161-ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях
Подборка наиболее важных документов по запросу 161-ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2020 N 301-ЭС20-19258 по делу N А28-4851/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительной сделки по изъятию администрацией муниципального образования из хозяйственного ведения муниципального предприятия - банкрота нежилого помещения, применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку изъятое помещение могло быть использовано для осуществления предприятием уставной деятельности, в том числе с целью извлечения прибыли, у администрации отсутствовало право на его изъятие, несмотря на отказ предприятия от имущества, кроме того, сделка неправомерно совершена (с учетом даты государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения) после признания предприятия банкротом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Признавая требование конкурсного управляющего обоснованным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались статьями 113, 168, 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и исходили из того, что заявитель доказал наличие оснований для признания спорной сделки недействительной как нарушавшей требования закона. В частности, суды указали, что оснований для изъятия у предприятия нежилого помещения на основании постановления администрации не имелось. При этом суды не усмотрели оснований полагать, что конкурсный управляющий пропустил срок исковой давности при обращении в суд.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительной сделки по изъятию администрацией муниципального образования из хозяйственного ведения муниципального предприятия - банкрота нежилого помещения, применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку изъятое помещение могло быть использовано для осуществления предприятием уставной деятельности, в том числе с целью извлечения прибыли, у администрации отсутствовало право на его изъятие, несмотря на отказ предприятия от имущества, кроме того, сделка неправомерно совершена (с учетом даты государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения) после признания предприятия банкротом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Признавая требование конкурсного управляющего обоснованным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались статьями 113, 168, 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и исходили из того, что заявитель доказал наличие оснований для признания спорной сделки недействительной как нарушавшей требования закона. В частности, суды указали, что оснований для изъятия у предприятия нежилого помещения на основании постановления администрации не имелось. При этом суды не усмотрели оснований полагать, что конкурсный управляющий пропустил срок исковой давности при обращении в суд.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 305-ЭС19-833 по делу N А40-206752/2017
Требование: О признании недействительным распоряжения департамента городского имущества о согласовании совершения сделки по продаже нежилого здания.
Обстоятельства: Здание предоставлено заявителю для эксплуатации в соответствии с условиями заключенного договора аренды нежилого фонда; по результатам проведенных открытых торгов имущество продано третьему лицу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как права арендатора недвижимого имущества при смене собственника имущества защищены законом, поскольку в силу ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.При этом положения пункта 2 статьи 295 ГК РФ и пунктов 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не исключают права предприятия по продаже принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества с согласия собственника, если это не лишает возможности предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
Требование: О признании недействительным распоряжения департамента городского имущества о согласовании совершения сделки по продаже нежилого здания.
Обстоятельства: Здание предоставлено заявителю для эксплуатации в соответствии с условиями заключенного договора аренды нежилого фонда; по результатам проведенных открытых торгов имущество продано третьему лицу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как права арендатора недвижимого имущества при смене собственника имущества защищены законом, поскольку в силу ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.При этом положения пункта 2 статьи 295 ГК РФ и пунктов 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не исключают права предприятия по продаже принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества с согласия собственника, если это не лишает возможности предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ...Унитарное предприятие заключило договор подряда с третьим лицом. Предмет договора - работы по подготовке строительной площадки. Цена по договору превышает 10% от уставного фонда унитарного предприятия. Необходимо ли получение согласия собственника унитарного предприятия на заключение данного договора на основании ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"?
(Консультация эксперта, 2009)Вопрос: Унитарное предприятие заключило договор подряда с третьим лицом. Предметом договора являются работы по подготовке строительной площадки. Цена по договору превышает 10% от уставного фонда унитарного предприятия. Необходимо ли получение согласия собственника унитарного предприятия на заключение данного договора на основании ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"?
(Консультация эксперта, 2009)Вопрос: Унитарное предприятие заключило договор подряда с третьим лицом. Предметом договора являются работы по подготовке строительной площадки. Цена по договору превышает 10% от уставного фонда унитарного предприятия. Необходимо ли получение согласия собственника унитарного предприятия на заключение данного договора на основании ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"?
Вопрос: Унитарное предприятие имеет дочернее предприятие. В связи с введением в действие Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" изменится ли его правовой статус?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Вопрос: Унитарное предприятие имеет дочернее предприятие. В связи с введением в действие Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" изменится ли его правовой статус?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Вопрос: Унитарное предприятие имеет дочернее предприятие. В связи с введением в действие Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" изменится ли его правовой статус?
Нормативные акты
Вопрос: Об отсутствии права у государственного унитарного предприятия, являющегося арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ передавать свои права и обязанности по договорам аренды указанных земельных участков.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 21.04.2008 N Д08-1198)Вопрос: Об отсутствии права у государственного унитарного предприятия, являющегося арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ передавать свои права и обязанности по договорам аренды указанных земельных участков.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 21.04.2008 N Д08-1198)Вопрос: Об отсутствии права у государственного унитарного предприятия, являющегося арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ передавать свои права и обязанности по договорам аренды указанных земельных участков.
Вопрос: Необходимо ли унитарным предприятиям, зарегистрированным до вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", приводя уставы в соответствие с указанным Законом, изменять свой уставный фонд?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Вопрос: Необходимо ли унитарным предприятиям, зарегистрированным до вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", приводя уставы в соответствие с указанным Законом, изменять свой уставный фонд?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Вопрос: Необходимо ли унитарным предприятиям, зарегистрированным до вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", приводя уставы в соответствие с указанным Законом, изменять свой уставный фонд?
Вопрос: В связи с введением в действие Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлен ли срок приведения в соответствие с Законом уставов унитарных предприятий? Будет ли при этом взиматься государственная пошлина?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Вопрос: В связи с введением в действие Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлен ли срок приведения в соответствие с Законом уставов унитарных предприятий? Будет ли при этом взиматься государственная пошлина?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Вопрос: В связи с введением в действие Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлен ли срок приведения в соответствие с Законом уставов унитарных предприятий? Будет ли при этом взиматься государственная пошлина?