Интернет-интервью с А.Л. Кевешем,
статс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ:
"Развитие российской статистической системы. Правоприменительная практика, доступность и качество информации"

25 июня 2013 г. состоялось интервью со статс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ Александром Львовичем Кевешем, в ходе которого были затронуты вопросы развития российской статистической системы за последние 20 лет, подведены итоги ее модернизации, а также освещены основные проблемы и задачи, в настоящее время стоящие перед Федеральной службой государственной статистики. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

1_13КонсультантПлюс: Александр Львович, 20 лет назад была сформирована система российской государственной статистики. Каковы, на Ваш взгляд, на сегодняшний день основные положительные результаты деятельности статистического ведомства страны? Как Вы в целом оцениваете прошедший период развития?

Александр Львович Кевеш: За последние 20 лет российская статистика кардинально изменилась. Она стала более своевременной и достоверной, более эффективной, стала ближе к пользователям. Этот путь мы прошли вместе с мировой статистической системой, которая быстро и качественно развивалась в последние два десятилетия. Еще в середине 90-х российская статистика отставала по целому ряду направлений. Сегодня мы развиваемся в унисон с международной статистикой, вносим посильный вклад в совершенствование статистических стандартов.

Модернизация системы государственной статистики началась с создания законодательной основы - Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", который действует в России в настоящее время. Его положения обеспечивают единые правила официального статистического учета, основанные на научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам. Закон полностью соответствует международным стандартам и принципам официальной статистики.

В этот же период по инициативе Росстата были приняты федеральные законы о переписи населения и о сельскохозяйственной переписи, которые регулируют отношения между пользователями, респондентами и Федеральной службой государственной статистики при сборе, обработке, хранении полученных сведений и распространении официальной статистической информации.

В 1991 году была принята первая государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992 - 1996 гг.). Результатом ее выполнения стало изменение действующей системы статистических показателей. Был осуществлен переход к системе национальных счетов, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетной и банковской статистики, заложена основа статистического регистра, продолжена работа по международным сопоставлениям валового внутреннего продукта.

К 2000 году в результате выполнения второй программы (1998 - 2000 гг.) был осуществлен переход от трансформации отдельных приоритетных направлений статистики к взаимоувязанной, скорректированной и последовательной системе государственного статистического наблюдения. Была создана единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Произошло радикальное изменение в методах сбора и обработки информации, в первую очередь за счет внедрения в практику выборочных методов наблюдения. Значительно расширен доступ пользователей к официальной статистической информации.

В результате выполнения третьей и четвертой программ, реализованных в период с 2001 по 2011 год, была проведена модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации на основе применения новых информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Макроэкономические показатели по России рассчитываются с учетом экономики, не наблюдаемой прямыми статистическими методами, в соответствии с рекомендациями ОЭСР.

Начиная с 1995 года в России регулярно проводятся расчеты валового регионального продукта (ВРП), а также важнейших показателей региональных счетов образования и использования доходов, операций с капиталом.

Переход от административно-плановой к рыночной экономике потребовал пересмотра и реформирования официальной экономической статистики. Основным звеном реформ стало создание новой отрасли статистики - статистики предприятий.

С 1998 г. внедрены унифицированные формы текущего статистического наблюдения по различным аспектам деятельности и факторам производства (производственная, инвестиционная, финансовая деятельность и т.п.).

Для получения более полной и детализированной характеристики экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Правительством Российской Федерации принято решение проводить на регулярной основе 1 раз в 5 лет сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2011 году Росстатом было проведено первое такое обследование.

За последние 20 лет в России отмечались существенные изменения в области сельского хозяйства. Произошедшие структурные изменения в отрасли обусловили реорганизацию статистического наблюдения. В настоящее время статистическое наблюдение в сельском хозяйстве осуществляется путем текущего наблюдения выборочным методом и периодического проведения всероссийских сельскохозяйственных переписей. В соответствии с принятым в 2005 году законом проведение сельскохозяйственных переписей в России стало регулярным - не реже чем раз в десять лет. Таким образом, в 2016 г. будет проведена очередная Всероссийская сельскохозяйственная перепись.

В период 1992 - 2012 гг. произошли развитие и модернизация нормативной, организационной и методологической базы Всероссийской переписи населения. При этом максимально полно учтен опыт переписей населения, проводившихся в России вплоть до 1989 года, а также применены международные рекомендации и зарубежный опыт.

В 2002 году впервые в российской практике был принят федеральный закон о Всероссийской переписи населения, закрепивший регулярное проведение переписей не реже чем один раз в десять лет. На его основе проведены всероссийские переписи населения в 2002 и 2010 годы.

С 2011 года система государственной статистики получает данные по долгосрочной миграции населения, соответствующие международным рекомендациям: в учет включены мигранты, зарегистрированные по месту пребывания на длительный период.

Начиная с 1990 года Российская государственная статистика формирует показатели по уровню и профилю бедности, рассчитывает показатели неравенства населения по доходам.

За последние 20 лет в России создана практически новая статистика труда и занятости. Она соответствует рекомендациям МОТ и учитывает потребности национальных пользователей.

Огромный вклад в развитие российской статистики внесло сотрудничество с нашими коллегами из национальных статистических служб различных стран мира. Благодаря экспертам из западных стран, их знаниям и опыту в области международных стандартов мы провели модернизацию российской статистической системы, имели возможность детально изучить передовые практики, получить консультационную поддержку.

КонсультантПлюс: Год назад Росстат перешел в непосредственное подчинение Правительству Российской Федерации. Какие наиболее важные изменения в связи с этим происходят в работе Федеральной службы государственной статистики? Какие основные задачи стоят перед Вашим ведомством?

Александр Львович: Действительно, в соответствии с изменениями от 19 июня 2012 г., внесенными в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации.

В связи с непосредственным подчинением Правительству Российской Федерации Росстат теперь наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.

Пятилетняя правоприменительная практика Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" показала необходимость принятия отдельных изменений к закону.

В настоящее время принят Государственной Думой Федерального Собрания и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный закон вводит новые и уточняет базовые определения в части системы национальных счетов, порядка обезличивания персональных данных, обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере статистического учета в части национальных счетов. Кроме того, устраняются коллизии между нормами указанного федерального закона и иных федеральных законов.

Внесение изменений в части 1 и 3 статьи 9 Федерального закона N 282-ФЗ позволит ужесточить требование закона о статистике, об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и исключить случаи требования предоставления первичных статистических данных государственным органам для использования их не для статистических целей.

Что касается соответствия законодательства в области статистики современным задачам, то в настоящее время разрабатывается концепция проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот законопроект будет вносить изменения в Федеральный закон от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения". Все изменения будут направлены для достижения главной цели статистики - получение полной и достоверной информации. Будет введена норма об обязательном участии населения во Всероссийской переписи населения путем безвозмездного предоставления лицами, подлежащими переписи, о себе сведений, определенных Федеральным законом "О Всероссийской переписи населения", вместо действующего принципа участия населения в переписи как общественной обязанности человека и гражданина. Поэтому будет расширен перечень собираемых сведений данными о фамилии, имени и отчестве. При этом необходимо отметить, что принцип обязательного участия населения в переписи является международной практикой. В странах - членах ОЭСР законодательно закреплена норма об обязательном участии населения в переписи.

Сбор данных о национальной принадлежности по-прежнему будет проходить на добровольной основе исходя из положений статьи 26 Конституции Российской Федерации о том, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Необходимость введения обязательного предоставления сведений о себе показала правоприменительная практика при проведении всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов. В ходе проведения Всероссийской переписи населения 2010 года один миллион человек отказались участвовать в переписи, а 2,6 млн человек переписчики не застали дома за весь период проведения переписи. "Недополучена" информация также по уровню образования (в 2010 году его не указали 3,5 млн человек, в 2002 году - 1,4 млн человек), об источнике средств к существованию (соответственно 4,0 млн человек и 1,5 млн человек), экономической активности (4,6 млн. человек и 1,8 млн. человек).

К лицам, не представившим сведения, будут применены меры административной ответственности.

Росстат ищет способы снижения при переписи нагрузки на население, поэтому в законопроект будут введены дополнительные (к уже разрешенным действующим законом) методы сбора сведений о населении, направленные на использование новых IT-технологий - проведение так называемой интернет-переписи и заполнение переписных листов в электроном виде. Опыт проведения интернет-переписи уже имеют ряд стран, в частности Болгария, Канада, США, Эстония. Для проверки полноты учета населения и исключения двойного счета, контроля собранных сведений и их передачи с использованием сети Интернет опрашиваемые этих стран вводили в электронную форму переписного листа либо единый идентификационный номер каждого жителя, либо фамилию, имя, и отчество, либо реквизиты документов, удостоверяющих личность.

Росстат также планирует использовать в качестве единого идентификационного номера страховой номер лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (СНИЛС). СНИЛС уже используется жителями нашей страны при получении электронных государственных или муниципальных услуг. Данные из этой системы Пенсионного фонда Российской Федерации и предполагается использовать при проведении переписи.

Указанные изменения будут внесены как в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения", так и в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Для сохранения полученной информации будут предусмотрены меры по защите их конфиденциальности, обезличиванию и уничтожению по получении агрегированных итогов Всероссийской переписи населения с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152 "О персональных данных".

Росстат согласовал с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации концепцию будущего законопроекта. Согласно действующим положениям законопроект будет вынесен на общественное обсуждение.

Мы также продолжим работу по модернизации системы государственной статистики. В рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" Правительством России принята подпрограмма "Формирование официальной статистической информации", которая предусматривает в период до 2020 года дальнейшее развитие государственной статистической системы, внедрение системы национальных счетов, совершенствование социальной и демографической статистики, проведение крупномасштабных статистических работ.

Росстатом на постоянной основе осуществляется разработка показателей, отражающих динамично меняющиеся потребности государства и общества в официальной статистической информации. Это касается информационного обеспечения реализации государственных программ. Указы Президента Российской Федерации, направленные на достижение более высокого уровня жизни граждан за счёт кардинального повышения эффективности государственного управления и качества работы госсектора, роста производительности труда и инвестиционной активности в экономике, поставили перед нами новые задачи. Росстат приступил к разработке новых индикаторов, проведению дополнительных статистических наблюдений, обеспечивающих мониторинг принятых решений.

КонсультантПлюс: Александр Львович, что ждет российскую статистическую систему в связи с планами присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)?

Александр Львович: Прежде всего это приведение российской законодательной базы в соответствие с нормами ОЭСР, а также максимальное приближение российской государственной статистики к международным требованиям и стандартам.

Например, страны - члены ОЭСР при получении статической информации стараются максимально снизить нагрузку на респондентов и активно используют административные данные.

В России также одним из основных положений закона о статистике является использование административных источников данных для статистических целей. Федеральные органы государственной власти обязаны безвозмездно предоставлять Росстату административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе содержащие сведения о налогоплательщиках, доступ к которым ограничен федеральными законами (т.е. сведения, отнесенные к налоговой тайне).

Однако в настоящее время налоговая служба отказывается предоставлять нам данные о налогоплательщиках, ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, существует некоторая правовая коллизия, которая не позволяет реализовать правовые основы применения административных данных для целей статистики.

Росстат выносил этот вопрос на обсуждение в Минэкономразвития России, аппарат Правительства Российской Федерации. В настоящее время планируется рассмотрение вопроса доступа к сведениям налоговых органов на совместном заседании Общественного совета Росстата и Общественного совета ФНС России.

Как я уже отмечал, с точки зрения ОЭСР, существенный пробел в российской законодательной базе - отсутствие нормы, устанавливающей обязательность участия в переписи населения.

Существующая практика сотрудничества с ОЭСР подразумевает регулярное заполнение тематических вопросников статистической информацией. Росстат регулярно и своевременно заполняет все вопросники данными, входящими в его компетенцию. Однако не для всех российских министерств и ведомств вопросники носят обязательных характер.

На ежегодном заседании Комитета по статистике ОЭСР, которое в этом году состоялось в период с 12 по 13 июня в Женеве, Российской Федерации со стороны ОЭСР была высказана рекомендация разработать подробный план ("дорожную карту") по взаимодействию министерств и ведомств, ответственных за производство статистических данных при координирующей роли Росстата, и представить его к следующему заседанию Комитета по статистике ОЭСР, которое состоится в апреле 2014 года.

В целях оптимизации заполнения вопросников ОЭСР мы планируем поставить эти вопросники в Федеральный план статистических работ, что подразумевает их обязательное заполнение со стороны ответственных министерств и ведомств.

Актуальным остается вопрос внедрения международных классификаторов в российскую практику. С 1 января 2009 года Росстат внедрил в систему государственной статистики взамен ОКВЭД-2001 новую версию Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007), разработанного на основе NACE-rev.1.1, а также Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2007), разработанный на основе Статистической классификации продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС/СРА - 2002).

В настоящее время Росстат совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными ведомствами участвует в работе по завершению создания окончательных редакций новых версий Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2), построенных на базе соответствующих версий европейских классификаций КДЕС Ред. 2 и СРА 2008 с целью представления статистических данных в международные организации в едином согласованном формате.

Новые версии ОКВЭД-2 и ОКПД-2 планируется утвердить во втором полугодии 2013 г. с вводом в действие с 01.01.2015.

С целью улучшения соответствия национальных счетов России международным стандартам разработан "План развития СНС в Российской Федерации на период 2011 - 2017", в соответствии с которым запланированы такие мероприятия, как: переход на СНС 2008, разработка данных о валовом накоплении по видам экономической деятельности, публикация квартальных секторальных счетов производства и образования доходов, оценка услуг по проживанию в собственном жилище, построение счетов переоценки и других изменений в активах в части основного капитала, построение баланса активов и пассивов и др.

Недостаточная информационная база также не позволяет определить быстро развивающиеся предприятия и, соответственно, перспективные направления экономической деятельности. Это напрямую связано с отсутствием надлежащего доступа к данным налогового учета и приводит к тому, что Росстат не в состоянии предоставить какие-либо данные по демографии предприятий, которые бы соответствовали требованиям и определениям ОЭСР. В то же время в текущей практике мы изыскиваем возможности для формирования статистики предприятий на имеющейся у Росстата информационной базе.

Планируется провести экспериментальные расчеты показателей демографии организаций в соответствии со стандартами ОЭСР на основе интегрированных информационных фондов, сформированных с применением различных методов импутации и редактирования.

2_13КонсультантПлюс: Борис Иванович из Москвы спрашивает: "Если перепись населения в 2020 году все-таки станет обязательной для всех граждан, то какие будут предусмотрены меры ответственности? Штраф?"

Александр Львович: Как я уже говорил, в связи с введением нормы об обязательном участии населения во Всероссийской переписи населения путем безвозмездного предоставления лицами, подлежащими переписи, сведений о себе, определенных Федеральным законом "О Всероссийской переписи населения", к лицам, не представившим сведения, которые определены указанным законом, или предоставившим недостоверные данные, действительно будут применены меры юридической ответственности.

Для этого статья 6 Федерального закона "О Всероссийской переписи населения" будет дополнена самостоятельным пунктом о привлечении нарушителей к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, предусматривающей для граждан предупреждение или наложение административного штрафа.

Расскажите, пожалуйста, об участии Росстата в программе "Открытые данные". Какая информация войдет в реестр наборов данных Росстата? - Максим (Санкт-Петербург)

Александр Львович: Росстат наряду с другими федеральными органами исполнительной власти приступил к работе по организации публикации информации о своей деятельности в форме открытых данных.

Утвержден план первоочередных мероприятий Росстата по организации работы с открытыми данными, а также перечень наборов данных 1-й очереди, в который включены работы по подготовке и публикации паспортов наборов данных и самих наборов данных по двум разделам:

1) сведения о деятельности Росстата:

- территориальные органы Росстата,

- подведомственные организации Росстата,

- сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы, имеющихся в ЦА Росстата и ТОГСах;

2) официальная статистическая информация Росстата:

- индекс потребительских цен (до 100 наборов данных),

- Всесоюзная перепись населения 2010 года (3 набора данных).

Проводит ли Росстат свои исследования по миграционным потокам или использует ту информацию, которую предоставляет ФМС? Согласны ли Вы, что в России, по сути, отсутствует точная миграционная статистика? Что, на Ваш взгляд, надо сделать, чтобы исправить эту ситуацию? - Екатерина (Московская область)

Александр Львович: Разработка данных по миграции населения проводится Росстатом на основании документально подтвержденных случаев передвижения населения. Для получения агрегированных данных территориальные органы Росстата получают от территориальных органов Федеральной миграционной службы листки статистического учета прибытий и выбытий. Эти документы составляются при регистрации или снятии с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.

Говорить об отсутствии точной миграционной статистики не совсем корректно. Если человек приехал в какой-то населенный пункт и не зарегистрировался, то, конечно, этот случай не попадет в статистику. Кроме того, существующее миграционное законодательство позволяет не регистрироваться в течение 90 дней гражданам России, Украины и некоторым категориям мигрантов вне зависимости от гражданства. Следует также понимать, что не все случаи передвижения являются долгосрочной миграцией, разработкой которой занимается Росстат. Статистическому учету не подлежит маятниковая миграция, миграция с целью отдыха или лечения и т.д.

Чем полнее будет учет мигрантов, тем точнее будут статистические данные. Это вопрос к Федеральной миграционной службе, на которую возложен регистрационный учет граждан Российской Федерации и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2013 N 158).

Как Вы считаете, должна ли официальная статистика в нашей стране отслеживать процессы, связанные с демографической экспансией (внешней и внутренней), или сбор и публикация подобной информации нецелесообразны, так как носят взрывоопасный характер? - Карманов Михаил Владимирович (Москва, МЭСИ)

Александр Львович: Миграция оказывает значительное влияние на демографическую ситуацию в стране. В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения его численности. В отдельные годы естественная убыль была замещена миграционным приростом от 20 до 70%, и в результате миграционный прирост при последующем сокращении естественной убыли привел к замедлению темпов сокращения численности населения России.

В последние годы в условиях сокращения естественной убыли миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль и превысил ее в несколько раз.

Данные последней переписи населения, характеризующие мигрантов (родившихся за пределами России), говорят о некотором сокращении числа (на 800 тыс.) и доли (с 8,3% до 8,1%) таких лиц в общей численности постоянного населения. Изменился и состав мигрантов. За период между переписями 2002 и 2010 годов увеличилось  число мигрантов, родившихся в Киргизии (на 24%), Узбекистане (на 21%), Таджикистане (на 18%), Армении (на 6,2%), Республике Молдова (на 2,8%) и Туркмении (на 2,7%). Одновременно сократилось число мигрантов, родившихся в Грузии (на 31%), Беларуси (на 21%), Украине (на 17%) и странах Балтии (на 17%).

На 12% (на 43 тыс. человек) по сравнению с 2002 годом возросла численность уроженцев других стран за пределами бывшего СССР. Прирост имел место в отношении родившихся в США (на 59%), Израиле (на 50%), Северной Корее (на 21%), Турции (на 10%) и Финляндии (на 6,9%). Самый многочисленный контингент мигрантов представлен лицами, родившимися в Германии (138 тыс. человек), хотя за восемь лет с момента предыдущей переписи он сократился на 12 тыс. человек. Относительно много среди жителей России уроженцев Китая (54 тыс.), Польши (28 тыс.) и Монголии (21 тыс. человек).

Возрастно-половая структура уроженцев разных стран отличается между собой. Самые многочисленные контингенты уроженцев Украины, Беларуси и Казахстана имеют довольно "старую" возрастную структуру, в то время как уроженцы стран Центральной Азии - это люди активного рабочего возраста.

Самый специфический состав имеет население, родившееся в Турции. Ему свойственна большая диспропорция полов. Число мужчин в разы превышает число женщин, особенно в самом активном миграционном возрасте - от 20 до 49 лет. Уроженцы Германии относительно "сбалансированы" по полу, но среди них очень мало детей и подростков. Среди родившихся в Китае просматриваются две волны миграции - населения 40-х - 50-х годов рождения, в котором соотношение мужчин и женщин примерно такое же, как в среднем у всего населения России, и людей молодого возраста - с большим перевесом мужчин.

Как Вы оцениваете текущую демографическую ситуацию в стране: как катастрофическую или, скорее, как неблагоприятную? Какие основные тенденции выявляет Росстат в своих исследованиях? - Марина Гавриловна Новикова (Нижний Новгород)

Александр Львович: Текущую демографическую ситуацию нельзя назвать неблагоприятной. С 2009 года наблюдается прирост числа жителей России. За 2009 - 2012 годы он составил более 600 тыс. человек. Прирост численности населения складывается как за счет существенно уменьшающейся естественной убыли, так и в результате миграционного прироста.

Уровень рождаемости в 2012 году составил 1,7 ребенка на женщину репродуктивного возраста, это соответствует среднеевропейскому уровню. Растет показатель средней продолжительности жизни населения, хотя мы еще сильно отстаем по нему от других развитых стран мира.

Проблема в том, что меняется возрастной состав населения. Снижается число женщин активного репродуктивного возраста, идет процесс демографического старения населения России. Это может неблагоприятным образом отразиться на показателях естественного воспроизводства населения России.

В некоторых случаях при определении задолженности учитывается размер средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания, который рассчитывается Федеральной службой государственной статистики. Публикуются ли сведения о размере средней заработной платы в Российской Федерации в целом, а также в отдельных субъектах Российской Федерации? Где можно ознакомиться с данной информацией? - Андрей Геннадиевич (Москва)

Александр Львович: Данные по показателю "Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата" рассчитывается Росстатом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, видам экономической деятельности, формам собственности и другим разрезам разработки данных по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников".

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в рассматриваемом периоде исчисляется на основании сведений, полученных от организаций, делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в рассматриваемом периоде.

В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по Российской Федерации по видам экономической деятельности   ежемесячно помещаются в доклад "Социально-экономическое положение России", размещаемый на официальном сайте Росстата. В приложении к этому докладу помещаются данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по субъектам Российской Федерации (в целом по экономике).

Месячные и квартальные данные по заработной плате в целом по экономике Российской Федерации в длительной динамике с 1999 года размещены на официальном сайте Росстата в рубрике "Официальная статистика", разделе "Публикации", "Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации", подразделе "Социальная сфера", "Заработная плата" (таблица 4.2.1).

Данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по субъектам Российской Федерации (в целом по экономике) помещаются в мониторинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, также размещаемый на официальном сайте Росстата.

Годовые данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате России, по субъектам Российской Федерации, по видам экономической деятельности публикуются в официальных статистических сборниках: "Труд и занятость в России" (выпускается один раз в два года), "Российский статистический ежегодник", "Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России" (ежегодно) и других отраслевых статистических сборниках.

Хотел бы спросить о доступности статистической информации в регионах. Как студент, часто сталкиваюсь с тем, что нужна статистика по тем или иным показателям. На сайте Ставропольстата публикуются только показатели за последний год, но не их динамика. К тому же сведения очень скудные. Однажды запросил информацию в самом учреждении - мне насчитали 5000 за таблицу по количеству самоубийств с разбиением по годам, возрасту и районам Ставропольского края (за пять лет). Будучи студентом со стипендией 1500 в месяц, вынужден был отказаться. Одной этой выписки было бы недостаточно - нужно было бы ещё пяток аналогичных, а за такие деньги даже сейчас, работая, заказывать статистику не готов. Научные изыскания - удел обеспеченных людей или открытость информации как-то будет повышаться? - Ярослав Распутин (Ставрополь)

Александр Львович: Росстат уделяет большое внимание вопросам повышения доступности статистической информации для широкого круга заинтересованных пользователей. С этой целью на интернет-портале Росстата регулярно обновляется информация раздела "Официальная статистика".

Обращаю внимание, что в этом разделе в свободном доступе размещаются практически все оперативные публикации и официальные издания, выпускаемые Росстатом, а для продвинутых пользователей имеется доступ к базам данных.

При отсутствии на интернет-портале необходимых пользователю данных информация, которая разрабатывается Росстатом в рамках Федерального плана статистических работ, может быть предоставлена в соответствии с запросом, направленным в адрес Росстата (в том числе на электронный адрес stat@gks.ru).

В соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Росстата N 668 от 29.12.2012, ответ на поступивший запрос должен быть бесплатно направлен заявителю в течение 30 дней с момента регистрации запроса.

Что касается информации, о которой упоминается в вашем вопросе, столь детальная разработка данных о количестве самоубийств по годам (по возрасту и районам Ставропольского края) Федеральным планом статистических работ не предусмотрена. Для формирования таких данных требуется дополнительная работа (а значит, и затраты), не финансируемая в рамках федерального бюджета. Поэтому подобного рода информационные услуги в настоящее время могут оказываться территориальными органами Росстата на платной (договорной) основе.

Продукты питания, тарифы ЖКХ, бензин - все дорожает на порядок выше публикуемых официальных цифр. Почему бы не рассчитывать показатели инфляции так, чтобы они отражали реальное положение дел в стране? - Инна (Москва)

Александр Львович: В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (с последующими изменениями и дополнениями), Росстат разрабатывает показатель "Индексы потребительских цен на товары и услуги" (ИПЦ), который используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации.

ИПЦ разрабатывается по России в целом, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, видам товаров и услуг (в 2013 г. - на 508 видов товаров и услуг-представителей) с ежемесячной периодичностью.

Наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги и исчисление на их основе ИПЦ осуществляется в соответствии с "Методологическими положениями по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен", утвержденными постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110 и разработанными в соответствии с международными стандартами (изложенными, в частности, в "Резолюции об индексах потребительских цен", принятой 17-й Международной конференцией статистиков по труду, а также в "Руководстве по индексу потребительских цен", разработанном МБТ, МВФ, ОЭСР, Евростатом, ЕЭК ООН и Всемирным банком), принятыми в большинстве стран мира.

Следует отметить, что любая официальная статистическая информация представляет собой агрегированную документированную информацию о количественной стороне процессов. Таким образом, любой статистический показатель является результатом обобщения единичных явлений. Поскольку ИПЦ является макроэкономическим показателем и характеризует динамику цен на потребительском рынке Российской Федерации, он отражает изменение цен на покупки ВСЕГО населения страны, а не одной конкретной семьи или группы населения. Как макроэкономический показатель, ИПЦ не призван отражать единичные изменения цен на отдельные товары в конкретной торговой точке, являясь обобщением данных изменений. В рамках исчисления ИПЦ информация о ценах собирается более чем в 61 тыс. организаций торговли и сферы услуг.

В целом на потребительском рынке динамика цен на отдельные виды и группы товаров и услуг складывается неоднозначно, а в субъектах Российской Федерации может существенно различаться.

Для того чтобы понять принципы формирования официального индекса потребительских цен и определить удорожание покупок для каждого конкретного пользователя, Росстатом разработан "Калькулятор персональной инфляции (КПИ)", которым можно воспользоваться на официальном сайте Росстата в сети Интернет (www.gks.ru).

Также на сайте Росстата в разделе "Цены" (подраздел "Потребительские цены") в свободном доступе размещаются показатели статистики цен в потребительском секторе, в том числе и по индексу потребительских цен по России в целом и по субъектам Российской Федерации, с которыми вы можете ознакомиться в любое время. В вышеуказанном разделе вы можете более подробно ознакомиться и с "Методологическими положениями по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен" и другими нормативными документами, которыми руководствуется Росстат при своей работе.

КонсультантПлюс: Благодарим Вас, Александр Львович, за подробные ответы!


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.
Фото - Т. Тверецкий

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: