Интернет-интервью с С.В. Разгулиным,
Государственным советником налоговой службы РФ I ранга:
"Новая редакция части первой Налогового кодекса РФ"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию интервью с Государственным советником налоговой службы Российской Федерации I ранга, специалистом по финансовому и налоговому законодательству С.В. Разгулиным, которое состоялось 12 апреля 2007 года.

Тема интервью: "Новая редакция части первой Налогового кодекса РФ". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) внесены существенные изменения в основной акт налогового законодательства - Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), основная часть которых вступила в силу с 1 января 2007 г., а отдельные положения - с 1 января 2008-2010 гг. Поправки, внесенные в НК РФ Законом N 137-ФЗ, касаются в основном части первой НК РФ, в меньшем объеме (но не меньшей значимости) - части второй НК РФ, носят принципиальный характер, и их значение таково, что можно сделать следующий вывод: правовое поле в области налоговых правоотношений кардинально изменилось. Данной теме и посвящено интернет-интервью.

С.В. РазгулинКонсультантПлюс: Сергей Викторович, давайте рассмотрим  вопрос от Игоря из Омска, в котором говорится о том, что  в соответствии с п. 14 ст. 7 Закона N 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 01.01.2007, будут проводиться в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ. Соответственно этому будут оформляться и результаты указанных проверок. Порядок оформления установлен ст. 100 НК РФ. Между тем ст. 101 НК РФ определен порядок вынесения решения по результатам проверки и производства по делу о налоговом правонарушении. Означает ли вышеизложенное, что проверки, начатые до 01.01.2007, будут оформлены "по-старому", но порядок вынесения решения (порядок рассмотрения материалов проверки, вступления в законную силу решения, сроки) будет соблюден "новый"?

Сергей Викторович: В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" налоговые проверки, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона. Оформление результатов указанных налоговых проверок осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Вынесение соответствующего решения является завершающим этапом рассмотрения материалов проверки (оформлением ее результатов). Обратите внимание, что статья 100 Кодекса в редакции до 2007 года применительно к оформлению результатов налоговой проверки регулировала только оформление результатов выездной налоговой проверки, поскольку составление акта по итогам камеральной налоговой проверки не предусматривалось.

Таким образом, решения по результатам проверок, начатым до 2007 года, выносятся в порядке, действующем без учета норм Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Новый порядок распространяется только на налоговые проверки, начавшиеся после 31 декабря 2006 года.

В соответствии с п. 48 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" статья 70 НК РФ изложена в новой редакции. Согласно новой редакции п. 1 вышеуказанной нормы требование об уплате налога (за исключением требования по результатам налоговой проверки) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При этом в НК РФ отсутствуют нормы, определяющие порядок и сроки выявления недоимки у налогоплательщика.

Каким образом начиная с 01.01.2007 налоговым органом будет определяться момент выявления недоимки у налогоплательщика и каким документом будет фиксироваться обнаружение данного факта? - Елена (Москва)

С.В.: В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки (камеральной и выездной) должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В случае выявления недоимки при иных формах налогового контроля требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, на основании информации, полученной от органов, указанных в статье 85 Кодекса, от участников конкретной сделки или лиц, располагающих информацией об этой сделке, в порядке статьи 93.1 Кодекса. Универсального срока обнаружения недоимки в этих случаях не установлено.

При выявлении недоимки вне рамок налоговых проверок налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 89 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ и вступающими в силу с 01.01.2007, срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ), начинает течь со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивается днем составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). До внесения указанных изменений в срок проведения проверки включалось только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Какие сроки должны применяться в отношении выездной налоговой проверки, которая началась в декабре 2006 г. и не окончена на момент вступления в силу изменений в ст. 89 НК РФ? - Елена (Москва)

С.В.: В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

До 2007 года датой начала проверки являлась дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Следовательно, если решение о проведении выездной налоговой проверки вручено налогоплательщику в 2006 году, то проведение такой проверки и оформление ее результатов будет регулироваться Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, применяемыми без учета положений Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

В этой связи согласно статье 89 Кодекса (в ред. до 2007) срок такой выездной налоговой проверки будет включать в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Срок проведения выездной налоговой проверки будет являться суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого. По общему правилу срок проверки, равный сроку нахождения проверяющих, не может превышать двух месяцев. Порядок же календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 Налогового кодекса РФ, в этих случаях не применяется (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П).

Налогоплательщик согласно новому п. 8 ст. 75 НК РФ и изменениям в пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ может быть освобожден от ответственности и от уплаты пеней, если руководствовался письменными разъяснениями Минфина России. Для этого необходимо, в частности, чтобы разъяснения были адресованы самому налогоплательщику или "неопределенному кругу лиц". Однако в НК РФ нигде не говорится и не уточняется, какие разъяснения можно считать данными "неопределенному кругу лиц". Вместе с тем очень многие письма Минфина РФ, которые публикуются в СМИ, размещаются в справочных правовых системах, оформлены в виде ответов на вопросы конкретных организаций. Но в этих письмах даются разъяснения по ситуациям, актуальным для очень многих, то есть как раз для неопределенного круга лиц. Признаются ли такие письма Минфина РФ разъяснениями, освобождающими от ответственности и уплаты пеней? - Женя (Москва)

С.В.: С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа), освобождает от уплаты штрафов и пени (статьи 75, 111 Налогового кодекса РФ).

Разъяснение может содержаться как в документе нормативного характера, включая акты индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных налогоплательщикам.

Напомним, что еще ранее ВАС РФ указывал, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности не имеет значения, было ли адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц (п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

К разъяснениям, адресованным неопределенному кругу лиц, относятся письма массового характера, содержащие ответ, который применительно к рассмотренной в письме ситуации может быть использован всеми налогоплательщиками. В подобных разъяснениях используются такие словосочетания, как "доведите указанные разъяснения до налоговых органов и налогоплательщиков" и т.п.

При этом можно рекомендовать использовать последние по дате издания разъяснения или разъяснения, подписанные должностным лицом более высокого уровня.

Письма Минфина России, публикуемые в средствах массовой информации, размещаемые в справочных правовых системах, как правило, представляют собой адресное разъяснение, то есть ответ на поставленный вопрос. Использовать их в качестве разъяснений, рассчитанных на неопределенный круг лиц, не всегда возможно, поскольку ответ может носить общий характер и не учитывать специфику деятельности, осуществляемой другим налогоплательщиком. Может быть и наоборот, ответ основывается на информации, изложенной в запросе, которая при публикации письма в средствах массовой информации воспроизводится не полностью.

Проверка наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, освобождающих от начисления пени, является обязанностью налоговых органов и суда.

В случаях возникновения у налогоплательщика сомнений в использовании разъяснений он вправе самостоятельно обратиться с соответствующим запросом в Минфин России.

Согласно изменениям в п. 2 ст. 23 НК РФ формы сообщений об открытии (закрытии) счетов в банках теперь стали обязательными. То есть, если организация или предприниматель представят эти сведения в налоговый орган не по утвержденным формам, их можно будет привлечь к ответственности по ст. 118 НК РФ.

Однако ФНС России последний раз утверждала формы сведений еще до этих поправок в первую часть НК РФ (приказ ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@). И в самом приказе говорится, что утвержденные формы лишь рекомендованы к применению. Вправе ли налогоплательщики до принятия нового приказа представлять сведения об открытии-закрытии счетов в произвольной форме, ведь обязательные формы сведений ФНС России до сих пор не приняты? - Ольга (г. Калининград)

С.В.: Пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по сообщению в налоговый орган сведений об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов). Эта обязанность должна быть исполнена в течение семи дней со дня открытия (закрытия) счета.

При этом форма сообщения таких сведений утверждается ФНС России (пункт 7 статьи 23 Кодекса).

Форма N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)" с указанием ее рекомендательного характера утверждена приказом ФНС РФ от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@. Данный приказ был принят до Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ, которым установлено требование о соблюдение налогоплательщиком формы сообщения.

Таким образом, можно рекомендовать организациям и индивидуальным предпринимателям использовать форму сообщения, утвержденную ФНС России приказом от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@.

Вместе с тем обратите внимание, что статья 118 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке. Статья 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность также только за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, но не формы сообщения.

Почему до сих пор не установлены сроки перечисления платежей в бюджет организациями почтовой связи (принятых от физ. лиц или органов местного самоуправления)? Когда он будет установлен и введена ответственность таких организаций, аналогичная банковской?

Часть I НК РФ и поправки к ней (закон N 137) не устанавливают срок перечисления организациями почтовой связи платежей в бюджет, принятых от физических лиц и от органов местного самоуправления. По какой форме должны принимать организации почтовой связи указанные платежи (документ)? - Алексей Сергеевич Шишляев (г. Курган)

С.В.: Новая редакция статьи 58 Налогового кодекса РФ устанавливает обязанности организации федеральной почтовой связи при приеме денежных средств в счет уплаты налогов.

Организациями федеральной почтовой связи являются государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").

Обратите внимание, что обязанность физического лица по уплате налога считается исполненной со дня внесения наличных денежных средств в организацию федеральной почтовой связи (статья 45 Кодекса).

Ответственность за неперечисление (несвоевременное перечисление) принятых денежных средств в бюджетную систему организацией федеральной почтовой связи установлена не Кодексом, а иными федеральными законами.

Может ли организация сдавать в электронном виде налоговую отчетность, принося ее в налоговый орган на дискете или ином носителе (CD-диске, флэш-карте)? Если нет, то почему? Ведь в НК РФ нигде не уточняется, что именно считается представлением налоговых деклараций в электронном виде... - Сергей Николаевич (г. Иваново)

С.В.: До 2007 года налоговая декларация, расчет авансового платежа могли представляться налогоплательщиком в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде.

С 1 января 2007 года для отдельных категорий налогоплательщиков установлена обязанность представления деклараций и расчетов в электронном виде. К таким налогоплательщикам отнесены:

- организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превысила 250 человек,

- созданные (в том числе при реорганизации) в 2007 году организации, численность работников которых превысит 250 человек,

- организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков.

Обратите внимание, что с 2008 года критерий среднесписочной численности работников, достижение которого влечет возникновение обязанности представления деклараций и расчетов в электронном виде, снижается до 100 человек (статья 80 Налогового кодекса РФ).

Исключение из электронной формы представления сделано в отношении деклараций и расчетов, содержащих информацию, отнесенную к государственной тайне.

Налогоплательщик, представивший налоговую декларацию в электронном виде, не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.

Передача деклараций и расчетов в электронном виде осуществляется по телекоммуникационным каналам связи. То есть форма декларации - электронная, способ представления – передача по каналам связи. Такой вывод следует из пункта 4 статьи 80 Кодекса. Кроме того, представление налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде должно осуществляться в определенном порядке. В настоящее время, до утверждения такого порядка Министерством финансов Российской Федерации, действует порядок, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169. Согласно данному приказу представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком посредством специализированного оператора связи.

Вышеназванный способ представления обеспечивает использование электронной цифровой подписи в электронных документах, которая признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Это, в свою очередь, защищает данный электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Таким образом, представление деклараций в электронном виде не может производиться налогоплательщиком таким способом, как сдача ее на магнитном носителе в налоговый орган лично или через представителя, направлением в виде почтового отправления с описью вложения.

Можно ли привлечь гражданина к ответственности (налоговой или уголовной) за неуплату налогов в прошлых периодах, если он воспользовался возможностью задекларировать доходы в упрощенном порядке и уплатил декларационный платеж? - Василий (г. Березняки)

С.В.: В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" физические лица вправе в период с 1 марта по 31 декабря 2007 года уплатить декларационный платеж по доходам, полученным до 1 января 2006 года.

Со дня уплаты декларационного платежа обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (подоходного налога), а для индивидуального предпринимателя также и единого социального налога (страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды) с полученных доходов будет считаться исполненной (подпункт 6 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 265-ФЗ). Кроме того, будет считаться исполненной и обязанность по представлению соответствующих деклараций и документов.

Декларационный платеж должен быть рассчитан физическим лицом исходя из суммы доходов, с которых им не был уплачен налог, и ставки 13 процентов.

Таким образом, установлен особый порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и представлению деклараций, исключающий в отношении физического лица, уплатившего декларационный платеж, основания для привлечения к ответственности за неуплату указанных налогов (непредставление деклараций и документов), обязанность по которым возникла за периоды до 2006 года.

Я индивидуальный предприниматель, мне необходимо прописаться в другом городе, а работать и жить я буду там же, где живу сейчас. Что я должна делать в этом случае как предприниматель и как работодатель? - Марина (г. Казань)

С.В.: В случае изменения места жительства необходимо обратиться в налоговый (регистрирующий) орган с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

После внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующей записи регистрационное дело пересылается в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет в новом налоговом органе осуществляется на основе документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства (пункт 4 статьи 84 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание, что основания для дополнительной постановки на налоговый учет могут возникать вследствие, например, занятия деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход (статья 346.28 Кодекса).

Как на практике проводится выездная налоговая проверка в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, учитывая трудности проникновения налоговых инспекторов в жилище налогоплательщика? - Игорь (г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ)

С.В.: Налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки налогоплательщиков, то есть организаций и физических лиц. Обратите внимание, что физическое лицо может и не являться индивидуальным предпринимателем.

Выездная налоговая проверка может проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа (пункт 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ). Если возникает необходимость доступа в жилое помещение налогоплательщика, то налоговый орган вправе получить такой доступ на основании судебного решения (пункт 5 статьи 91 Кодекса).

Обратите внимание, если физическое лицо - налогоплательщик или проживающие в жилом помещении иные физические лица выступают против доступа должностных лиц налогового органа, сумма налога может быть определена расчетным путем (подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса).

Вопрос, касающийся проведения органами налоговой инспекции разъяснительной работы. В городе Солнечногорске такой работы не ведется. Я впервые получил уведомление о необходимости подать декларацию 03.04.2007. В справочной BAYc по г. Солнечногорску помочь заполнить декларацию отказались и предложили обратиться в платное агентство. Также в феврале мною было получено письмо из УФНС о необходимости уплаты налогов за автомобиль. Позже выяснилось, что это просто ошибка! Должны ли налоговые органы консультировать налогоплательщиков? - Александр (г. Солнечногорск, Московской обл.)

С.В.: Согласно Налоговому кодексу РФ налоговые орган обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов и в том числе разъяснять порядок заполнения налоговых деклараций (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ).

Но обратите внимание, что обязанность по консультированию ни на налоговые, ни на финансовые органы не возложена. Иными словами, налоговый орган должен разъяснить, как заполнить декларацию, но заполнять ее налогоплательщик должен самостоятельно.

В 2007 году общество реорганизуется и разделяется на два ООО. Эти два ООО считаются вновь созданными организациями. У каждого из них среднесписочная численность превышает 250 человек. Обязаны ли эти общества сдавать в 2007 году налоговую отчетность в электронном виде? - Афанасьева Ирина Ивановна (Липецк)

С.В.: Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ вновь созданные (в том числе при реорганизации) в 2007 году организации, численность работников которых превысит 250 человек, должны представлять налоговые декларации и расчеты в электронном виде.

При этом указанные организации представляют декларации и расчеты в электронном виде начиная с первого отчетного (налогового) периода со дня создания.

Но обратите внимание, что с учетом пункта 4 статьи 55 Кодекса в случае создания организации после начала календарного года в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Представление деклараций и расчетов в электронном виде осуществляется независимо от изменения в течение года среднесписочной численности работников организации. Только в случае, если за 2007 год среднесписочная численность работников будет меньше 100 человек, организация сможет в 2008 году представлять декларации и расчеты на бумажном носителе.

Вправе ли налоговый орган, проводя камеральную проверку по НДС, требовать от налогоплательщика представить документы, подтверждающие вычеты, если декларация представлена с суммой налога к уплате, а не к возмещению? - Петр Сергеевич (г. Тамбов)

С.В.: Статья 176 Налогового кодекса РФ предусматривает, что обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной в налоговой декларации к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.

Согласно статье 88 Налогового кодекса РФ при камеральной налоговой проверке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Таким образом, независимо от того, что по итогам налогового периода сумма налога подлежит уплате, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие применение налоговых вычетов.

КонсультантПлюс: Сергей Викторович, спасибо за ответы.


В подготовке и проведении интервью с С.В. Разгулиным участвовала редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: