Интернет-интервью с А.Н. Голомолзиным,
заместителем руководителя ФАС России:
"Практика применения антимонопольного законодательства в сфере телекоммуникаций и IT-технологий: первые итоги и перспективы дальнейшей работы"
Интервью состоялось 19 января 2009 года.
Ознакомиться с полученными ответами можно здесь
Анатолий Николаевич, в связи с начавшимся кризисом планируется ли отмена запланированного повышения цен у операторов междугородней связи?
Скажите, пожалуйста, является ли решение ФАС в сфере антимонопольного регулирования таким же обязательным к исполнению другими органами власти как и решение суда? Как ФАС будет добиваться исполнения своих решений?
В какой инстанции можно обжаловать решение Федеральной антимонопольной службы?
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, каковы результаты применения антимонопольного законодательства в сфере телекоммуникаций и IT-технологий?
Добрый день, Анатолий Николаевич! Я являюсь (будущим) собственником квартиры по адресу: МО, г. Химки, мр-н Планерная, дом N 9; согласно (предварительному) договору N 349, заключенному с ЗАО УКС Лавочкина, в апреле 2008 года, осуществив заселение и производя косметический ремонт, я подал заявку в ЗАО "БИГ ТЕЛЕКОМ" (провайдер) для заключения договора на покупку телефонного номера, установку телефонной линии, услуги доступа в Интернет, телевидения с использованием оптико-волоконного канала. ЗАО "БИГ ТЕЛЕКОМ" отказал мне по причине того, что в доме хозяйственную деятельность осуществляет некоммерческая общественная организация "АТСЖ Дез" (далее АТСЖ). По имеющейся информации, у АТСЖ есть негласный договор с филиалом ОАО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" - ТЦПУ N3, расположенным по адресу: г. Химки, улица Энгельса, дом 910, тел. 542-48-51, о предоставлении указанных услуг. Перечень предоставляемых ОАО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" услуг меня не устраивает, т.к. он неполный, а по ценам и качеству уступает другим предложениям, имеющимся на рынке. Однако для других фирм АТСЖ выставляет необоснованно высокую стоимость подключения дома (предоставление места) и ежемесячную плату за аренду, которая не удовлетворяет фирму, а следовательно пользователей, и является невыгодной. Этим АТСЖ ограничивает конкуренцию на рынке услуг в сфере телекоммуникаций и IT-технологий и нарушает мои законные права, не дает возможности мне иметь право выбора. Может ли ФАС РФ помочь мне в данном случае и хватит ли одного моего заявления? Спасибо.
Я слышала, что ФАС начал борьбу с неуведомлением банками своих клиентов об изменении тарифов. Расскажите, пожалуйста, на какой стадии сейчас дело. И появились ли новые нормы и правила в связи с этим?
Я являюсь собственником квартиры в многоквартирном доме.У нас в городе ведет деятельность фирма, которая проводит в городе локальную сеть с выходом в Интернет. Я хотел бы воспользоваться услугами этой фирмы и подключиться к локальной сети, но жители нашего многоквартирного дома против того, чтобы фирма проводила по дому какие-либо провода, тем самым они не дают мне возможности подключиться к локальной сети. Прокомментируйте, пожалуйста, имею ли я право воспользоваться услугами локальной сети, даже если жители дома против.
ФАС начала расследование законности взимания разной платы за доступ в Интернет для частных и юридических лиц. Планируется ли начать аналогичные расследования в отношении операторов телефонной связи, также устанавливающих разные тарифы для граждан и организаций?
Поясните, что означает термин "злоупотребление рыночной властью"? Как он применяется на практике?
Будут ли внесены изменения и дополнения в Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке с учетом принятых поправок к действующему законодательству в сфере защиты конкуренции (в Закон "О защите конкуренции")?
Согласно пункту 9 части 1 статьи 4 Закона недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Что включают в себя требования добропорядочности, разумности и справедливости?
Можно ли возбуждать дела о злоупотреблении положением хозяйствующим субъектом с долей на рынке 8 - 10%, занимающим доминирующее положение в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона, или только с учетом действий остальных хозяйствующих субъектов, имеющих совокупную долю?
Здравствуйте, Анатолий Николаевич! Мой вопрос про Интернет, точнее про монополизм Ярославского филиала "Центр-Телеком" (проще говоря, бывшая ЯрГорСеть, ныне приватизированная). Конечно, в Ярославле есть и другие провайдеры - "молодые конкуренты" (Нетис, Тензор, Ланк). Однако конкурировать им не под силу, т.к. в старых районах тянуть кабели (особенно если копать) - "умрёшь", пока будешь получать согласование со всеми инстанциями, а в старых домах, особенно в бетонных хрущёвках (мой случай), прокладка кабелей и установка какой-либо новой аппаратуры - сама по себе заведомо усложнённая задача. Поэтому "молодые конкуренты" предпочитают новые микрорайоны с новыми домами. Я извиняюсь за банальность, но нам-то, грешным, проживающим в старых домах и не имеющим возможности пользоваться услугами других провайдеров, кроме Яр. филиала Центр-Телекома (они владельцы всех действующих проводов в подъездах), никак не понятно, почему у них тарифы как минимум на 50 р. выше, чем у остальных. Вопрос вот в чём. Самый популярный тариф - безлимитный (500 Кб/сек) в Ярославле - 500 р/месяц (ЭкспрессЛинк2), а в Москве аналогичная услуга стоит 350 р. А почему собственно? Услуга-то одна и та же везде (и в Казани, и в Рязани). Это всё равно как бензин. Почему они позволяют себе что хотят, пользуясь своим монопольным положением?
Означает ли отсутствие в Законе "О защите конкуренции" указаний о необходимости для заявителя прилагать документы, свидетельствующие о фактах нарушений, то, что антимонопольный орган должен принимать к рассмотрению любое заявление юридического или физического лица и самостоятельно осуществлять сбор доказательств?
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции" в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. Каков общий срок рассмотрения заявления с учетом его продления - всего 2 месяца, включая предыдущий месяц рассмотрения заявления, или все-таки 3 месяца (1 месяц рассматривалось заявление, и продлевается рассмотрение на 2 месяца)?
Как изменится практика применения ФЗ "О защите конкуренции" в связи с принятыми новыми поправками в этот Федеральный закон?
Каков механизм проведения исследования с целью определения доминирующего положения компании на различных рынках хозяйственной деятельности?
В каких случаях и в каком порядке к ИТ-компаниям применяются положения по "действиям по осуществлению исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности", предусмотренным пунктом 4 статьи 10 Закона "О конкуренции"?
Допустимы ли с точки зрения законодательства о защите конкуренции соглашения (согласованные действия), которые могут иметь признаки ограничения конкуренции между компаниями, входящими в группу лиц?
Может ли быть признано положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке доминирующим, если доля данного субъекта составляет более 50% рынка, однако в силу особенностей данного рынка субъект не оказывает решающее влияние на общие условия обращения товара, и (или) не устраняет (не затрудняет) доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам?
Каковы географические границы рынка у компании, оказывающей услуги связи в городе (Волгоград) и являющейся дилером компании ("центральной"), которая имеет дилеров во всем субъекте (Волгоградская область)? Оцениваются ли и как географические границы "центральной" компании, если она сама услуги связи конечному потребителю не предоставляет?
В каких случаях и в каком порядке применяется положение о нераспространении ст. 10 Закона "О конкуренции" (нераспространение на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) на компанию, производящую и распространяющую компакт-диски с играми? Как применяются указанные положения Закона к магазинам и (или) дилерам, реализующим эти диски конечным потребителям? Входят ли магазины (дилеры) в одну группу лиц с компанией-производителем? Если да, то как в этом случае применяются положения Закона к группе? Допустим, часть магазинов (дилеров) входит в одну группу лиц с компанией-производителем. Применяются ли указанные положения Закона к деятельности таких магазинов (дилеров) в этом случае?
Интернет-интервью с А.Н. Голомолзиным,