопрос: Нужно ли малому предприятию сдавать отчетность в Росприроднадзор?
(Консультация эксперта, 2025)Если деятельность малого предприятия связана с обращением отходов (сбором, накоплением, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением), то необходимо представлять отчетность по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной Приказом Росстата от 06.11.2025 N 614. Данные по форме не представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов). Также не представляется отчетность по форме 2-ТП (отходы) в части принятых отходов на транспортирование (ст. 19 Закона N 89-ФЗ, п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата N 614, Письмо Росприроднадзора от 13.05.2022 N ЮА-10-02-34/14768, выводы в котором сделаны в привязке к ранее действовавшей форме 2-ТП (отходы), но, по нашему мнению, актуальны и в настоящее время).
(Консультация эксперта, 2025)Если деятельность малого предприятия связана с обращением отходов (сбором, накоплением, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением), то необходимо представлять отчетность по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной Приказом Росстата от 06.11.2025 N 614. Данные по форме не представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов). Также не представляется отчетность по форме 2-ТП (отходы) в части принятых отходов на транспортирование (ст. 19 Закона N 89-ФЗ, п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата N 614, Письмо Росприроднадзора от 13.05.2022 N ЮА-10-02-34/14768, выводы в котором сделаны в привязке к ранее действовавшей форме 2-ТП (отходы), но, по нашему мнению, актуальны и в настоящее время).
Вопрос: Можно ли использовать журнал ПОД-1 для учета в области охраны атмосферного воздуха?
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! Некоторые организации и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны представлять форму 2-ТП (воздух) не позднее 22 января года, следующего за отчетным (п. п. 1, 2, 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661).
(Консультация эксперта, 2025)Обратите внимание! Некоторые организации и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны представлять форму 2-ТП (воздух) не позднее 22 января года, следующего за отчетным (п. п. 1, 2, 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661).
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Прокурорам необходимо обладать актуальной информацией обо всех объектах (предприятиях), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Особое внимание следует уделять реализации этими предприятиями мероприятий по снижению степени отрицательного влияния на окружающую среду, в том числе посредством внедрения наилучших доступных технологий, создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Прокурорам необходимо обладать актуальной информацией обо всех объектах (предприятиях), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Особое внимание следует уделять реализации этими предприятиями мероприятий по снижению степени отрицательного влияния на окружающую среду, в том числе посредством внедрения наилучших доступных технологий, создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ.
Вопрос: По каким формам и в какие сроки представляется отчетность в органы Росприроднадзора?
(Консультация эксперта, 2025)Если суммарный выброс загрязняющих веществ по всем объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в том числе находящимся в разных субъектах РФ, соответствует указанным критериям, сведения по форме 2-ТП (воздух) предоставляются по каждому такому объекту (Письмо Росприроднадзора от 08.12.2022 N РН-09-03-31/43317).
(Консультация эксперта, 2025)Если суммарный выброс загрязняющих веществ по всем объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в том числе находящимся в разных субъектах РФ, соответствует указанным критериям, сведения по форме 2-ТП (воздух) предоставляются по каждому такому объекту (Письмо Росприроднадзора от 08.12.2022 N РН-09-03-31/43317).