Выпуск от 18 января 2013 года

(см. также выпуски за другие дни)

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступающим в силу с 1 января 2013 г., установлено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (далее - ЭП).

С 1 июля 2013 г. порядок применения электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок и юридически значимых действий будет регулироваться Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ), согласно которому электронный документ, подписанный усиленной ЭП, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ).

Усиленная ЭП, в свою очередь, подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ).

Неквалифицированная ЭП формируется в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи, позволяет идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт изменения электронного документа после его подписания. Квалифицированная ЭП по характеристикам аналогична неквалифицированной ЭП, но она используется только с сертификатом ключа проверки ЭП, созданным аккредитованным удостоверяющим центром.

С 1 июля 2013 г. организация будет формировать электронные документы, заверяемые усиленной неквалифицированной ЭП. В договорах, заключаемых организацией, в соответствии с положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ сторонами будет установлено, что документ, подписанный усиленной неквалифицированной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Будут ли с 1 июля 2013 г. электронные документы (в том числе документы, подтверждающие заключение сделки), подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаваться документами, подтверждающими полученные доходы/понесенные расходы для целей налога на прибыль и равнозначными первичным документам, оформленным на бумажном носителе, заверенным подписями уполномоченных лиц и печатью организации?

Ответ:

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее - неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Кодексом не определены.

Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/139

Вернуться к списку вопросов

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор