Интернет-интервью с П.В. Смагиным,
начальником Правового управления ФМС России:
"Нормативно-правовое регулирование в сфере миграции и задачи по его совершенствованию"

Фотография

Интервью состоялось 2 июля 2009 года.

Ознакомиться с полученными ответами можно здесь

Наталья (Нижний Тагил)

Здравствуйте! Вопрос, возможно, и не к Вам, но все-таки! Подскажите, как быть! У гражданина РФ есть 2 паспорта гражданина РФ с разницей в выдаче 2 недели в разных областях России и 2 регистрации по месту жительства, оба паспорта получены законным путем, с ними он живет уже 10 лет!!! Сейчас человек хочет выйти из этой ситуации, подскажите, как правильно это сделать, в какие органы обратиться и вообще - какая ответственность за это будет? Заранее благодарю!

Виталий (Краснодарский край)

Уважаемый Петр Викторович! Я являюсь индивидуальным предпринимателем и привлекаю к трудовой деятельности иностранных граждан. В первом квартале 2009 года моя деятельность была подвергнута проверке по поводу соблюдения миграционного законодательства на основании распоряжения, подписанного начальником районного отделения иммиграционного контроля. Вопрос: имеет ли право выносить распоряжение на проведение проверки, а также постановление по делу об административном правонарушении (налагать административный штраф) начальник ОТДЕЛЕНИЯ иммиграционного контроля? Я продолжаю использовать труд иностранных работников, в связи с чем хотел бы узнать, когда мне ожидать следующую проверку в соответствии с действующим законодательством, так как в соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере миграции в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами, разъясните, пожалуйста, какими именно. Заранее благодарен.

Разуванов Илья (г. Бийск)

Организация (ООО) обратилась в Управление ФМС за выдачей разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (50 граждан иностранного государства) и за выдачей разрешений на работу 40 иностранных граждан. Обществом уплачена соответствующая сумма государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Управлением ФМС выданы указанные разрешения. Однако право на привлечение для работы иностранных лиц организацией реализовано лишь в отношении 15 иностранцев. Вправе ли общество обратиться в Управление ФМС с заявлением о возврате госпошлины за неиспользованное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в отношении 35 иностранцев?

Узорова Л. (г. Калуга)

Как известно, на основании п. 5 ст. 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1099 установлена на 2009 г. допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли в палатках - 0%. Индивидуальный предприниматель планирует заняться данным видом деятельности в сельской местности. Иных объектов торговли в данном населенном пункте нет. Самостоятельно выполнять функции продавца он не в силах по состоянию здоровья. Граждане РФ отказываются от данной работы, согласен только иностранный гражданин. Не является ли в данном случае соблюдение указанных требований (вынужденный отказ предпринимателя от занятия данной деятельностью) нарушением его прав на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 1,2 ГК РФ, ст. 34 Конституции РФ)?

Александр Калинин (Москва)

Работодатель продлил срок действия трудового договора с иностранным работником в рамках срока выданного ему разрешения на работу в РФ. Обязан ли он извещать об этом органы ФМС РФ?

Елена Владимировна (Архангельская область)

Уважаемый Петр Викторович! Возможно, я не права, но СМИ практически не информируют граждан о том, как обстоят дела с внутренней трудовой миграцией и существует ли утвержденная государственная программа. По моему мнению, развитие внутренней трудовой миграции может снять многие проблемы, связанные с "внешней" миграцией, особенно нелегальной. Каково Ваше мнение по этому вопросу и что делается в этом направлении? Насколько мне известно, многие работоспособные граждане "из глубинки", которые по не зависящим от них причинам не могут найти работу по месту жительства, готовы выехать на работу в другую местность. Для этого нужно в доступной форме их информировать (известно, что доступ в Интернет есть не у всех) и гарантировать им обеспечение жильем - хотя бы местом в общежитии - с момента заключения трудового договора. Кроме того, должны быть внесены изменения в НПА, касающиеся привлечения иностранной рабочей силы. Например, при приеме на те работы, где предварительный мед. осмотр необязателен, все равно его производить: либо за счет работника (с последующим вычетом из его заработной платы), либо за счет работодателя. Запретить работодателям при приеме на работу требовать в числе навыков и знаний, необходимых для занятия конкретной должности, такие, которые не предусмотрены действующими квалификационными требованиями (например, знание таджикского языка для московского дворника). И соответственно запретить принимать лиц, не имеющих необходимой квалификации (когда бывший учитель пытается класть кирпич). Мы все знаем, какое качество работы получается в итоге. Санкции за привлечение к работе нелегальных мигрантов должны применяться более жесткие, особенно в сферах производства товаров и услуг (производство и реализация продуктов питания, строительство и ремонт зданий и сооружений и т.д.). Самих мигрантов в случае нарушения нужно выдворять не на 5 лет, а навсегда, а работодателей привлекать не к административной, а к уголовной ответственности с санкцией в виде условного осуждения и конфискации соответствующего имущества.

Валентина (Казахстан, г. Уральск)

Добрый день! Я из Казахстана, учусь в Москве, в МФА, заочно, хотела получить гражданство РФ по упрощёной программе. Когда были собраны все справки, у меня их не приняли, так как двухстороннее соглашение отменили. Как действовать в дальнейшем, если я уже отказалась от гражданства РК?

Евгения (Москва)

Уважаемый Петр Викторович! Хотелось бы узнать Ваше мнение о том, что США, являясь страной с постоянно растущим за счет естественного прироста населением, только за 2008 г. дали гражданство примерно 1 миллиону человек. Почему же Россия, являясь страной с уменьшающимся населением, так "сложно и неохотно" дает гражданство? Вместо граждан на ее территории все больше формируются отдельные группы населения - апатриды, например. Есть ли смысл увеличивать число лиц без гражданства или сдерживать прием в гражданство иностранцев и формировать население, не связанное с Россией политико-правовой связью (чем и является гражданство) на фоне уменьшающегося населения?

Андрей (Краснодарский край)

Уважаемый Петр Викторович! Я являюсь сотрудником ФМС и в своей практической деятельности столкнулся с таким вопросом. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что недлящимся административным правонарушением является невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. П. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, то есть законодательством РФ установлен конкретный срок, когда иностранный гражданин обязан выехать из РФ. По истечении этого срока он является незаконно находящимся в РФ и наступает течь срок давности привлечения к административной ответственности. Вопрос: Является ли длящимся административным правонарушением уклонение от выезда из Российской Федерации иностранным гражданином по истечении определенного срока пребывания? Если указанное административное правонарушение не является длящимся, то в чем выражается нарушение режима пребывания иностранным гражданином в Российской Федерации, если с момента неисполнения иностранным гражданином обязанности выехать из Российской Федерации прошло более года?

Алексей (Краснодарский край)

Уважаемый Петр Викторович! Я прибыл в РФ из государства с визовым режимом. Моя супруга является гражданкой РФ. В соответствии с ФЗ N 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ" у меня приняты заявление и другие необходимые документы для получения разрешения на временное проживание. Соответственно до окончания срока действия визы, на основании которой я прибыл в РФ, я состою на миграционном учете по месту пребывания в территориальном органе ФМС. В настоящее время срок действия визы у меня истекает. Сотрудники ФМС пояснили, что мне необходимо получить новую визу, так как по истечении срока действия визы я буду являться незаконно находящимся в РФ. Правомерно ли требование сотрудников ФМС? В соответствии с пунктом 2 статьи 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Исходя из вышеизложенного, если у иностранного гражданина (прибывшего в РФ как в визовом режиме, так и в безвизовом режиме) приняты заявление и все необходимые документы для получения разрешения на временное проживание, но он ещё не получил ответ в установленном законом порядке, он является законно находящимся в РФ и ему нет необходимости получать новую визу или продлевать срок действия истекшей визы, на основании которой он прибыл в РФ, а также вставать на миграционный учет. Разъясните, пожалуйста.

Екатерина (Саранск)

Добрый день! Я хотела бы задать следующий вопрос. По радио слышала, что в связи с кризисом, который повлек за собой безработицу, издан указ и выделено некоторое количество денежных средств, которые пойдут на то, чтобы регистрировать граждан РФ при переезде их в другой субъект РФ. Хотелось бы уточнить подробнее, правда ли это и что нужно делать для того, чтобы при моем переезде в другой город не возникло проблем с регистрацией и все прошло на законных основаниях.

Игорь (Москва)

Г-н Смагин! Хотел получить ответы на несколько вопросов. 1. Согласно ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62) гражданство Российской Федерации по рождению приобретает ребенок, если на день его рождения, в частности, оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка) (пункт "а", ч. 1), при этом ребенок согласно статье 3 Закона N 62-ФЗ - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. В соответствии же с ч. 7 ст. 4 Закона N 62-ФЗ наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. По буквальному смыслу пункта "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьей 3 положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из названного положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, - и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают российское гражданство в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства. Из правовой позиции Конституционного Суда РФ - Определение от 21.04.2005 N 118-О по жалобе гражданки С.Р. Даминовой, Определение от 24.05.2005 г. N 235-О по жалобе гражданке Ахметзяновой З.В. - следует, что положение п. "а" ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации. Почему органы ФМС поступают незаконно с гражданами РФ по рождению? Почему до сих пор у нас изымают паспорта (даже после протеста Генеральной прокуратуры)? Почему не выполняются решения Конституционного Суда, в которых сказано, что для "органов, уполномоченных рассматривать вопросы гражданства, и судов общей юрисдикции, .. правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу об утрате гражданином России российского гражданства является обязательной"? Почему ФМС отправляет таких граждан в суды, хотя указанные Определения КС РФ для вас обязательны? 2. Какие документы ФМС приняты для обеспечения прав граждан в соотвествии с указанными Определениями Конституционного Суда? 3. Почему решения судов разных уровней по вопросу гражданства по рождению ФМС не использует для защиты прав граждан с аналогичными проблемами? 4. Когда сотрудники ФМС будут соблюдать права граждан, Конституцию, законы России? Что для этого предпринимается? Какие акты ФМС приняты и где с ними можно ознакомиться? (Не отсылайте в территориальные отделения - ничего не дают, все скрывают).

Денис (Рошаль, Мос. обл.)

Моя супруга на данный момент является гражданкой Украины - с украинским паспортом, с печатями. Есть разрешение на временное проживание и временная прописка по моему адресу. Её документы сданы на получение гражданства РФ. Получит ли она гражданство РФ, если мы с ней разведёмся?

Ринат (Самара)

Вопрос из области государственной экономической политики. Я физическое лицо, не предприниматель, имею личное подсобное хозяйство (не требует регистрации, не является предпринимательской деятельностью) на селе, очень большой объем работы, рабочих рук не хватает катастрофически и желающих граждан России нет. И очень много желающих поработать иностранцев из Таджикистана. Какой порядок найма на работу иностранцев для меня, именно как физического лица? Заранее спасибо за ответ.

Игорь Казарин (Самара)

Петр Викторович, здравствуйте! Интересует Ваше мнение относительно содержания и складывающейся практики применения ФЗ от 05.11.2006 N 189-ФЗ, которым в КоАП введены весьма жесткие меры ответственности за нарушение миграционного законодательства, а рассмотрение данной категории дел отнесено к компетенции должностных лиц. В Пояснительной записке к проекту указанного ФЗ отмечено следующее: "Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 3.5, 4.5, 18.8, 18.9, 18.10, 19.18, 23.1, 28.3 и дополнение новой статьей 18.15 КоАП РФ, которые призваны определить превентивное воздействие на работодателей, … установить ответственность за нарушение правил миграционного учета…, а также обеспечить необходимые процессуальные действия должностных лиц по новым составам". В Заключении профильного комитета Госдумы ФС РФ также отмечено, что "в первую очередь данный законопроект направлен на общее усиление административной ответственности". Кроме того, размеры административных штрафов, предусмотренные статьями 18.15, 18.16. КоАП, весьма значительны (а точнее, разорительны) для большинства нарушителей. Административное приостановление деятельности также является серьезной санкцией для любого коммерсанта. Вопрос первый: как Вы считаете, положения ст. 23.67 КоАП, которые допускают рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.15 (или 18.16) КоАП, и назначение наказания карательного и превентивного характера на существенную для правонарушителя сумму должностным лицом УФМС, т.е. в рамках административной (внесудебной) процедуры, соответствуют Конституции РФ и сложившейся прецедентной практике Европейского суда по правам человека? Второй вопрос: почему в региональных УФМС в подавляющем числе случаев назначают наказание в виде административного штрафа, не используя альтернативные виды наказания, предусмотренные санкцией данной части статьи КоАП? Ведется ли статистика реального исполнения подобных наказаний? Вопрос третий: С учетом значительных сумм административного штрафа, которые подлежат уплате по факту обнаруженного правонарушения, рассматривается ли ФМС вопрос (в рамках профилактики коррупции среди нижестоящих должностных лиц) о передаче данной категории дел на рассмотрение арбитражным судам? И заключительный вопрос: группа инотуристов (бывшие соотечественники) прилетает в самарский аэропорт, далее в течение 5 дней путешествует "дикарями" по Жигулевским горам, не останавливаясь ни в гостиницах, ни в кемпингах, т.е. проживая исключительно в собственных палатках, и передвигаясь либо пешком, либо автостопом. По окончании маршрута через тот же аэропорт вылетают обратно. Как следует из ситуации, отсутствуют и принимающая сторона, и место пребывания. Будут ли туристы нести адм. ответственность за неисполнение обязанности по регистрации (учету) по месту пребывания согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП? Заранее спасибо за ответы.

Ирина Александровна (Санкт-Петербург)

1. Почему на уровне законодательных актов не урегулирован правовой статус "трудового мигранта"? Не предусмотрен даже термин. Соответствующие изменений и дополнения необходимо внести в базовые законы в сфере миграции и в положения о государственных органах, установив специальный порядок (более льготный административный регламент) по работе с этой категорией мигрантов, предоставив им определенные приоритеты в получении разрешающих документов по сравнению с другими мигрантами. Это даст возможность структурировать миграционный поток с целью отбора и привлечения полезной государству категории мигрантов. Предлагается имплементировать международные конвенции МОМ (например, Конвенция N 97 "О работниках мигрантах") в национальное законодательство (например, в законы ФЗ N 115 и ФЗ N 109).
2. В настоящее время ФМС является уполномоченным органом в сфере миграции с жесткими "контролирующими" и "карающими" функциями. Не считаете ли Вы, что мигрант, легально пребывающий на территории РФ и попавший в ситуацию ущемления его прав (например, торговля людьми), имеет право обратиться в ФМС за защитой? Осуществляет ли ФМС какие-то действия для защиты прав легальных мигрантов? Почему в Положении о ФМС не предусмотрена компетенция в сфере противодействия торговли людьми в отношении мигрантов? Например, противодействие трудовой эксплуатации мигрантов, принудительного труда, долговой кабалы и пр.? Какие действия предпринимаются ФМС для предотвращения торговли людьми?
3. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" предполагает ужесточение контроля за трудовыми мигрантами, создание таких ограничений и требований, что мигранта становится просто не выгодно брать на работу. Юридическое лицо, где работает хотя бы один мигрант, будет подвергаться постоянным и длительным проверкам, парализующим его деятельность. С другой стороны, затрагиваются интересы категории мигрантов, наиболее полезной государству, которые встроены в социум и приносят пользу трудовой деятельностью. Получается, что, приехав в РФ, мигранту выгоднее и безопаснее не работать, а заниматься с целью получения средств для жизни другой деятельностью, в том числе противоправной. Вам не кажется, что наибольшие требования нужно предъявлять не к работающим, а к неработающим мигрантам? Не сократится ли в результате количество мигрантов, занятых трудовой деятельности, по отношению к общему числу мигрантов?
4. Почему, совершенствуя миграционное законодательство, не используются меры по оптимизации смежных отраслей права? Например, предлагается дополнить Трудовой кодекс специальным разделом "Трудовой договор с мигрантом". Целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в трудовое законодательство, установив регистрационный порядок заключения трудовых договоров с трудящимися-мигрантами (регистрация, по моему мнению, может быть в государственной инспекции труда или в службе занятости).

Алексей (Московская обл.)

Уважаемый Петр Викторович! Во время моего длительного отсутствия в моей квартире (жилье социального найма) зарегистрировалась моя супруга. Согласия на ее регистрацию, предусмотренного положениями действующего законодательства, у меня никто не запрашивал. При обращении в местный ТП ОУФМС с просьбой предъявить мне документы, на основании которых была произведена регистрация, я получил ответ от начальника ОУФМС, что с данными документами я не могу быть ознакомлен, так как "это внутренние служебные документы и о выдаче копий не может быть и речи". Правомерен ли этот отказ? Кроме того, мне было сказано, что все дела о регистрации хранятся не более пяти лет "и тут же автоматически уничтожаются". Какими правовыми актами регламентируется срок хранения документов, подаваемых на регистрацию, являются ли эти акты открытыми?

Олег (Ульяновская область)

Здравствуйте! Для приватизации жилья необходимо подтвердить, что не использовано право бесплатной приватизации. К справкам о неучастии в приватизации требуются справки о прописке за все время проведения государством этой акции. В связи с обменом паспортов, проводившимся в 2003 г., исчезли сведения о прописке и выписке за предшествующие годы. В этот период у меня было проживание в районе Крайнего Севера, проживание на время учебы в Москве (временная прописка в общежитии), служба в армии. Эти данные имелись в сданном мною паспорте старого образца, а кроме того, он подтверждал и имеющиеся "пробелы" между выпиской и пропиской. В паспортном столе и ЖКУ, куда на обмен был сдан паспорт, такую справку (выписку) мне не дали и разъяснили, что мне необходимо самому делать запросы о прописке и выписке отдельно во все места проживания. А как подтвердить периоды временного отсутствия прописки, "пробелы"? Прошу объяснить, где находятся паспорта, которые мы сдали вкупе с приложенной ксерокопией, и можно ли получить необходимую справку о моем перемещении до 2003 г. в "едином окне"? Не думаю, что эти сведения не нужны государственным органам и не сохранились, тогда почему они закрыты для граждан?

Максим (Новосибирск)

Здравствуйте! Я живу в РФ с 1995 г., благо проблем с государственной "машиной" уже нет. Но вот у моих родственников и друзей, оставшихся в Казахстане, куча проблем! Мой друг и его семья в мае этого года получили гражданство РФ, паспорта РФ, прописались - всё как положено. Несколько месяцев жил очень экономно, т.к. еще не устроен на работу. Теперь, найдя вроде достойную работу в гос. учреждении, столкнулся с тем, что его диплом о высшем образовании, полученный в г. Усть-Каменогорске РК в гос. вузе, не является действительным до того, пока его не признает официально Министерство образования и науки РФ, а на этого, сказали, уходит от 3 до 8 месяцев! И что же делать? Как быть без работы? В этом случае никак не помогает и программа для соотечественников.

Андрей Хромов (Москва)

Пётр Викторович, еще в апреле прошлого года ФМС официально сообщила, что направила в Правительство РФ поправки в Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории РФ", направленные на упрощение порядка регистрации россиян. В связи с этим прошу ответить на ряд вопросов. 1. Почему этот законопроект до сих пор не согласован в Правительстве и не внесен в Госдуму? Какие разногласия и возражения вызвал законопроект? 2. Когда текст законопроекта будет обнародован на сайте ФМС для антикоррупционной экспертизы? 3. Почему в этом законопроекте возможность направить уведомление предусмотрена только при регистрации по месту пребывания, а процедура регистрации места жительства остается прежней? 4. Куда согласно разработанным поправкам должны обращаться граждане с заявлениями о регистрации: непосредственно в ФМС или к сотрудникам жилищных эксплуатационных органов? 5. Кто будет являться объектом регистрационного учета в исправленном Законе - все граждане РФ, проживающие на ее территории, или только лица, проживающие в жилых и помещениях временного проживания, т.е. делается ли попытка охватить учетом также и граждан РФ, проживающих в иных жилищах, к примеру: на дачах, в автофургонах, на водных судах, в офисах и т.п.? Или подобных "маргиналов" учитывать в качестве населения РФ вовсе не обязательно?

Ольга (Мурманская обл.)

Объясните, почему так по-разному трактуется фраза из ФЗ N 109 о постановке на миграционный учет - "по истечении 3-х суток с момента прибытия иностранного гражданина"? По всем нормам русского языка "по истечении" значит "после", т.е. на 4-е, 5-е и т.д. сутки, но в пределах разрешенных законом 90 суток. А в реальности приходится сталкиваться с тем, что данную фразу "по истечении" трактуют как "в течение", что несет в себе совершенно другую смысловую нагрузку, а именно то, что встать на миграционный учет иностранец должен в течение 3-х дней с момента прибытия, т.е., обратившись на 4-е сутки, он уже нарушает закон. Таким образом, если постановка данной фразы значит "в течение", то почему не внесут данную поправку в действующий Закон, чтобы не возникало разночтений? И ещё один вопрос: необходимо ли при постановке на учет иностранца, прибывшего в визовом порядке, предоставлять в дополнение к копиям паспорта, визы и миграционной карты ещё и ходатайство о постановке на учет от организации, указанной в визе в качестве принимающей, а на учет он встает на частный адрес?

Андрей (Москва)

Можно ли заключить с иностранным работником бессрочный трудовой договор? Должен ли трудовой договор с иностранным работником прекращаться по истечении срока действия разрешения на работу?

Анатолий (Тольятти, Самарская область)

Почему в городе Тольятти для оформления загранпаспорта документы необходимо сдавать только в городское отделение ФМС, а в районные по месту жительства не принимают? Так, жителям Автозаводского района можно сдать по месту жительства, а прочих районов - только в городское отделение ФМС, где очереди, давка и прочие неприятности....

Эдуард (Москва)

Отличается ли в правовом смысле "проживание" от "прописки" и в чем это различие? Может ли быть постоянным проживание в РФ, притом что прописка в РФ была временной, затем (после 1992 года) постоянной? Обязательно ли решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ либо органы ФМС вправе рассматривать совокупность доказательств и признавать этот факт за основу принимаемых решений (при наличии соответствующих доказательств, разумеется)?

Евгений Кузнецов (Москва)

Уважаемый Петр Викторович! Предоставляется ли гражданам Украины разрешение на работу в Москве и где его можно получить? Заранее спасибо.

Томилин Александр (Москва)

До окончания (22 мая 2009 г.) действия выданного в 2008 г. разрешения на работу мною в конце марта 2009 года в районное отделение "Северное Тушино" было подано заявление о выдаче нового, срок оформления которого составил 2 месяца (разрешение было выдано 11 июня 2009 г. (на бланке разрешения указано: выдано 26 мая 2009 г.). Согласно установленным нормам срок оформления ограничивается 10 днями, по истечении которых разрешение должно быть выдано или дан отказ. В моём случае этого не произошло, по этой причине организация, в которой я работал, вынуждена была меня уволить с должности начальника отдела компьютерного обеспечения. В связи с чем с мая 2009 г. по настоящее время я не работаю. Как быть в таких случаях, если разрешение на работу оформляется на время действия разрешения на временное пребывание, что составляет 3 месяца для безвизовых иностранных граждан, а срок оформления - 2 месяца, но подать заявление о выдаче нового разрешения на работу заранее нельзя, т.к. нет регистрации на предстоящий период? Планируется ли в дальнейшем выдача разрешений на трудовую деятельность, срок действия которых может быть увеличен? Как оформлять заявление, чтобы вовремя выдавали разрешение и не было временного интервала, при котором работодатель вынужден увольнять сотрудника?

Елена (Башкирия, г. Нефтекамск)

Почему в нашем городе, Нефтекамске, для получения загранпаспорта обязательно надо, чтобы анкету заполнял непременно работник миграционной службы за плату, хотя по правилам достаточно ее заполнить от руки? При этом никаких квитанций не дают. Иначе работник этой службы анкету просто не примет, да еще вместо каких-либо разъяснений тебе нахамит. Как найти управу на таких хамоватых работников ФМС? Пыталась найти его непосредственного начальника, но он недоступен.

Игорь Владимирович (Москва)

В настоящее время в Москве на уровне актов мэра и правительства введена процедура регистрации собственниками жилья родственников и третьих лиц, не только отличная от норм действующего федерального законодательства, но и прямо противоречащая ему. Тексты московских актов вывешены в приемных для населения всех городских отделений ФМС, хотя ни мэр, ни правительство Москвы, ни даже городская дума не вправе издавать такие акты, а ФМС и городские органы их применять (тем более что они не зарегистрированы в Минюсте). Акты ограничивают права москвичей - собственников жилых помещений! Они предусматривают обязанность доказывать родство с тем, кого хочешь прописать, а если это племянник или иной не прямой родственник - заключать с ним договор и регистрировать его в ДЭЗе, что вообще неприемлемо с позиции права. Как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию? Кто наделил московские власти полномочиями на издание такие актов и правом на решение вопросов о том, целесообразно и можно ли нам регистрировать без их разрешения родственников не по прямой линии (т.е. не родителей-детей, братьев-сестер, дедов-внуков)? В отношении временной регистрации положение аналогичное ... Барьеры увеличились, а весь метрополитен заклеен объявлениями о содействии в получении регистрации и прописки, как "легальной", так и "фальшивок".

Валентина Акимова (Москва)

Российское законодательство предусматривает обязанность государства регулировать трудовую миграцию. При этом в законе о трудовой миграции сказано о необходимости получения иностранным лицом разрешения на работу как по трудовому, так и гражданско-правовому договору. Но ведь трудовое законодательство не регулирует взаимоотношения российского работодателя с лицами, заключившими с ним договор подряда либо договор на оказание услуг. Однако не совсем понятно, зачем получать разрешение на выполнение работ по договору подряда или по договору на оказание услуг (иногда и безвозмездно)? Зачастую иностранные граждане работают по трудовому договору в российской организации, имея на это официальное разрешение на работу в ней. При этом выполняют работы по договору подряда в других российских организациях. Получается, что иностранец, даже уже находясь на территории России, официально должен получить разрешение на выполнение работ в российских организациях по договору гражданско-правового характера. По Вашему мнению, это нормально?
Я столкнулась еще с одной проблемой. За последнее время российские организации заключают с иностранными компаниями договоры на предоставление этими иностранными компаниями высококвалифицированного персонала для оказания помощи российской организации для организации какого-то направления деятельности. Фактически эти люди, являясь работниками иностранной компании, выполняют работы на территории России, но при этом не являются работниками российской организации. Однако для получения разрешения на въезд в Россию российские организации направляют в органы миграционного контроля проект трудового договора, чтобы иностранцы могли въехать в Россию и находиться на ее территории какое-то время. Как правило, иностранцы в таких случаях находятся в России менее полугода или менее года. Российская организация заработка им не выплачивает, так как оплату за предоставление персонала производит работодателю иностранных работников, то есть иностранной компании. Как Вы считаете, такое положение соответствует государственной политике в сфере трудовой миграции? Что в этом направлении делает миграционная служба?

Мария (г. Омск)

Добрый день, подскажите, пожалуйста, с чего начать, какие собирать документы, для того чтобы эмигрировать в другую страну на ПМЖ? Какие требования у государства для этого? Хотелось бы решить этот вопрос с наименьшими временными и денежными затратами. Кто может предоставить услуги в области? В нашем городе некуда обратиться за консультацией. Где ее можно получить и куда обращаться на этот счет? Заранее благодарна.

Сергей (Казахстан)

Здравствуйте! Меня интересует вопрос: по чьей инициативе - РФ или РК - было отменено упрощенное принятие гражданства по двухстороннему соглашению между нашими странами? Из источников, из которых удается что-то узнать, УФМС РФ кивает в сторону МИД РК, те же, в свою очередь, на власти РФ. Неужели нельзя честно ответить, кто же все-таки в этом заинтересован и каковы были причины принятия этого непопулярного решения? После этого решения одной из сторон - нам, желающим вернуться на свою историческую родину, был поставлен огромный барьер, мы стали заложниками чьей-то игры! Я не верю, что это пойдет на пользу России, оставляющей своих соотечественников наедине в борьбе со всякого рода чиновниками и бюрократами по ту и другую сторону границы некогда одной Великой страны!

Александр (Украина)

Подал документы на РнВП 17 мая. Успею ли я после получения разрешения на временное проживание подать документы на гражданство по упрощённой схеме? Обязательно ли получение вида на жительство?

Натали С. (Челябинская область)

1. Почему в Челябинской области до сих пор требуют от иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, справку о судимости? 2. Почему в Челябинской области заставляют покупать сертификат, копирующий нашу российскую медицинскую книжку, в который вносятся результаты всех мед. обследований? Это дополнительные расходы в 350 рублей. 3. Почему все результаты анализов в Челябинской области действительны только в течение 3 месяцев, хотя в ответе сотрудника УФМС было четко сказано, что 3 месяца действительны только результаты анализов на ВИЧ-инфекцию? Насколько мне известно, именно в июле 2006 г. были приняты изменения о принятии документов без справки о судимости у безвизовых иностранных граждан, вступившие в силу с 15.01.2007! Но на сайте УФМС по Челябинской области в разделе "Вопросы и ответы" был задан вопрос по этому поводу.

Развернуть

1. Почему в Челябинской области до сих пор требуют от иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, справку о судимости? 2. Почему в Челябинской области заставляют покупать сертификат, копирующий нашу российскую медицинскую книжку, в который вносятся результаты всех мед. обследований? Это дополнительные расходы в 350 рублей. 3. Почему все результаты анализов в Челябинской области действительны в только течение 3 месяцев, хотя в ответе сотрудника УФМС было четко сказано, что 3 месяца действительны только результаты анализов на ВИЧ-инфекцию? Насколько мне известно, именно в июле 2006 г. были приняты изменения о принятии документов без справки о судимости у безвизовых иностранных граждан, вступившие в силу с 15.01.2007! Но на сайте УФМС по Челябинской области в разделе "Вопросы и ответы" был задан вопрос по этому поводу.

Вопрос был таким: "Больше года как отменили необходимость предоставления справки об отсутствии судимости для граждан из безвизовых стран - у меня при подаче документов на РнВП требуют. Для ее получения необходим выезд на Украину - это долго и дорого. Я здесь официально работаю по разрешению, если поеду за справкой - потеряю работу. Перед приездом в Россию я получал эту справку для загранпаспорта. Сразу приехал сюда - с момента получения паспорта нахожусь здесь! Как мне быть?"

Был задан 2-й вопрос - по мед. справкам: "18 января 2008 я сдал справки в УФМС ЧО (для разрешения на работу). Есть штамп о принятии этих документов. 19 мая 2008 г. мне назначили прием документов на разрешение на временное проживание - мне снова все проходить? На туберкулез повторно снимок делать? 3 месяца назад все это делал! В ФМС взял две памятки про мед. учереждения (разные). По какой проходить, если надо повторно все делать?"

В результате был получен ОТВЕТ СОТРУДНИКА ОБЛАСТНОГО УФМС: "В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 21.07.2002 С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ в 2003, 2004, 2006 годах временно пребывающему иностранному гражданину в Российской Федерации может быть выдано разрешение на временное проживание. Форма заявления и перечень сведений, которые должны в нём содержаться, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Одним из пунктов заявления является наличие или отсутствие судимости. Кроме того, в п. 6 статьи 7 Закона основанием к отказу в выдаче разрешения на временное проживание является наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за её пределами. Для принятия решения по заявлению о выдаче разрешения на временное проживание СПРАВКА О НАЛИЧИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ НЕОБХОДИМА. Если у Вас имеется справка об отсутствии судимости, ранее выданная при оформлении заграничного паспорта, она будет принята сотрудниками отдела виз и регистрации иностранных граждан. П. 5 ст. 6.1 Закона обязывает иностранного гражданина представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Наличие заболеваний является основанием к отказу в выдаче разрешения на временное проживание. Сертификат на ВИЧ-инфекцию действителен в течение трех месяцев. Справки об отсутствии заболеваний представляются из медицинских учреждений, которым с соответствии с приказом министра здравоохранения разрешено заниматься подобной деятельностью."

Насколько мне известно, именно в июле 2006 г. были приняты изменения о принятии документов без справки о судимости у безвизовых иностранных граждан, вступившие в силу с 15.01.2007?!

Свернуть
Макарова (Московская область)

Почему при оформлении разрешения на работу сотрудники ФМС требуют:
1. Если жена гражданка России, муж не может подать документы на РнВП, так как жена не поменяла фамилию, выходя замуж (в Чеховском районе Московской области отказали в приеме документов Ольге П., гражданке РФ, её мужу, гражданину Таджикистана, причем семья имеет семерых детей, причина - Ольга не меняет свою фамилию на фамилию мужа)?
2. Почему требуют у жены, гражданки РФ, регистрацию по месту жительства при оформлении РнВП мужа, гражданина Узбекистана? Семья переехала на постоянное место жительства четыре года назад, в семье пятеро детей, самому маленькому три месяца, все граждане РФ. Собственность пока не имеют, но строят.
3. Почему в семье, которая подает документы на РнВП как уроженцы РСФСР, от детей требуют оформлять квоту?

Галина (Москва)

Добрый день! У меня вопрос: когда можно подавать документы на РнВП на основании новой поправки в закон о гражданстве, что позволяет получить РнВП родителю на основании наличия гражданства России у несовершеннолетнего ребенка?

Станислав (Москва)

Петр Викторович, здравствуйте! В последние годы много сделано для совершенствования правовой базы в области миграционного законодательства. Но создается впечатление, что все законы и правовые акты регламентируют в основном взаимоотношения с гражданами, представляющими низкоквалифицированную рабочую силу. Каковы планы в отношении высококвалифицированных специалистов? Приведу в пример себя. Я гражданин Эстонии. По национальности русский (с ассимиляцией проблем никаких). Образование высшее техническое. В следующем году планирую защитить диссертацию на степень к.т.н., то есть вполне могу приносить (и приношу) пользу, причем в инновационной индустрии, развитие которой является государственным приоритетом. Каждый год лично я и мой работодатель тратим значительный ресурс на оформление рабочей визы и разрешения на работу. То есть приходится тратить приличное время на то, чтобы пройти все инстанции. А ведь это время я бы мог потратить гораздо эффективнее, занимаясь своей профессиональной деятельностью. Все бы упростилось, будь у меня вид на жительство. Но думаю, ни для кого не секрет, сколько времени и сил занимает эта процедура в России (с учетом прохождения этапа РнВП). Лично я себе такого позволить пока не могу. С точки зрения временных и душевных затрат гораздо проще уехать за границу. Но хочется приносить пользу здесь, в России. Точно знаю, что в некоторых странах на Западе (например: Ирландия, США, Нидерланды) применительно к востребованным специалистам существуют упрощенные и ускоренные процедуры (Fast Track). Мои знакомые иностранцы приходят, мягко говоря, в недоумение, узнавая о том, что после 10 лет пребывания в стране человек с такой квалификацией может находиться в моем статусе. Есть еще один момент: в 2007 году были приняты совершенно изумительные нормативные акты, согласно которым предприятие не может послать в служебную командировку "визового" инженера-разработчика (тематические конференции, сдача-приемка оборудования и т.д.). К примеру: артиста цирка и водителя дрезины -- может. Выглядит комично, но опять же создается ряд сложностей на пустом месте. Итак, повторю вопрос: каковы планы в плане адаптации законодательства применительно к высококвалифицированным специалистам?

Сергей (Москва, Зеленоград)

Я гражданин Украины, высококвалифицированный инженер в области компьютерной безопасности. Работая в Зеленограде, пытался продлить срок пребывания на основе трудового договора. Ответственная служащая в Зеленоградском ФМС потребовала договор с хозяевами квартиры, сказав, что он сразу отправится в налоговую, или план здания работодателя, где будут указаны жилые помещения за подписями главного инженера и т.д. Ссылается на внутренние инструкции, которые не может разгласить. Когда будет достаточно регламентированная процедура, чтобы бюрократы на выдумывали нести им луну с неба для выполнения этого тривиального дела? Законодательство в этом случае очень туманно, есть простор для взяточничества. Какие средства давления на бюрократов, нарушающих закон, есть у мигранта, кроме обращения к другим бюрократам? Есть ли у ФМС свое "УСБ"?

Роман (г. Шадринск)

Как получить гражданство РФ? Я уроженец Кемеровской области, до 1993 г. проживал на территории Украины, затем переехал в РФ, в Кемеровскую обл. Получил паспорт старого образца, где не указывалось гражданство. Чуть позднее мой паспорт был украден. С того времени я не могу получить паспорт, т.к. не являюсь гражданином ни Украины, ни РФ. Проживаю я на территории РФ и хочу получить соответствующие документы.

Ирина (Москва)

Добрый день! Меня зовут Ирина. Приехала с Западной Украины. По национальности русская. Уже 4 года я живу и работаю в Москве, имею высшее образование, работаю в сфере ИТ-технологий. Моя дочь учится на отлично в московской школе. Но я с каждым годом замечаю, что получать разрешение на работу все сложнее, и срок разрешения все короче, скоро свое квалифицированное время буду тратить только на то, чтобы оформлять бумаги для получения разрешения. Хотела бы получить гражданство, но прямых родственников нет, по программе переселения соотечественников получить гражданство не представляется возможным, так как имею работу в Москве. Несколько раз подавала заявление на разрешение на временное проживание по квоте и каждый раз не проходила комиссию, которая распределяет квоты. Мой вопрос состоит вот в чем: будет ли у меня возможность сделать разрешение на работу не на 3 месяца, как сейчас делается вопреки законодательству, а на более долгий срок - года на 2-3? Будут ли какие-то дополнительные льготы для получения разрешения на проживание или гражданства для высококвалифицированных специалистов, которые, надеюсь, нужны России? Ведь столько говорится о том, что Россия теряет квалифицированных специалистов, которые уезжают на Запад. А тут наоборот, приезжают специалисты, котрые хотят осесть в России. Заранее спасибо!

Наталия (Михнево, Московская область)

Можно ли мне вывезти на неделю своих несовершеннолетних детей в Сербию, если я в разводе и местонахождение бывшего супруга (их отца) неизвестно. Как мне быть, если мой бывший муж, может быть, сидит в тюрьме в другом регионе РФ? Что мне делать в этом случае? Какие и куда мне нужно представить документы? И как быть, если после возвращения в Россию они будут находиться с дедушкой?

Макар (Иркутск)

Здравствуйте, меня зовут Макар, я гражданин Таджикистана. Так получилось, что я там родился. В настоящее время я учусь в РФ, скажите, возможно ли студентам получить гражданство в упрощенном порядке и требуются ли различные квоты для этого? Спасибо!

Оксана (Оренбург)

При каждом районном отделении ОУФМС есть фирма, которая продаёт и заполняет бланки, заявления и др. документы за плату. Купить чистые и заполнить самим невозможно. Правомерно ли это?

Дмитрий (Оренбург)

Мы с супругой приобрели в 2008 году гражданство РФ, а 4-летнего сына не было на тот момент в РФ. Сейчас его привезла бабушка, и мы хотели бы, чтобы он тоже стал гражданином РФ, на данный момент у него узбекское гражданство. Нам в ОУФМС ответили, что необходимо подавать для этого документы и оплачивать гос. пошлину. Правомерно ли это?

Федорычева Наиля Амировна (Ульяновская область)

Для оформления "прописки на даче" необходимо обращаться в ФМС по месту расположения участка. Планируется ли передача полномочий по указанному вопросу в органы местного самоуправления, паспортный стол?

Баранов Аркадий Валентинович (г. Тихорецк Краснодарского края)

Я гражданин России. Более 4 месяцев не могу добиться получения заграничного паспорта. Со стороны УФМС Краснодарского края вместо получения ответа от надлежащего лица получаю низкоквалифицированные отписки от ненадлежащего служащего, что лишает меня права юридического обжалования. В отписках право на получение паспорта подменяется иным понятием - правомерности оформления визы. Ссылаются на факт возбуждения против меня уголовного дела по ст. 319 УК РФ, это незаконно. УФМС неправильно применяет норму материального права. Как быть?

Сергей (Вологда)

В последнее время в России стало много иммигрантов из бывших союзных республик, как правило, каждый осевший здесь за собой тянет родственников, и образуются очень большие сообщества, часто криминального характера. Кроме того, идет постепенная исламизация России. Будет ли это как-то контролироваться?

Анна (Сахалинская область, Анивский район, п. Воскресенское)

Здравствуйте! Мы с мужем и двумя детьми проживаем в частном доме. Муж прописан в доме, я с детьми нет. Нам отказывает в прописке сотрудник ФМС подполковник Ярцева по причине того, что наш дом списан. Мэр Анивского района дал добро на прописку. Куда нам обратиться для решения данного вопроса?

Александр (Москва)

Сегодня действующими нормативными актами государственная услуга регистрации граждан по месту жительства поставлена в зависимость от усмотрения работников жилищных организаций, которые по правилам должны готовить документы и передавать их в подразделения ФМС. Подобное положение дел приводит к многочисленным злоупотреблениям, а должностные лица ФМС ссылаются на то, что они за это не отвечают. Правомерно ли это?

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: