Интернет-интервью с М.К. Глазатовой, 
директором Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России:
"Вопросы реализации федерального закона "О техническом регулировании"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью с директором Департамента технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации Мариной Константиновной Глазатовой, которое состоялось 25 июля 2005 года.

Тема интервью: "Вопросы реализации федерального закона "О техническом регулировании". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.

фото1Корреспондент: Уважаемая Марина Константиновна! Спасибо, что Вы согласились встретиться с нами и ответить на наиболее актуальные вопросы посетителей нашего сервера. Давайте перейдем непосредственно к вопросам.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти действуют только в части установленных ими требований безопасности. На практике же порой очень сложно "вычленить" из указанных документов соответствующие требования. Подскажите, как быть в такой ситуации, каким образом следует применять указанные акты, исполнения каких норм вправе требовать органы государственного контроля (надзора) при проведении проверок, а каких не вправе? - Сергей (Москва)

Марина Константиновна: Выделение требований безопасности не представляет собой сложной задачи для специалистов, работающих в соответствующей отрасли или сфере деятельности, поэтому всегда может быть проведена необходимая экспертиза. В случае возникновения спорных случаев, о которых вы спрашиваете, можно обратиться в федеральный орган исполнительной власти, которому поручено обеспечение безопасности в соответствующей сфере.

Предполагается ли дать какое-либо официальное разъяснение по порядку применения СНиПов в связи законом о техническом регулировании? - Даниил (Санкт-Петербург)

М.К.: Федеральным законом "О техническом регулировании" существование таких нормативных документов, как СНиПы, не предусмотрено. Их требования, в зависимости от важности, перейдут в стандарты разного уровня и другие документы. Но в переходный период, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, сохраняют обязательный статус требования безопасности, содержащиеся в этих СНиПах согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании".

В какой срок будут отменены СанПиНы, ГОСТы, ОСТы и т.п. нормативные документы в медицинской практике? - Галина (Владивосток)

М.К.: Упомянутые документы содержат много нужных положений и отменены в прямом смысле этого слова они не будут. В переходный период, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, сохраняют обязательный статус требования безопасности, содержащиеся во всех упомянутых в вопросе документах. Остальные требования ГОСТов после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" стали добровольными. Существование таких документов, как СанПиНы и ОСТы, указанным законом не предусмотрено, и те из них, которые необходимы, получат другой статус, например ГОСТов или стандартов организаций. Кроме того, необходимо помнить, что внутри организаций, предприятий и т.п. утвержденные внутренние документы сохраняют свою обязательность для сотрудников, если они не противоречат требованиям регламентов.

Уточните, пожалуйста, порядок использования стандартов в здравоохранении. Ведь 184-ФЗ вводит добровольный порядок использования стандартов. Как быть с многочисленными существующими отраслевыми стандартами (ОСТами)?

Возможно ли создание территориальных нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении (на уровне субъекта РФ)? - Павел (Екатеринбург)

фото2М.К.: Порядок использования стандартов во всех сферах деятельности один, и он определяется Федеральным законом "О техническом регулировании", согласно положениям которого требования стандартов являются добровольными после вступления в силу этого закона (с 1 июля 2003 года), за исключением требований, регламентирующих безопасность и действующих в переходный период до вступления в силу соответствующих технических регламентов согласно положениям п. 1 ст. 46 все того же закона.

Существующие отраслевые стандарты в зависимости от их значимости могут быть трансформированы в ГОСТы или стандарты организаций.

Не совсем понятно, что подразумевается под "созданием территориальных нормативных документов систем стандартизации", но представляется, что нечто подобное может быть реализовано через систему стандартов организаций. Кроме того, необходимо помнить, что внутри себя любая организация, предприятие и т.п. может издавать обязательные для своих сотрудников нормативные документы, на которые накладывается только одно ограничение – непротиворечивость требованиям регламентов. Исходя из перечисленных возможностей и условий конкретной задачи, можно создавать необходимые системы документов.

В какой стадии находится разработка технических регламентов в сфере дорожного строительства? Какие критерии предполагается установить для оценки категорийности автомобильных дорог как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации? - Олег (Кострома)

М.К.: В действующей Программе разработки проектов технических регламентов на 2004 – 2006 годы проекты в сфере дорожного строительства отсутствуют. Ежегодные вносимые уточнения в Программу сейчас только обсуждаются и говорить о точных формулировках таких проектов пока рано, однако подобные разработки планируются.

Что касается формирования критериев оценки категорийности, то эта работа не завершена. Кроме того, не следует забывать, что перечень этих критериев шире требований безопасности, и поэтому это совместная работа со специалистами дорожного хозяйства.

Разъясните, пожалуйста, предусматривается ли ФЗ "О техническом регулировании" принятие технических регламентов применительно к услугам (процессам их оказания) либо соответствующие нормативные акты должны содержать требования безопасности, касающиеся только продукции, а также связанных с ней процессов? - Владимир (Москва)

фото3М.К.: Согласно ст. 1 Федерального закона "О техническом регулировании" требования к услугам являются добровольными, поэтому принятие технических регламентов в сфере услуг не предусматривается. Однако, как вы правильно заметили, и, исходя из положений упомянутой статьи, если при оказании услуги используются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, то их безопасность должна быть обеспечена требованиями соответствующих регламентов.

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О техническом регулировании" регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Означает ли это, что данный закон не регулирует отношения, возникающие в процессе разработки (создания) продукции? - Петр (Москва)

М.К.: Указанная статья регулирует только отношения, связанные с обязательными требованиями безопасности, которые должны учитываться и при разработке продукции. К другим отношениям, возникающим в процессе разработки продукции, статья 1 отношения не имеет, и они регулируются другими федеральными законодательными актами.

Какие сроки определены для разработки и принятия Правительством РФ документов, предусмотренных п. 2, 3 ст. 5 ФЗ "О техническом регулировании"? - Анатолий (Москва)

М.К.: В указанном п. 2 говорится, что порядок разработки (в том числе и сроки) устанавливается Правительством Российской Федерации. Соответствующие проекты Постановлений Правительства Российской Федерации подготовлены Минобороны России совместно с другими заинтересованными ведомствами и сейчас находятся на стадии утверждения.

фото4Вопрос Чумакова Ю.Н., председателя Правления Союзроссахара (Москва): Наша сахарная отрасль одна из самых малочисленных и финансово наименее состоятельных. Союз сахаропроизводителей России, представляющий более двух третей отрасли, насчитывает всего 85 участников. Сахарная отрасль в течение трех последних лет является материально убыточной среди всех отраслей пищевой промышленности России. В то же время затраты на разработку технического регламента и пересмотр всех стандартов, составляющих его доказательную базу, практически одинаковы для всех отраслей, вследствие чего удельная финансовая нагрузка на предприятия сахарной отрасли и особенно Участников Союзроссахара, которые вынуждены принимать на себя основную часть стоимости разработки указанных документов, становится непосильной. Представляется обоснованным и справедливым, чтобы бюджетные средства, выделяемые на поддержку финансирования разработки технических регламентов, учитывали реальные финансовые возможности таких отраслей промышленности как сахарная, которой просто не под силу профинансировать оставшиеся примерно 5 млн. рублей стоимости всей этой программы.

Какова позиция Минпромэнерго России в указанном вопросе и что оно может сделать в плане выделения указанной суммы для сахарной отрасли на 2006 и последующие годы?

М.К.: Согласно существующему порядку вопрос о разработке проекта любого технического регламента за счет госбюджета не может быть решен без согласования с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, поэтому после получения соответствующего письма в Минпромэнерго России готовы рассмотреть предложение о проекте регламента при очередном ежегодном уточнении Программы разработки проектов технических регламентов.

Корреспондент: Марина Константиновна, в завершение мы хотели бы еще раз поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и возможность ответить на вопросы посетителей сервера КонсультантПлюс.


Интервью с М.К. Глазатовой провела редактор www-сервера КонсультантПлюс С.А. Верещагина. Фото - Т.М. Тверецкий

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: