Интернет-интервью с А.В. Гусевым,
генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ:
"15 лет Судебному департаменту при Верховном Суде РФ: о направлениях деятельности и планах на 2013 - 2020 гг."

В 2013 году Судебный департамент при Верховном Суде РФ отмечает 15 лет со дня своего образования. Отчет о работе департамента предоставил его генеральный директор Александр Владимирович Гусев, который подробно проинформировал о проделанной работе, первоочередных задачах, стоящих перед его ведомством, о результатах его деятельности, особенностях и перспективах развития.

Одно из важнейших направлений работы Судебного департамента при Верховном Суде РФ - это процесс информатизации судов общей юрисдикции. Расскажите, пожалуйста, о том, какую роль информационные технологии играют в деятельности судов общей юрисдикции?

1Александр Владимирович Гусев: Внедрение автоматизированного процесса делопроизводства серьезно сказалось на повышении оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел и в конечном счете на сроках их рассмотрения. Автоматизированный процесс подготовки документов, обработки и представления необходимой отчётной информации, обеспечение публичного доступа к базам решений судов - все это позволило судам общей юрисдикции выйти на качественно новый уровень работы.

Внедрение в судах общей юрисдикции программно-технических средств: серверного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, комплексов аудио- и видеопротоколирования судебных процессов, систем видеоконференцсвязи, информационных терминалов и табло - позволило достигнуть принципиально нового уровня открытости и доступности правосудия в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Совершенствование судопроизводства путем широкого внедрения в практику рассмотрения судебных дел информационных технологий, несомненно, направлено и на снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов.

Что Ваше ведомство сделало для решения такой важной государственной задачи,  как создание единого информационного пространства в системе судов общей юрисдикции?

Александр Владимирович: За период с 2002 по 2012 год Судебным департаментом при Верховном Суде РФ были выполнены масштабные работы по созданию и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции. Начало созданию ГАС "Правосудие" было положено принятием постановления Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 "Об информатизации судов", которым была утверждена концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

Основной объем работ по развитию ГАС "Правосудие" был реализован в рамках двух федеральных целевых программ - "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" и "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы". За 10-летний период были достигнуты следующие результаты: 
-  определен системный подход к решению задачи информатизации судов общей юрисдикции;
- заложена материально-техническая основа для формирования единого информационного пространства всех федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
-  создана база для формирования и накопления информационных ресурсов судебной практики и банков судебных решений;
-  обеспечено представительство судов общей юрисдикции в сети Интернет.

В ходе выполнения мероприятий по формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента общая численность автоматизированных рабочих мест возросла более чем в 6 раз и превысила 100 тыс. единиц. Существенно увеличился имущественный комплекс системы, включающий свыше 700 тыс. единиц высокотехнологичных средств автоматизации и вычислительной техники (серверное, сетевое и телекоммуникационное оборудование, комплексы видеоконференцсвязи, видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, информационные терминалы и экраны (табло), оборудование скрытия свидетеля), размещенных на 2481 объекте автоматизации. На всех объектах автоматизации установлено и настроено специальное программное обеспечение ГАС "Правосудие", проведен инструктаж пользователей системы. Объекты автоматизации оснащены общим программным обеспечением, необходимым для промышленной эксплуатации подсистем ГАС "Правосудие". Таким образом, в настоящее время ГАС "Правосудие" охватила все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента и реализовала системный подход к автоматизации судопроизводства и делопроизводства, ведения картотеки судебных дел, баз данных со сведениями учёта рассматриваемых судебных дел и результатов их рассмотрения.

Насколько сегодня можно говорить о том, что система ГАС "Правосудие" уже полноценно функционирует?

Александр Владимирович: В 2012 году система ГАС "Правосудие" прошла государственную регистрацию и была внесена в реестр государственных автоматизированных систем. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 16.12.2012 N 296  был утвержден акт приемки ГАС "Правосудие" в промышленную эксплуатацию. Основными вопросами обеспечения бесперебойного функционирования  любой системы являются мероприятия по ее поддержке. По предложению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 681-р было создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".

Основные цели и виды деятельности созданного учреждения, закрепленные его уставом, направлены на решение поставленных задач сопровождения и дальнейшей модернизации ГАС "Правосудие", обеспечения эксплуатации ее программно-технических средств, поддержки пользователей, хранения и автоматизированной обработки судебной информации, включая электронные архивы судебных дел, создания системы поддержки сервисного обслуживания ГАС "Правосудие", охватывающей всю Россию, интеграции информационных ресурсов и данных судебной статистики.

В настоящее время на базе ФГБУ ИАЦ Судебного департамента началось формирование сети филиалов и представительств во всех регионах Российской Федерации. На 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов определен и размер субсидии данному учреждению на выполнение поставленных задач в следующих объемах: на 2013 год - 2012898,2 тыс. рублей; на 2014 год - 2059225,4 тыс. рублей; на 2015 год - 2107869,2 тыс. рублей.

Каковы перспективы дальнейшего развития единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы ГАС "Правосудие" на ближайшие годы?

Александр Владимирович: В настоящее время разработана и утверждена распоряжением Правительства от 20.09.2012 N 1735-р концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы". Данная программа указывает несколько приоритетных направлений по информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. В первую очередь по поручению Президента Российской Федерации уже к 2018 году должны быть созданы все необходимые условия для внедрения электронного судопроизводства и обеспечения возможности направления документов в суд в электронной форме. Это значительно упростит процедуры подачи в суд исковых заявлений, жалоб, получения копий документов, ознакомления с материалами дела. Задачу по созданию в судах общей юрисдикции условий для электронного судопроизводства поставил перед нами и прошедший в декабре 2012 года VIII Всероссийский съезд судей. Для ее решения должна быть сформирована современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, судебных органов и органов судейского сообщества, а также системы Судебного департамента. Такая инфраструктура обеспечит высокий уровень доступности информации. Будут созданы комплексы хранения, а также сеть центров обработки данных. Конечно, для этого потребуется значительная модернизация, доработка подсистем и технических решений ГАС "Правосудие" и Автоматизированной информационной системы Верховного Суда Российской Федерации, а также автоматизация мировых судов для обеспечения их интеграции в единое информационное пространство.

Немаловажной задачей является перевод судебных архивов в электронный вид и создание специальных электронных хранилищ судов. В ближайшее время дела будут храниться в судах только в цифровом формате. Что касается бумажных архивов Судебного департамента, а это порядка 150 млн дел, то их планируется объединить и передать на хранение в специально созданный совместно с Росархивом  единый архив. В целях полномасштабного внедрения видеоконференцсвязи в деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей разработан технический проект модернизации подсистемы видеоконференцсвязи ГАС "Правосудие". Цель этого проекта - создание централизованной подсистемы видеоконференцсвязи с вертикальной структурой управленческого взаимодействия от Верховного Суда Российской Федерации до мировых судей. Функциональные возможности этой подсистемы должны быть расширены до возможности проведения записи и web-трансляции проводимых открытых судебных заседаний. В рамках ФЦП также предусмотрено обеспечение оборудованием видеоконференцсвязи всех следственных изоляторов и колоний ФСИН России.

Нами также планируется реализация комплекса мероприятий по обеспечению электронного взаимодействия судов с органами исполнительной власти посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. Будут разработаны технические решения и регламенты электронного взаимодействия с информационными системами органов прокуратуры, следственных органов, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний. Наряду с этим планируется глубокая модернизация интернет-портала судов общей юрисдикции с созданием личных кабинетов для участников судебного процесса, а также разделов, ориентированных на разные социальные и возрастные группы.

Все эти меры будут направлены на изменение облика всей судебной системы, повышение доверия граждан, открытости, создание условий, препятствующих проявлению коррупции, снижение норм нагрузки на судей. Что касается финансового аспекта, то на информатизацию федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента выделено средств: в 2013 году - 1178360,0 тыс. рублей, в 2014 году - 1247445,0 тыс. рублей, в 2015 году - 1159843,8 тыс. рублей.

Давайте теперь остановимся на таком немаловажном направлении деятельности Судебного департамента, как строительство, реконструкция и производство комплексного капитального ремонта зданий судов общей юрисдикции. Насколько остро стоит проблема обеспечения судов помещениями надлежащего качества?

Александр Владимирович: Вопрос обеспечения судов зданиями, отвечающими современным требованиям, по-прежнему является актуальным. В ходе проводимой реформы судебной системы Российской Федерации произошло значительное увеличение численности судей и работников аппаратов судов, что потребовало от Судебного департамента проведения целого ряда мероприятий, а именно:
- строительства новых, современных зданий судов;
- реконструкции и производства комплексного ремонта имеющихся, приобретенных и переданных зданий;
- работ по подбору объектов недвижимого имущества для размещения судов;
-эффективной эксплуатации зданий и помещений, их бесперебойного снабжения топливно-энергетическими ресурсами и водой.

Начиная с 2002 года строительство, реконструкция и производство комплексного капитального ремонта зданий судов осуществляется программно-целевым методом в рамках федеральных и аналитических ведомственных целевых программ. Для организации общего подхода к реализации задач по ремонтно-строительным работам Судебный департамент руководствуется рядом нормативно-правовых актов. Так, одним из документов, применяемых при строительстве (реконструкции) зданий судов, а также для обоснования требуемых объемов капитальных вложений на капитальное строительство, является Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000. Совсем недавно данный документ был актуализирован межведомственной рабочей группой и в настоящее время передан в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для утверждения и включения в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Если говорить о конкретных цифрах, то за последние 5 лет в рамках федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" и "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" введено в эксплуатацию строительством и реконструкцией 129 объектов, из них: 35 - для размещения судов областного звена; 88 - для размещения судов районного звена, включая гарнизонные военные суды; 6 - для размещения территориальных органов Судебного департамента и органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации.

За этот же период приобретено 38 зданий, в том числе: 2 - для судов областного звена; 33 - для судов районного звена; 3 - для управлений Судебного департамента и органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. На начало 2013 года запланировано закончить строительство и реконструкцию еще 14 зданий судов. В рамках аналитических ведомственных целевых программ "Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции" по состоянию на 1 октября 2012  года введено в эксплуатацию комплексным капитальным ремонтом 444 здания (помещения) судов. До конца 2013 года планируется провести комплексный капитальный ремонт еще 118 зданий. Несомненно, что реализация мероприятий федеральных и аналитических ведомственных целевых программ позволила в некоторой мере решить проблемы по созданию в зданиях судов надлежащих условий для осуществления правосудия. Но в  целях дальнейшего улучшения условий размещения судов Судебным департаментом в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России проведена работа по формированию перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений в период 2013 - 2020 гг. Перечень включает в себя более 100 объектов по строительству, реконструкции и приобретению зданий. В рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" на строительство, реконструкцию, приобретение зданий для размещения федеральных судов общей юрисдикции и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации выделено средств: в 2013 году - 2340620,0 тыс. рублей, в 2014 году - 3449335,0 тыс. рублей и в 2015 году - 3774296,2 тыс. рублей.

Как обстоят дела с материально-техническим обеспечением апелляционных инстанций в судах областного звена, которые были введены по гражданским делам с 1 января 2012 года, а по уголовным делам - с 1 января 2013 года?

Александр Владимирович: Мероприятия по введению апелляционной инстанции начаты Судебным департаментом еще в 2010 году, когда Правительством Российской Федерации рассматривался вопрос о возможности финансирования с 2010 года кадровых и организационных мероприятий, связанных с введением одной из апелляционных процедур - протоколирования судебных заседаний кассационных инстанций областных и равных им судов (поручение от 10.02.2010 N Пр-326). Приоритетное внимание по введению апелляционной инстанции уделялось задачам по кадровому обеспечению, а именно увеличению штатной численности судей, помощников судей и работников аппаратов суда. Так, в 2010 году была выделена дополнительная штатная численность работников аппаратов судов общей юрисдикции в количестве 1126 единиц. Данная численность распределена приказами Судебного департамента в областные и равные им суды (1084 единицы) и окружные (флотские) военные суды (42 единицы). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" для введения с 01.01.2012 апелляционных инстанций по гражданским делам выделена штатная численность судей судов общей юрисдикции в количестве 860 единиц. В 2012 году численность областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов увеличена на 983 единицы судей и 896 единиц работников аппаратов судов.

Но из всего комплекса возложенных на Судебный департамент задач базовой и самой ответственной мы, несомненно, считаем материально-техническое обеспечение апелляционной инстанции. Проанализировав информацию, поступившую в Судебный департамент, мы выявили, что в связи с введением апелляционных инстанций большинство судов нуждаются в дополнительном количестве залов судебных заседаний, а также в кабинетах для судей и работников аппаратов судов (включая помощников судей), и, соответственно, в их оснащении мебелью и компьютерной техникой. Важной задачей является и обеспечение апелляционных инстанций программно-техническими средствами, в том числе поэтапное оснащение районных судов средствами видеоконференцсвязи, позволяющими дистанционно осуществлять допрос свидетелей при апелляционном рассмотрении дел. В целях комплексного решения вопроса по материально-техническому обеспечению введения апелляционных инстанций Судебным департаментом утверждена аналитическая ведомственная целевая программа "Материально-техническое обеспечение апелляционных инстанций в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах на 2012 - 2013 годы" (приказ Судебного департамента от 14 декабря 2011 г. N 227).

А как происходит обеспечение безопасности судей и оснащение судов общей юрисдикции техническими средствами охраны?

Александр Владимирович: Обеспечение безопасности судей и членов их семей - одно из приоритетных направлений деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Профессия судьи становится все более публичной, а значит, растут и риски, связанные с обеспечением личной безопасности судей. Кроме того, Судебным департаментом проводится целенаправленная работа по оснащению зданий судов общей юрисдикции современными средствами охраны. За период реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" было заключено и выполнено 1974 контракта на оснащение зданий судов техническими системами и средствами защиты. Общая стоимость принятых работ по заключенным контрактам составила 1890033,2 тыс. рублей. В результате современными техническими средствами охраны было оснащено 1904 здания судов, что на 35,2% выше запланированных показателей (по ФЦП - 1408). Осложнение криминогенной обстановки в ряде регионов страны, где участились вооруженные нападения на представителей власти, поставило нас перед необходимостью принятия дополнительных организационных мер по усилению охраны зданий судов, в том числе и в антитеррористических целях. Прежде всего такие меры принимаются в судах Северо-Кавказского федерального округа и регионах со сложной криминогенной обстановкой, в том числе в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике и в судах областного звена, рассматривающих уголовные дела террористической и экстремистской направленности.

В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" предусмотрено выделение 1000,0 млн рублей на оснащение 224 зданий судов в первую очередь современными средствами антитеррористической защиты (интроскопами, средствами обнаружения взрывчатых веществ и др.). Всего же на оснащение федеральных судов общей юрисдикции техническими средствами и системами обеспечения безопасности выделено средств: в 2013 году - 104030,0 тыс. рублей, в 2014 году - 104030,0 тыс. рублей и в 2015 году - 263980,0 тыс. рублей. Кроме того, наиболее тяжкие посягательства на жизнь и здоровье судей, совершенные вне зданий судов, обязали нас более серьезно подойти к вопросу обеспечения личной безопасности представителей судебной власти. В этих целях предусмотрено использовать возможности спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS. Судьи федеральных судов общей юрисдикции будут обеспечены персональными мобильными устройствами тревожной сигнализации, оснащенными системой подачи тревожного сигнала по каналам беспроводной связи правоохранительным органам в случае возникновения угрозы их безопасности при нахождении вне зданий судов. Мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующей вне зданий судов, предусматривается обеспечить 24000 судей.

Также аналитической ведомственной целевой программой "Обеспечение безопасности судей федеральных судов общей юрисдикции" на 2012 - 2014 годы предусмотрено оснащение жилищ судей и членов их семей входными дверями повышенной защищенности, охранно-пожарной и тревожной сигнализацией с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел, домофонами с голосовой связью и системами видеонаблюдения.


Материал подготовлен пресс-службой Судебного департамента ВС РФ
Фото - Т. Тверецкий

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: