Главная

Материалы журнала "Главная книга"

18 января 2019 года

Содержание

МАРКИРОВКА ТОВАРА В КАССОВЫХ ЧЕКАХ

Ильчук Евгения Вячеславовна, Консультант Управления оперативного контроля ФНС России

Беседовала Ю.В. Капанина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 01.01.2019 в Закон о ККТ вносится поправка о том, что Правительство РФ вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит чека - "код товара". Зачем он нужен? С какой даты он должен печататься в чеках? Его нужно печатать только по товарам, подлежащим обязательной маркировке?

- В 2019 г. становится обязательной маркировка некоторых потребительских товаров. Евгения Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, как это нововведение отразится на пользователях ККТ?

- Для пользователя кассы такое нововведение не станет обременением. Единственный нюанс - ККТ придется подключить к единой системе мониторинга. Ведь с помощью маркировки в режиме реального времени будет фиксироваться не только производство (ввоз на территорию РФ), но и продажа каждой единицы маркированного товара. Нанесенный код будет считываться сканером и с помощью кассовой программы переноситься на кассовый чек (этот код может быть использован покупателями в целях проверки товара на предмет оригинального происхождения). Поэтому и предполагается появление дополнительного обязательного реквизита кассового чека, который должен обеспечить идентификацию товара или кода товарной номенклатуры.

- То есть продавцам при реализации маркированных товаров понадобится специальная онлайн-касса или новый фискальный накопитель?

- Замены контрольно-кассовой техники не потребуется. Предполагается, что для реализации маркированных товаров необходим новый фискальный накопитель, однако тем пользователям ККТ, у которых уже есть касса, будет предоставлена возможность доработать с действующими накопителями до окончания срока действия ключа фискального признака. Возможно, пользователям придется обновить соответствующее программное обеспечение для своей ККТ.

- На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов зарегистрирован проект постановления Правительства РФ "Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека или бланка строгой отчетности" (предполагаемый срок вступления в действие - 1 января 2019 г.), согласно которому вводится новый реквизит чека - "код товара" <1>. Правильно ли мы понимаем, что продавцам придется указывать в кассовом чеке напротив каждой товарной позиции код маркировки?

- По товарам, подлежащим обязательной маркировке, - да, но маловероятно, что они будут делать это вручную. Скорее всего, код товара будет задан программным обеспечением для каждого товара и его проставление в чеке будет автоматическим.

- В 2018 г. начался эксперимент по маркировке сигарет, лекарств, ювелирных изделий и обуви. Участие производителей в нем добровольное. Надо ли продавцам "экспериментальных" товаров печатать реквизит "код товара" в чеке?

- Пока что такого требования нет.

- Проект постановления затрагивает не только маркируемую продукцию. В нем сказано, что для всех остальных категорий товаров в поле "код товара" записывается код товарной позиции согласно ТН ВЭД ЕАЭС. Чеки с таким реквизитом нужно печатать уже с 1 января 2019 г.? Но для того чтобы записать код ТН ВЭД в чек, его предварительно нужно найти и сохранить в своей базе данных по товарам по каждой номенклатурной позиции. Даже если база небольшая, это может занять довольно много времени.

- В настоящее время отсутствует сложившаяся практика использования товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности при розничных продажах.

Замечу также, что на сегодняшний день проект постановления все еще находится на стадии согласования и его текст постоянно меняется. Поэтому говорить о том, как именно все будет реализовано, пока преждевременно. Но на данный момент планов относительно указания дополнительного реквизита в отношении немаркированных товаров нет.

- В проекте не сказано, что делать ИП на УСН, ПСН, ЕНВД, ЕСХН, которые могут вообще не указывать товарные позиции в кассовом чеке до 2021 г. Значит ли это, что предприниматели-спецрежимники пока могут не печатать реквизит "код товара"?

- Эту категорию пользователей ККТ изменения не затронут.

- Будут ли штрафовать за отсутствие кода товара в чеке?

- После того как обязанность по указанию в чеке дополнительного реквизита "код товара" начнет действовать, его отсутствие будет расцениваться как нарушение порядка применения ККТ <2>.

--------------------------------

<1> http://regulation.gov.ru/projects#npa=83683; п. 5 ст. 4.7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2019)

<2> ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 01, 2019

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ПЕРЕХОДУ НА СТАВКУ НДС 20%

Несмотря на обширные разъяснения ФНС по поводу перехода на ставку НДС 20% с 2019 г., вопросы все равно остались. Поэтому мы провели интернет-конференцию на нашем сайте и с помощью представителей ФНС ответили на различные вопросы наших подписчиков.

Изменение ставки НДС в договорах

@ Надо ли вносить изменения в ранее заключенные договоры?

- Вносить изменения в договоры только для того, чтобы заменить в них ставку НДС 18% на 20%, не требуется <1>.

Необходимость внесения изменений зависит от того, как сформулировано в каждом конкретном договоре само условие о цене, и от достигнутых соглашений с контрагентами <2>.

Вариант 1. В договоре указана общая цена, уже включающая в себя НДС. Например, указано: "цена товара 118 руб., включая НДС". Если никаких изменений в договор не внести, то с 01.01.2019 продавец обязан поставлять товар по той же самой цене, но уже включающей в себя НДС по новой ставке 20%. В результате цена товара без учета НДС уменьшится, а оплата увеличения ставки ляжет на продавца. Как справедливо отметил Минфин, предъявленный покупателю НДС нельзя учесть в налоговых расходах - независимо от того, уплачен он покупателем или нет <3>. Правда, при расчете налоговой выручки из общей стоимости товаров (с учетом НДС 20%) надо будет вычесть всю сумму НДС, предъявленную покупателю.

Если продавца не устраивает новая цена, он может договориться с покупателем:

- или о повышении с 01.01.2019 общей стоимости товара, включающей НДС;

- или об уменьшении количества товара, поставляемого за изначально указанную в договоре общую стоимость с НДС.

Вариант 2. В договоре есть только цена товара, не включающая в себя НДС, а общая цена с НДС не указана. При этом указано, к примеру, "кроме того, НДС по ставке 18%" или "кроме того, НДС по ставке, действующей на дату отгрузки".

Если никаких изменений в договор не внести, то с 01.01.2019 продавец обязан предъявить покупателю дополнительно к этой цене НДС по ставке 20%. В результате цена товара без учета НДС не изменится, а оплата увеличения ставки ляжет на покупателя.

Если покупателя это не устраивает, он может договориться с продавцом:

- или о снижении с 01.01.2019 цены товара так, чтобы предъявление дополнительно к ней НДС по ставке 20% не изменило подлежащую уплате покупателем сумму за товар с учетом изначально предполагавшегося НДС по ставке 18%;

- или об уменьшении количества товара, поставляемого с 01.01.2019.

Аванс с 18%-м НДС, отгрузка - с 20%-м

@ В договоре аренды цена указана с учетом НДС, и в 2019 г. сумма договора не меняется. При получении аванса 100% в декабре выставили счет-фактуру с НДС 18/118. В январе по факту оказания услуги этот НДС зачитываем и выставляем счет-фактуру со ставкой 20%. Арендатор 2% НДС не доплачивает, так как сумма договора не изменилась. Подскажите, на какую сумму НДС мы уменьшаем в январе выручку при определении налоговой базы по прибыли.

- Если в договоре аренды стоимость услуг (арендной платы) согласована с учетом НДС, то повышение ставки НДС с 18% до 20% скажется на финансовом положении арендодателя. Поскольку арендатору он должен предоставлять помещение в аренду по ранее согласованной цене <4>. Эта цена в 2018 г. включала в себя НДС по ставке 18%, а в 2019 г. - НДС по ставке 20%. То есть цена договора в связи с увеличением НДС не изменяется. А раз так, то арендатор и не должен вам доплачивать 2%. Просто у вас снизится выручка для целей налогообложения прибыли.

Поясним на примере. Допустим, по договору сумма арендной платы за месяц составляет 100 000 руб. с учетом НДС.

И если в декабре у вас сумма арендной платы без НДС была 84 745,76 руб. (100 000 руб. - 100 000 руб. / 118 x 18), то с нового года эта сумма будет меньше. Она составит 83 333,33 руб.

(100 000 руб. - 100 000 руб. / 120 x 20).

Поэтому в январе в выставляемом арендатору счете-фактуре у вас должны быть такие суммы:

- стоимость услуги без НДС - 83 333,33 руб.;

- сумма НДС - 16 666,67 руб.;

- стоимость услуги с налогом - 100 000 руб.

В целях исчисления налога на прибыль вы должны учесть в доходах выручку за минусом предъявленного НДС <5>. А поскольку арендатору вы предъявите налог в размере 16 666,67 руб., то в доходах надо учесть сумму 83 333,33 руб. <6>

Рекомендуем все-таки подписать с арендатором дополнительное соглашение к договору с указанием прежнего размера арендной платы и новой ставки НДС 20%.

Отказ покупателя от доплаты 2% НДС

@ Имеет ли право покупатель, не изменяя условия договора 2018 г., отказаться от доплаты 2% НДС после получения в 2019 г. товара, оплаченного в 2018 г.? Поставщик в этом случае принимает 2% себе на убытки безоговорочно или может обратиться в суд?

- Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором <7>. Продавец не может в одностороннем порядке увеличить цену договора. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда его исполнение повлечет значительный ущерб для заинтересованной стороны <8>. Вряд ли повышение ставки НДС на 2% повлечет для продавца значительные убытки.

По умолчанию (если в договоре прямо не указано иное) цена должна включать в себя всю сумму НДС <9>. Из-за повышения ставки НДС вносить изменения в ранее заключенные договоры необязательно <10>. Более того, у продавца:

- не возникает убытков в виде 2% НДС, а уменьшается сумма выручки без НДС;

- нет поводов для обращения в суд.

Исчисление в 2019 г. НДС по старым договорам, в которые не вносились изменения

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

- В Письме, посвященном применению ставки НДС в переходный период, прямо указано, что внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с изменением налоговой ставки по НДС <10>.

Это означает, что если до 01.01.2019 стороны согласовали в договоре общую стоимость товаров, к примеру, равную 118 000 руб., то:

- при отгрузке товаров начиная с 01.01.2019 продавец должен исчислить НДС по ставке 20% в размере 19 666,67 руб. (118 000 руб. / 120 x 20);

- стоимость товаров без учета НДС составит 98 333, 33 руб. (118 000 руб. - 19 666,67 руб.).

Причем такой порядок расчета НДС действует и в случае, когда в договоре, помимо общей стоимости товаров с учетом НДС, выделена и их стоимость без налога. К примеру, указано "Стоимость товара с учетом НДС - 118 000 руб. (в том числе стоимость товара без НДС - 100 000 руб., сумма НДС - 18 руб.)".

Ставка НДС 18% в новых счетах-фактурах

@ В каких случаях в обычных счетах-фактурах (не корректировочных) с 1 января 2019 г. можно указывать налоговые ставки 18% и 18/118? Не совсем понятно, с какой целью эти ставки добавляются в новый формат счета-фактуры (мы посмотрели проект приказа ФНС).

- В счетах-фактурах, оформленных в 2019 г., ставка НДС 18% (18/118) может указываться, например, в следующих ситуациях:

- выставление в первых числах января 2019 г. с соблюдением пятидневного срока счетов-фактур на товары, отгруженные в последних числах декабря 2018 г. <11>;

- составление налоговым агентом счета-фактуры при перечислении в 2019 г. <12>:

- или оплаты за товары (работы, услуги), приобретенные в 2018 г. у не состоящих на налоговом учете иностранных контрагентов;

- или арендной платы за государственное (муниципальное) имущество за 2018 г.

Ну и конечно, ставка 18% допустима при выставлении корректировочных счетов-фактур к счетам-фактурам, оформленным до 01.01.2019 <13>.

Аванс в декабре со ставкой НДС 20%

@ Мы перечисляем в декабре 2018 г. предоплату нашему поставщику за услуги в январе 2019 г. (аренда). Поставщик выставил нам счет с увеличенной суммой, указав ставку 20%. Будут ли у нас какие-то риски в связи с этим? Получается, что мы заплатим верную сумму и никаких доплат делать не надо, так как уже перечисляем оплату по другой стоимости со ставкой 20%.

- Если в 2018 г. вы перечислите полную стоимость аренды за январь, исчисленную с учетом НДС 20%, никаких доплат в 2019 г. вы не должны будете делать и каких-либо рисков для вас не наблюдается.

Учтите только, что при перечислении аванса в 2018 г. в платежных поручениях и в счете-фактуре надо указывать старую ставку НДС - ведь повышенная ставка НДС еще не вступила в силу. И по старой ставке надо принимать авансовый НДС к вычету.

К примеру, общая сумма декабрьского аванса - 120 000 руб. Сумма НДС, которую должен исчислить с нее арендодатель, составит 18 305,08 руб. (120 000 руб. x 18/118). Именно эта сумма должна быть указана в авансовом счете-фактуре, который вам выпишут.

По завершении января 2019 г. арендодатель должен будет выставить вам счет-фактуру с указанием НДС уже по ставке 20%: стоимость аренды без НДС - 100 000 руб., НДС - 20 000 руб. На его основании вы сможете принять к вычету НДС в сумме 20 000 руб. Принятый ранее к вычету авансовый НДС надо будет восстановить по ставке 18/118, то есть в сумме 18 305,08 руб.

Счет-фактура выставлен с опозданием: какая ставка

@ Счет-фактура будет выставлен продавцом в феврале 2019 г. за услуги, оказанные в декабре 2018 г., со ставкой НДС 18%.

Продавец зарегистрирует этот счет-фактуру в дополнительном листе к книге продаж за IV квартал 2018 г. Вопрос: пройдет ли контроль АСК НДС-2 такой счет-фактура?

- То, что в этом счете-фактуре будет указана ставка 18%, соответствует законодательству. Ведь услуги оказаны в декабре 2018 г.

После того как продавец подаст уточненную НДС-декларацию за IV квартал 2018 г.:

- она появится в базе ФНС;

- у заказчика услуг не должно быть проблем с вычетом НДС по такому счету-фактуре.

Чеки ККТ на оплату за 2018 г.

@ С какой ставкой НДС пробивать онлайн-чеки при получении в 2019 г. оплаты от физлица по реализации (отгрузке) товаров в 2018 г., а также чеки на возврат денег по товарам, проданным в 2018 г. со ставкой 18%?

- На основании Приказа ФНС <14> с 01.01.2019 во всех кассовых чеках ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120.

Однако ставка НДС 20% применяется по товарам, отгруженным с 01.01.2019 и позднее <15>. Если отгрузка произошла в 2018 г., то на такую операцию новая ставка не распространяется. Реализация этих товаров облагается НДС по ставке 18%. Причем ставка НДС не поменяется, даже если товары будут оплачены в 2019 г. А значит, ставка НДС 18% должна быть и в кассовом чеке. Тем более это касается и возврата товара, отгруженного и оплаченного в 2018 г. Вот как эту ситуацию нам комментирует специалист ФНС.

Чеки на оплату товара, переданного в 2018 г., и на возврат денег

КУКОВСКАЯ Юлия Александровна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

- В кассовом чеке должна быть ставка НДС 20% независимо от реквизита "признак расчета" <16>. Вместе с тем организации или индивидуальные предприниматели обязаны правильно исчислить НДС по соответствующей ставке. На днях ФНС выпустила Письмо с разъяснениями относительно указания ставки НДС в кассовом чеке <17>. Так, при наличии у ККТ технической возможности допускается указание в чеке после 01.01.2019 ставки НДС 18% (18/118) по операциям возврата товаров, реализованных до 01.01.2019, а также указание ставки НДС 18% (18/118) в кассовых чеках коррекции в отношении расчетов до 01.01.2019. Кроме того, это же касается чеков по товарам, отгруженным в 2018 г., а оплаченным с 01.01.2019.

Если же обновленное программное обеспечение ККТ не позволяет печатать ставку НДС 18%, то при возврате товаров в 2019 г., купленных в 2018 г. по ставке НДС 18%, в книге покупок регистрируется корректировочный сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по таким операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники <18>. При этом штрафа за неверную ставку НДС (20% вместо 18%) не будет. Кроме того, ФНС России в указанном Письме сообщает об освобождении от административной ответственности пользователей ККТ, которые не успели перепрошить свои аппараты и (или) указывают в кассовых чеках ставку НДС 18% вместо 20%. Но при условии, что обновление будет произведено до 31 марта 2019 г. и в декларации по НДС за I квартал 2019 г. расчет налога будет произведен согласно порядку, указанному в Письме ФНС от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@.

КСФ при доплате по переходящим сделкам

@ В Письме ФНС от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ рекомендовано выставлять корректировочный счет-фактуру на доплату 2% НДС, полученную с 01.01.2019. Но какие есть основания для этого? Ведь по нормам НК РФ составляется КСФ в случае увеличения/уменьшения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

- Если прямо следовать нормам НК, то выставлять корректировочный счет-фактуру в случае получения дополнительных сумм авансов продавец действительно не обязан. Ведь товары (работы, услуги) еще даже не реализованы.

Полученную доплату продавец должен рассматривать как получение нового авансового платежа и выставить на него самостоятельный авансовый счет-фактуру.

Однако можно пойти и по пути, рекомендованному ФНС: составить КСФ в ситуации, когда до даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель плюс к оплате, частичной оплате, перечисленной до 01.01.2019, в счет предстоящих поставок доплатит продавцу сумму НДС в размере двух процентных пунктов. Это гораздо удобнее, чем выставлять новый авансовый счет-фактуру только на сумму НДС.

Это Письмо согласовано с Минфином, а также доведено ФНС до нижестоящих налоговых органов. Поэтому руководствоваться рекомендациями, закрепленными в нем, безопасно.

Возврат аванса по расторгнутым договорам

@ По договору, расторгнутому в декабре 2018 г., остался уплаченный аванс за услуги (частично за декабрь 2018 г., частично за январь 2019 г.). По какой ставке НДС возвращать оплату покупателю?

- При возврате авансов по договорам, расторгнутым в 2018 г., надо вернуть ранее полученные суммы. При этом покупатель обязан восстановить вычет авансового НДС по ставке 18/118 (в сумме, предъявленной ранее к вычету). А продавец сможет принять к вычету НДС в той же сумме. Этот порядок не зависит от того, когда будут возвращены авансы: в 2018 г. или 2019 г., ведь услуги оказаны не будут.

Подтверждение импорта в январе 2019 г.

@ У меня вопрос по НДС при импорте товаров из Республики Беларусь. По товарам, принятым на учет в декабре 2018 г., заявление составляется в январе. Но НДС ведь надо считать по ставке 18%? Будет ли новая форма заявления в 2019 г.?

- При ввозе товаров в Россию из стран - участниц ЕАЭС налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет импортированных товаров <19>. Сумму НДС рассчитывают по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары <20>. Заявление о ввозе товаров должно быть подано не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия их на учет <21>.

Товары, как вы пишете, были ввезены из Республики Беларусь в Россию в декабре 2018 г. и тогда же приняты на учет. То есть момент определения налоговой базы приходится на 2018 г. А значит, налог нужно рассчитывать по ставке 18%, хотя заявление о ввозе и будет подано уже в 2019 г.

Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов приведена в приложении 1 к Протоколу от 11.12.2009 <22>. На данный момент о разработке каких-либо поправок в этот документ нам не известно. Учитывая, что в форме заявления в названии граф не указан размер налоговой ставки, нет необходимости ее обновления в связи с повышением применяемой на территории РФ ставки НДС с 18% до 20%.

Переоценка товарных запасов в связи с увеличением ставки НДС

@ Наш вид деятельности - розничная и оптовая торговля строительными материалами. Должна ли быть проведена переоценка товарных запасов на складах на 31.12.2018 в сторону увеличения их стоимости на 2% в связи с увеличением ставки НДС?

- По общему правилу товары, предназначенные для перепродажи, принимаются к учету по стоимости их приобретения. В дальнейшем фактическую себестоимость, по которой материально-производственные запасы приняты к бухучету, пересматривать и изменять нельзя <23>.

НДС в общем порядке начисляется со стоимости реализуемых товаров и предъявляется к уплате покупателю дополнительно к цене товара <24>.

В то же время организации, занимающиеся розничной торговлей, могут учитывать товары по продажным ценам, в которые уже включены торговая наценка и НДС (ведь при продаже товара в розницу сумма НДС включается в его розничную цену) <25>.

Поэтому если вы ведете раздельный учет товаров для опта и розницы и розничные товары учитываете по продажным ценам, то вам нужно переоценить эти продажные цены в связи с увеличением ставки НДС.

Ставка НДС при аренде муниципального имущества

@ Арендуем муниципальное помещение, являемся агентом по уплате НДС с аренды. В декабре 2018 г. начисляем НДС по ставке 18%, а платить НДС в налоговую инспекцию будем в январе 2019 г. Какую ставку использовать?

- Исчисленный в декабре НДС с аренды муниципального имущества по ставке 18/118 в дальнейшем не пересчитывается. Причем даже в ситуациях, когда <26>:

- аванс за аренду уплачен в 2018 г., а услуги оказаны уже в 2019 г.;

- услуги оказаны в 2018 г., а оплачены в 2019 г.

В первом случае это связано с тем, что НДС удерживается из арендной платы в момент оплаты услуг <27>. А во втором - с тем, что ставка 20% по правилам, установленным Законом N 303-ФЗ <28>, применяется в отношении услуг, которые оказаны начиная с 01.01.2019 <29>.

Тот факт, что перечислять в бюджет исчисленный в декабре налог по старой ставке вы будете уже в 2019 г., на размер налоговых обязательств никак не повлияет.

Назначение платежа при доплате НДС 2% в 2019 г.

@ Как правильно заполнить назначение платежа при доплате НДС 2% в 2019 г.? Ведь назначение платежа предполагает обязательное указание ставки НДС.

- В назначении платежа надо указать, к примеру, следующее: "Доплата двух процентных пунктов НДС по ставке 20% за ____________ (указываете наименование товаров, работ, услуг) по договору N _____ от ______; НДС не облагается".

Заполнение платежки при доплате НДС и уплате аванса в 2019 г.

@ Прошу пояснить, какая ставка НДС будет указана с 01.01.2019 в платежных поручениях на доплату за отгруженный в 2018 г. товар? В случае если в новом году будет одна платежка на доплату за товар, отгруженный в 2018 г., и на аванс по новой поставке, предполагаемой в 2019 г., как указывать НДС в такой платежке?

- С 01.01.2019 в платежных поручениях на доплату за товар, отгруженный в 2018 г., надо указывать ставку НДС 18%. Авансы, перечисляемые в 2019 г., облагаются НДС по ставке 20/120 (если сами предоплачиваемые товары облагаются НДС по ставке 20%).

Поэтому лучше не делать один платежный документ на доплату за отгруженный в 2018 г. товар и на аванс по новой поставке, которая ожидается в 2019 г. Может возникнуть путаница.

Если вы решитесь сделать единый платеж, то оформите его как платежку на товары, облагаемые НДС по разным ставкам. В поле "Назначение платежа" надо указать:

- какую сумму составляет доплата за товары, отгруженные в 2018 г., ставку НДС 18%;

- какую сумму составляет аванс в счет товаров, которые будут отгружены в 2019 г. С нее НДС должен исчисляться по ставке 20/120.

--------------------------------

<1> Письмо ФНС от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ (п. 1) (далее - Письмо N СД-4-3/20667@)

<2> п. 17 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33 (далее - Постановление N 33)

<3> Письмо Минфина от 31.10.2018 N 03-07-11/78170

<4> п. 17 Постановления N 33

<5> п. 1 ст. 248 НК РФ

<6> п. 1 ст. 248 НК РФ

<7> ч. 1 ст. 450 ГК РФ

<8> ч. 2, 4 ст. 451 ГК РФ

<9> п. 17 Постановления N 33

<10> Письмо N СД-4-3/20667@ (п. 1)

<11> п. 3 ст. 168 НК РФ

<12> Письмо N СД-4-3/20667@ (п. 2.1)

<13> Письмо N СД-4-3/20667@ (п. 1.2)

<14> Приказ ФНС от 22.10.2018 N ММВ-7-20/605@

<15> подп. "в" п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 5 Закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ)

<16> Письмо ФНС от 03.10.2018 N ЕД-4-20/19309@; Приказ ФНС от 22.10.2018 N ММВ-7-20/605@

<17> Письмо ФНС от 13.12.2018 N ЕД-4-20/24234@

<18> Письмо N СД-4-3/20667@

<19> п. 14 Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (далее - Протокол)

<20> п. 17 Протокола

<21> п. 20 Протокола

<22> Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов"

<23> пп. 12, 13 ПБУ 5/01

<24> п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 168 НК РФ

<25> п. 13 ПБУ 5/01; п. 16 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н; п. 6 ст. 168 НК РФ

<26> Письмо ФНС N СД-4-3/20667@ (п. 2.1)

<27> ст. 161 НК РФ

<28> Закон N 303-ФЗ

<29> п. 3 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019); п. 4 ст. 5 Закона N 303-ФЗ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 01, 2019

ПЛАТА "ПЛАТОНУ" НЕ УМЕНЬШИТ ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

В 2019 г. организации, владеющие большегрузными автомобилями, больше не смогут уменьшать транспортный налог на плату "Платону". Однако плательщики налога на прибыль, ЕСХН и те, кто применяет "доходно-расходную" упрощенку, смогут учитывать всю сумму "отъезженной" платы в расходах.

Учет платы за вред автодорогам в 2019 г.

Как и предполагалось в 2016 г., владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в специальном реестре большегрузов, лишь до конца 2018 г. смогут уменьшать транспортный налог на плату оператору системы "Платон" в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения <1>.

С 2019 г. "платоновский" вычет по транспортному налогу отменяют. Это значит, что организации должны будут в общем порядке исчислять и уплачивать авансовые платежи и транспортный налог по большегрузам - как и по другим автомобилям.

Однако, если позволяет режим налогообложения, плату "Платону" можно будет полностью учесть в налоговых расходах.

Так, плательщики налога на прибыль смогут учесть для целей налогообложения <2>:

- всю "отъезженную" начиная с 01.01.2019 плату "Платону" (с 2019 г. отменено ограничение, ранее закрепленное в ст. 270 НК <3>);

- начисленный за 2019 г. транспортный налог (авансовые платежи по нему, если они предусмотрены региональным законодательством).

На "доходно-расходной" УСН также можно будет учесть в расходах сумму платы "Платону", которая одновременно <4>:

- уплачена оператору системы (ведь упрощенцы применяют кассовый метод);

- "отъезжена" - использована в качестве платы за возмещение вреда дорогам по совершенным начиная с 01.01.2019 поездкам.

Уплаченный транспортный налог и авансовые платежи по нему также можно учесть в составе расходов упрощенцев, применяющих "доходно-расходную" УСН <5>.

Аналогичная ситуация и у плательщиков ЕСХН. Для них снято ограничение на учет в налоговых расходах полной суммы платы "Платону", которая уплачена и "отъезжена" <6>. Уплаченный транспортный налог (в пределах начисленного) плательщики ЕСХН могут учесть в расходах <7>.

Налоги за 2018 г. считаем по старым правилам

Напомним, что при расчете налогов за 2018 г.:

- транспортный налог на конкретный грузовик можно уменьшить на плату в систему "Платон" только по тому же грузовику, причем если она уже израсходована на поездки ("отъезжена") <8>;

- сумма "отъезженной" и уплаченной платы "Платону" подтверждается отчетом оператора. Его можно получить в личном кабинете на сайте platon.ru. Если она больше транспортного налога за конкретный грузовик, то такой налог платить не нужно <9>. Иначе в бюджет надо уплатить транспортный налог в сумме, превышающей плату "Платону";

- в "прибыльном" налоговом учете можно учесть в расходах только превышение платы "Платону" над суммой транспортного налога.

В то же время транспортный налог учитывается в расходах только в части, не покрытой за счет платы "Платону" (то есть берем сумму налога после применения вычета) <10>;

- плательщики ЕСХН и упрощенцы на "доходно-расходной" УСН смогут учитывать в расходах лишь ту плату "Платону", которая превышает сумму транспортного налога, "отъезжена" и уплачена.

* * *

Предприниматели и иные граждане, владеющие большегрузами, начиная с 2019 г. вынуждены будут платить и плату "Платону", и транспортный налог. Так что 2018 г. - последний, за который можно применить льготу по транспортному налогу, уменьшив его на "платоновский" вычет <11>.

Поскольку расчет транспортного налога граждане сами не делают, им надо подать в инспекцию (любой налоговый орган по своему выбору) заявление о предоставлении налоговой льготы в виде платы за возмещение вреда за 2018 г., приложив к нему подтверждающие документы <12>.

--------------------------------

<1> п. 4 ст. 2 Закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ

<2> подп. 1, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо ФНС от 20.09.2017 N СД-4-3/18806@

<3> п. 48.21 ст. 270 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019)

<4> подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<5> подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<6> подп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ

<7> подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ

<8> Письмо Минфина от 13.01.2017 N 03-05-05-04/739

<9> п. 2 ст. 362 НК РФ; Письмо ФНС от 16.10.2018 N БС-4-21/20166

<10> Письма Минфина от 11.07.2017 N 03-03-10/43987, от 27.06.2017 N 03-03-10/40602; ФНС от 20.09.2017 N СД-4-3/18806@

<11> ст. 361.1 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019)

<12> п. 3 ст. 361.1, п. 1 ст. 362 НК РФ; Письмо ФНС от 26.08.2016 N БС-4-11/15777

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 02, 2019

"ВРЕДНОСТЬ" - НЕ ВСЕГДА ПОВОД ДЛЯ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ ПО ДОПТАРИФАМ

А.В. Кононенко, юрист

Если плательщик не заполнит разделы 1.3.1 и 1.3.2 расчета по страховым взносам, в то время как рабочим местам по итогам проведения спецоценки присвоен вредный или опасный класс условий труда, то велик риск, что налоговики потребуют представить уточненный расчет.

Как в ИФНС узнают о рабочих местах с вредными и опасными условиями

Экспертная организация, проводившая спецоценку, должна передать ее результаты в Федеральную информационную систему. Сведения должны быть переданы в систему в течение 10 рабочих дней со дня, когда компания, в которой проводилась спецоценка, утвердит отчет о ней <1>. В этих сведениях, помимо прочего, содержатся <2>:

- код профессии работника согласно Общероссийскому классификатору профессий <3>;

- численность работников, занятых на рабочем месте;

- СНИЛС работников;

- класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного или опасного производственного фактора;

- основание для назначения досрочной пенсии.

И сотрудники ИФНС имеют доступ к этой информационной системе, а значит, могут узнать, сколько в организации рабочих мест с классом условий труда 3 (вредный) или 4 (опасный). И, по их мнению, за таких работников нужно платить страховые взносы по дополнительным тарифам.

В каких случаях нужно начислять взносы по доптарифам

Начислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам должна организация, которая ведет работы, дающие право на досрочную пенсию, указанные в пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ). Конкретные наименования работ приведены в специальных Списках <4>.

Внимание. Если же спецоценка не проводилась, то тариф дополнительных страховых взносов составляет <5>:

- 6% - для работ, перечисленных в пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ;

- 9% - для работ, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.

Размер дополнительного тарифа по страховым взносам зависит от класса и подкласса условий труда, установленных по итогам проведения спецоценки. Класс (подкласс) должен быть указан в отчете о ее проведении <6>.

По работникам, которые не заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, взносы по доптарифам платить не надо, даже если спецоценкой на их рабочих местах установлен опасный или вредный класс условий труда <7>.

* * *

Вместо результатов спецоценки организация может применять результаты действующей аттестации, признавшей условия труда опасными или вредными, и платить взносы по доптарифам, соответствующим этим условиям (от 2 до 8%). Если же у организации на руках есть результаты аттестации, признавшей условия работы оптимальными или допустимыми, то тариф допвзносов составит <8>:

- 6% - для работ, перечисленных в пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ;

- 9% - для работ, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.

Однако результаты аттестации можно использовать только до 31.12.2018, ведь после этой даты большинство организаций должны иметь отчеты о проведении спецоценки <9>.

--------------------------------

<1> ч. 3 ст. 18 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ)

<2> ч. 2 ст. 18 Закона N 426-ФЗ

<3> утв. Постановлением Госстандарта от 26.12.94 N 367

<4> Списки N 1 и 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10; Списки N 1 и 2, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.08.56 N 1173

<5> пп. 1, 2 ст. 428 НК РФ; Письмо Минфина от 24.03.2017 N 03-15-06/17278

<6> п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ; п. 3 ст. 428 НК РФ

<7> Письма Минфина от 25.09.2018 N 03-15-07/68350, от 24.05.2018 N 03-15-06/35161, от 24.03.2017 N 03-15-06/17278

<8> пп. 1, 2 ст. 428 НК РФ; Письма Минфина от 24.03.2017 N 03-15-06/17278; Минтруда от 16.10.2015 N 17-3/В-512

<9> Разъяснение Минтруда в связи с введением специальной оценки условий труда; ч. 5 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", N 02, 2019