1 июля 2020 референдум
Подборка наиболее важных документов по запросу 1 июля 2020 референдум (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Важным событием для пенсионеров было включение в Конституцию РФ, принятую на референдуме 1 июля 2020 г., дополнений в ст. 75:
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Важным событием для пенсионеров было включение в Конституцию РФ, принятую на референдуме 1 июля 2020 г., дополнений в ст. 75:
Статья: Предварительный контроль правовых актов Конституционным Судом России
(Кокотов А.Н.)
("Закон", 2020, N 12)Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" область предварительного контроля расширена за счет наделения КС полномочием по проверке конституционности ряда законов, их проектов (п. "а" и "в" ч. 5.1 ст. 125 Конституции). Ключевые положения этого акта вступили в силу 4 июля 2020 г. после их проверки на предмет конституционности КС (Заключение от 16.03.2020 N 1-З) и их одобрения в ходе всероссийского голосования 1 июля 2020 г. (не референдума). В данном случае КС впервые осуществил предварительный контроль Закона РФ о поправке к Конституции РФ (части его положений). Соответствующие изменения внесены в Закон о КС и вступили в силу с 9 ноября 2020 г. Ранее предложения о наделении КС подобным полномочием делались при обсуждении проекта Закона о КС <7>.
(Кокотов А.Н.)
("Закон", 2020, N 12)Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" область предварительного контроля расширена за счет наделения КС полномочием по проверке конституционности ряда законов, их проектов (п. "а" и "в" ч. 5.1 ст. 125 Конституции). Ключевые положения этого акта вступили в силу 4 июля 2020 г. после их проверки на предмет конституционности КС (Заключение от 16.03.2020 N 1-З) и их одобрения в ходе всероссийского голосования 1 июля 2020 г. (не референдума). В данном случае КС впервые осуществил предварительный контроль Закона РФ о поправке к Конституции РФ (части его положений). Соответствующие изменения внесены в Закон о КС и вступили в силу с 9 ноября 2020 г. Ранее предложения о наделении КС подобным полномочием делались при обсуждении проекта Закона о КС <7>.
Статья: Конституционно-правовое регулирование использования цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за выборами и референдумами
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<10> Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12.12.1993, с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.07.2023).
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<10> Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12.12.1993, с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.07.2023).
Статья: О конституционных полномочиях Президента Кыргызской Республики в социальной сфере
(Атабекова Н.К., Болотбекова Э.К., Ураимова Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<13> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 10.02.2022).
(Атабекова Н.К., Болотбекова Э.К., Ураимова Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<13> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 10.02.2022).
Статья: Сферы реализации общественного контроля: границы достигнутого и направления развития
(Тепляшин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)2. Общественный контроль в сфере демократии, реализуемый в процессе подготовки и проведения демократических выборов и референдумов <2>. Основными субъектами общественной проверки являются члены избирательных комиссий с правом решающего (совещательного) голоса - представители общественных объединений; уполномоченные представители и доверенные лица кандидатов и избирательных объединений; наблюдатели, представляющие, как правило, политические партии. Особого внимания заслуживает практика общественного контроля в рамках общероссийского голосования, проведенного 1 июля 2020 г. по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. В этот период Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации активно использовали механизм назначения наблюдателей в избирательные комиссии всех уровней, что, безусловно, повысило легитимность и законность внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
(Тепляшин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)2. Общественный контроль в сфере демократии, реализуемый в процессе подготовки и проведения демократических выборов и референдумов <2>. Основными субъектами общественной проверки являются члены избирательных комиссий с правом решающего (совещательного) голоса - представители общественных объединений; уполномоченные представители и доверенные лица кандидатов и избирательных объединений; наблюдатели, представляющие, как правило, политические партии. Особого внимания заслуживает практика общественного контроля в рамках общероссийского голосования, проведенного 1 июля 2020 г. по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. В этот период Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации активно использовали механизм назначения наблюдателей в избирательные комиссии всех уровней, что, безусловно, повысило легитимность и законность внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Статья: Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: конституционное измерение
(Капранова Ю.В., Капранов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Капранова Ю.В., Капранов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)В порядке принятия федерального конституционного закона принимается и закон Российской Федерации о поправках к главам 3 - 8 Конституции РФ. При этом порядок принятия закона дополняется процедурой одобрения его законодательными органами не менее двух третей субъектов Федерации. Принятие Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О поправке к Конституции Российской Федерации" было дополнено процедурой всенародного голосования (не референдума!), которое состоялось 1 июля 2020 г., что, естественно, повысило легитимность этого закона.
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)В порядке принятия федерального конституционного закона принимается и закон Российской Федерации о поправках к главам 3 - 8 Конституции РФ. При этом порядок принятия закона дополняется процедурой одобрения его законодательными органами не менее двух третей субъектов Федерации. Принятие Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О поправке к Конституции Российской Федерации" было дополнено процедурой всенародного голосования (не референдума!), которое состоялось 1 июля 2020 г., что, естественно, повысило легитимность этого закона.
Статья: Активное избирательное право: развитие форм реализации
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В июле 2020 г. в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены изменения, касающиеся совершенствования организации процедуры голосования. Законодатель предусмотрел наряду с традиционно применявшимися субсидиарными формами голосования (досрочным и голосованием по открепительным удостоверениям), вошедшими в электоральную практику голосованием по месту нахождения (мобильный избиратель) и дистанционным электронным голосованием, также многодневное голосование, включая его разнообразные форматы. Различные формы многодневного голосования были апробированы при проведении голосования по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации 1 июля 2020 г., а также на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 г. Проведение голосования в условиях необходимости соблюдения эпидемиологической безопасности его участников, свобода выбора организационных форм позволили использовать незарегулированные механизмы, отвечающие принципам разумности и целесообразности проведения голосования.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В июле 2020 г. в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены изменения, касающиеся совершенствования организации процедуры голосования. Законодатель предусмотрел наряду с традиционно применявшимися субсидиарными формами голосования (досрочным и голосованием по открепительным удостоверениям), вошедшими в электоральную практику голосованием по месту нахождения (мобильный избиратель) и дистанционным электронным голосованием, также многодневное голосование, включая его разнообразные форматы. Различные формы многодневного голосования были апробированы при проведении голосования по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации 1 июля 2020 г., а также на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 г. Проведение голосования в условиях необходимости соблюдения эпидемиологической безопасности его участников, свобода выбора организационных форм позволили использовать незарегулированные механизмы, отвечающие принципам разумности и целесообразности проведения голосования.
Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<1> Конституция Российской Федерации, с изм., принятыми на общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. М.: Эксмо, 2020.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<1> Конституция Российской Федерации, с изм., принятыми на общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. М.: Эксмо, 2020.
Статья: Принцип народовластия и активное избирательное право военнослужащих на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации
(Герасимова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)<8> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Герасимова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)<8> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Общероссийское голосование - новелла 2020 г.?
(Слободчикова С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В условиях возникновения реальной общественной угрозы установленному 1 июля 2020 г. дню общероссийского голосования с 25 по 30 июня предшествовало досрочное голосование. В этой части Россия реципировала международный опыт <10>, в первую очередь опыт Республики Корея. В данном государстве в середине апреля 2020 г. на всеобщих выборах в Национальное Собрание Республики Корея установленному дню голосования предшествовали два дня досрочного голосования. В отечественном законодательстве "многодневное голосование" в дальнейшем было закреплено как концепт, создающий, во-первых, условия для защиты здоровья избирателей и участников референдума на различных уровнях, а во-вторых, максимальное удобство для реализации избирательных прав. Правоприменительное воплощение данная новелла нашла в Постановлении ЦИК РФ от 24 июля 2020 г. N 260/1916-7 <11>, закрепляющем проведение досрочного голосования в течение двух дней, предшествующих единому дню голосования 13 сентября 2020 г.
(Слободчикова С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В условиях возникновения реальной общественной угрозы установленному 1 июля 2020 г. дню общероссийского голосования с 25 по 30 июня предшествовало досрочное голосование. В этой части Россия реципировала международный опыт <10>, в первую очередь опыт Республики Корея. В данном государстве в середине апреля 2020 г. на всеобщих выборах в Национальное Собрание Республики Корея установленному дню голосования предшествовали два дня досрочного голосования. В отечественном законодательстве "многодневное голосование" в дальнейшем было закреплено как концепт, создающий, во-первых, условия для защиты здоровья избирателей и участников референдума на различных уровнях, а во-вторых, максимальное удобство для реализации избирательных прав. Правоприменительное воплощение данная новелла нашла в Постановлении ЦИК РФ от 24 июля 2020 г. N 260/1916-7 <11>, закрепляющем проведение досрочного голосования в течение двух дней, предшествующих единому дню голосования 13 сентября 2020 г.
Статья: Конституционные поправки - 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между "вечными главами" и главами 3 - 8 Конституции России
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Нельзя не отметить и "потрясающие" темпы принятия поправок: внесены 20 января, в первом чтении приняты через три дня (23.01.2020), второе и третье чтение прошли 10 марта и 11 марта, и в тот же день произошло одобрение Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 12 и 13 марта все законодательные органы субъектов Федерации одобрили проект закона. 14 марта Закон был подписан Президентом РФ, и в тот же день его начал рассматривать Конституционный Суд РФ, который 16 марта уже принял заключение о соответствии поправок Конституции РФ. 17 марта 2020 г. Владимир Путин подписал указ о проведении 22 апреля всенародного голосования по предложенным поправкам в Конституцию РФ (позже его перенесли на неопределенный срок, а потом на промежуток с 25.06 по 01.07.2020).
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Нельзя не отметить и "потрясающие" темпы принятия поправок: внесены 20 января, в первом чтении приняты через три дня (23.01.2020), второе и третье чтение прошли 10 марта и 11 марта, и в тот же день произошло одобрение Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 12 и 13 марта все законодательные органы субъектов Федерации одобрили проект закона. 14 марта Закон был подписан Президентом РФ, и в тот же день его начал рассматривать Конституционный Суд РФ, который 16 марта уже принял заключение о соответствии поправок Конституции РФ. 17 марта 2020 г. Владимир Путин подписал указ о проведении 22 апреля всенародного голосования по предложенным поправкам в Конституцию РФ (позже его перенесли на неопределенный срок, а потом на промежуток с 25.06 по 01.07.2020).