Содержание
- МИНФИН РАСКРЫЛ ТАЙНЫ ОФОРМЛЕНИЯ АВАНСОВЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР
- НА ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ ТЕПЕРЬ МОЖНО УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДС
- ПРОВЕРКА ПРЯМЫХ РАСХОДОВ (Распределяем для целей налогообложения прибыли расходы на прямые и косвенные)
- ПО СЛЕДАМ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (Сообщаем собственникам о событиях, произошедших после подписания бухгалтерской отчетности за 2008 г.)
- МОЖНО ЛИ УЧЕСТЬ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ В НАЛОГОВЫХ РАСХОДАХ
- ОБ ИСПРАВЛЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР
- О СТАТУСЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 914
- ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ОПУБЛИКОВАНИИ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
- ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАСЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ДНЕЙ ПРИ РАСЧЕТЕ ОТПУСКНЫХ
- ОБ ОТПУСКЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ УВОЛЬНЕНИЕМ
МИНФИН РАСКРЫЛ ТАЙНЫ ОФОРМЛЕНИЯ АВАНСОВЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР
Шаронова Е.
6 марта
Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39
Минфин "по просьбам трудящихся" наконец-то разъяснил, как продавцы должны составлять счета-фактуры на полученный аванс и при каких конкретно условиях покупатели имеют право на вычет авансового НДС.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОДАВЦАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СЧЕТОВ-ФАКТУР
Продавцам при получении предоплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) финансовое ведомство предлагает следующее <1>.
ПРАВИЛО 1. Если в течение 5 календарных дней после получения предоплаты отгружаются товары (выполняются работы, оказываются услуги, передаются имущественные права), то выставлять покупателю счет-фактуру на аванс не нужно. Надо выставить только счет-фактуру на отгрузку.
С одной стороны, следование этому совету финансистов немного сократит документооборот. С другой стороны, обязанность продавца выставить покупателю счет-фактуру на аванс не позднее 5 календарных дней со дня его получения предусмотрена НК РФ <2> и разъяснение Минфина отменить ее не может. Правда, ответственность за невыставление счета- фактуры покупателю налоговым законодательством не предусмотрена.
Кстати, обратим ваше внимание на то, что Минфин разрешил только не выставлять авансовые счета-фактуры покупателям, но не сказал, что продавцы вообще не должны составлять их. И если продавец не будет составлять счета-фактуры на полученные авансы, то он может быть привлечен к ответственности за отсутствие счетов-фактур в виде штрафа в размере как минимум 5000 руб. <3> Причем тот факт, что отсутствие авансового счета- фактуры не сказалось на сумме налога, исчисленной к уплате в бюджет, например, если получение аванса и отгрузка пришлись на один квартал, значения иметь не будет. Тем более не нужно пользоваться этим разъяснением, если аванс и отгрузка происходят в разных кварталах.
ПРАВИЛО 2. Поставщики электроэнергии, нефти, газа, услуг связи (то есть когда идут непрерывные долгосрочные поставки в адрес одного и того же покупателя) могут составлять счета-фактуры на полученные в течение месяца авансы один раз в месяц не позднее 5-го числа следующего месяца.
Пользоваться ли этой рекомендацией - решать самим налогоплательщикам. Ведь составлять счета-фактуры на такие авансы можно и раз в квартал. Тем более что в прошлом году Минфин посчитал правомерным выставление счетов-фактур на отгрузку по таким услугам один раз в квартал не позднее 5 дней со дня окончания квартала <4>. Причем штрафы по ст. 120 НК РФ за отсутствие счетов-фактур этим поставщикам не грозят, так как срок и периодичность выставления счетов-фактур по таким поставкам НК РФ не предусмотрены, а отгрузки происходят ежедневно. Но какой бы вариант вы ни выбрали, его нужно закрепить в учетной политике.
При любом варианте сумма предоплаты будет рассчитываться как разница, образовавшаяся по итогам квартала (месяца) между полученными суммами оплаты и стоимостью отгруженных в этом квартале (месяце) товаров (оказанных услуг). Поэтому если счета-фактуры будут выставляться ежемесячно, то может получиться, что к концу налогового периода некоторые авансы "закроются" отгрузкой.
ПРАВИЛО 3. При получении предоплаты в неденежной форме тоже надо выставлять счет- фактуру покупателю. Тем самым финансисты в очередной раз подтверждают свою точку зрения, согласно которой неденежные авансы включаются в налоговую базу по НДС (подробнее см. с. 48).
ПРАВИЛО 4. При заполнении графы 1 "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" авансового счета-фактуры <5> нужно указывать наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с договором.
Если конкретные товары отгружаются в соответствии с заявками (спецификациями), оформляемыми после оплаты, а в договоре указано обобщенное наименование поставляемых товаров (например, кондитерские изделия), то и в счете-фактуре на аванс следует указать обобщенное наименование товаров.
Если договором одновременно с поставкой товаров предусмотрено выполнение работ (оказание услуг), то в графе 1 счета-фактуры нужно указывать и наименование поставляемых товаров, и описание выполняемых работ (оказываемых услуг).
ПРАВИЛО 5. Если планируется поставка товаров, облагаемых НДС по разным ставкам (10% и 18%), то при получении предоплаты (в том числе полной) можно:
<или> указать в графе 1 счета-фактуры на аванс обобщенное наименование товаров, а в графе 7 - ставку 18/118 (по этой же ставке придется исчислить и налог в бюджет);
<или> исходя из сведений, содержащихся в договоре, разбить предоплату на две части: сумму, полученную под отгрузку товаров, облагаемых по ставке 10%, и сумму, полученную под отгрузку товаров, облагаемых по ставке 18%. При этом в счете-фактуре на аванс надо заполнить две отдельные строки с указанием соответствующих наименований товаров и ставок налога.
Обратите внимание: использование первого варианта, на первый взгляд, проще, но оно приводит к тому, что, пусть и временно, но денег в бюджет вы заплатите больше, чем должны. Ведь с части полученного аванса вместо налога по ставке 10/110 вы заплатите налог по ставке 18/118.
ПРАВИЛО 6. При оформлении счета-фактуры на предоплату, полученную по договору, предусматривающему различные сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы этой оплаты в отдельные позиции выделять не нужно.
РАЗЪЯСНЕНИЯ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПО ПОРЯДКУ ВЫЧЕТА АВАНСОВОГО НДС
Покупателям товаров (работ, услуг) при предъявлении к вычету авансового НДС тоже нужно обратить внимание на рекомендации Минфина <6>.
ПРАВИЛО 1. Предъявлять к вычету НДС с перечисленного аванса или нет, решает сам покупатель, поскольку вычет авансового НДС - это его право, а не обязанность. То есть можно по старинке принимать к вычету НДС по мере получения от поставщика товаров (работ, услуг) и счетов-фактур на них. Например, тем, кто планирует получить товары (работы, услуги) в том же квартале, в котором перечислена предоплата, нет смысла делать лишние записи по предъявлению к вычету авансового НДС в книге покупок, а затем его восстановлению в книге продаж. Это также избавит от лишних проводок в бухучете.
ПРАВИЛО 2. Если в договоре на поставку предусмотрено условие о предоплате, но конкретная сумма в договоре не указана, то к вычету принимается сумма НДС, исчисленная продавцом с предоплаты и указанная им в авансовом счете-фактуре. Таким образом, для того чтобы без проблем принять к вычету НДС с аванса, в договоре лучше только установить возможность его перечисления, но не указывать конкретную сумму.
ПРАВИЛО 3. Предъявить к вычету НДС с перечисленной поставщику предоплаты нельзя, если:
- условие о предоплате договором не предусмотрено, а предоплата перечислена на основании счета поставщика;
- аванс уплачен наличными или в неденежной форме, поскольку в этих случаях у покупателя отсутствует платежное поручение.
Как видим, финансисты в очередной раз читают Кодекс буквально. Ведь в п. 9 ст. 172 НК РФ указано, что для вычета авансового НДС необходимы следующие документы:
- счет-фактура, выставленный продавцом при получении аванса;
- документ, подтверждающий фактическое перечисление предоплаты;
- договор, предусматривающий предоплату.
Но отметим, что в любом случае при оплате покупателем счета, выставленного продавцом на предоплату, условие договора о предоплате считается согласованным <7>. Вычет авансового НДС при уплате аванса наличными (при наличии документа, подтверждающего его уплату, например кассового чека), который запрещает Минфин, также вполне законен.
<1> п. 1 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39
<2> п. 3 ст. 168 НК РФ
<3> ст. 120 НК РФ
<4> Письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142
<5> Приложение N 1 к Правилам ведения... книг покупок и книг продаж.., утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914
<6> п. 2 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39
<7> п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 06, 2009
НА ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ ТЕПЕРЬ МОЖНО УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДС
Никитина С.
17 февраля
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 9181/08
Президиум ВАС РФ наконец-то вынес долгожданное решение по вопросу исчисления НДС с отрицательных суммовых разниц <1>. Он оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций, разрешающих продавцу уменьшить налоговую базу по НДС с учетом отрицательных суммовых разниц <2>.
Суды пришли к выводу, что, если отрицательные суммовые разницы учитываются при исчислении налога на прибыль, они также должны учитываться и при исчислении НДС. Ведь налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг) <3>, исчисляемая исходя из цен, указанных сторонами сделки <4>. А если цена установлена в условных единицах <5>, то сумма в рублях и, соответственно, размер налоговой базы могут быть определены только в момент, когда произведен платеж. Суды посчитали, что непризнание отрицательной суммовой разницы для целей исчисления НДС приводит к тому, что налогоплательщик заплатит налог с суммы не полученной им выручки. Кроме того, Налоговый кодекс не содержит прямого запрета на уменьшение начисленного НДС на сумму отрицательных суммовых разниц.
Естественно, возникают вопросы. Когда и как следует уменьшать налоговую базу в случае возникновения отрицательных суммовых разниц? Вносить изменения в тот налоговый период, в котором была отгрузка, или корректировать налоговую базу периода, в котором была получена оплата? И как отражать эту корректировку: в книге продаж или книге покупок? Конечно же, ВАС РФ ответов на эти вопросы не дал.
Мы рекомендуем продавцам в периоде получения оплаты:
- внести изменения в ранее выставленный в рублях счет-фактуру, уменьшив суммы с учетом отрицательных суммовых разниц;
- зарегистрировать этот счет-фактуру в части отрицательной разницы в книге продаж с минусом (сделать запись красным).
При этом такой вариант учета суммовых разниц для целей налогообложения НДС желательно утвердить в учетной политике.
В случае если счет-фактура ранее был выставлен в у. е., а не в рублях, вносить в него какие-либо изменения не нужно. Только не забудьте и по такому счету-фактуре в книге продаж зарегистрировать отрицательную суммовую разницу.
Обратите внимание, рассмотренное решение ВАС РФ касается только продавцов. Возможность корректировки покупателями вычетов по НДС при возникновении у них отрицательной или положительной суммовой разницы высшим судебным органом пока не подтверждалась.
<1> http://www.arbitr.ru/presidium/nadzor/20904.html
<2> например, Постановление ФАС МО от 27.03.2008 N КА-А40/13976-07
<3> п. 1 ст. 154 НК РФ
<4> п. 1 ст. 40 НК РФ
<5> п. 2 ст. 317 ГК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 06, 2009
ПРОВЕРКА ПРЯМЫХ РАСХОДОВ (Распределяем для целей налогообложения прибыли расходы на прямые и косвенные)
Елина Л.
При составлении декларации по налогу на прибыль за I квартал 2009 г. проверьте, правильно ли вы относите расходы к прямым. Это не только полезно для самопроверки и исправления ошибок в налоговом учете, но и подготовит вас к возможным вопросам проверяющих при камеральной проверке декларации - даже если, на ваш взгляд, вы сделали все правильно. Давайте рассмотрим скользкие моменты, которые могут вызвать разногласия между вами и налоговым инспектором.
ПРИЧИНА ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ РАСХОДОВ
Как известно, и прямые, и косвенные расходы в конце концов будут уменьшать налоговую базу по прибыли. Вопрос лишь во времени. Косвенные расходы можно списать сразу. А для списания прямых расходов придется дождаться, когда будут проданы товары (выполнены работы или оказаны услуги), в стоимости которых они учтены <1>.
Именно разница во времени признания расходов и служит причиной споров бухгалтеров и проверяющих: какой расход можно отнести к прямым, а какой - к косвенным.
Сейчас у организаций есть полная свобода в распределении расходов по группам "прямые - косвенные" <2>. Но проверяющие с этим не всегда согласны. Они нередко настаивают на экономической обоснованности распределения расходов, которая напрямую должна прослеживаться из особенностей производственного процесса. Чаще всего, конечно, споры возникают из-за того, что какой-либо расход для скорейшего его списания отнесен организацией к косвенным. В то время как работники налоговой службы считают, что он напрямую влияет на себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ или оказываемых услуг) и его вполне можно было бы отнести к прямым расходам.
ОПРЕДЕЛЯЕМ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ СВОЕГО ПЕРЕЧНЯ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ
Перечень прямых расходов организации должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Им и нужно руководствоваться.
Давайте посмотрим, какой перечень прямых расходов устраивает работников налоговой службы. Это, прежде всего, прямые расходы, которые прямо упомянуты в ст. 318 Налогового кодекса:
- затраты на сырье или материалы, используемые в производстве товаров, комплектующие изделия, полуфабрикаты <3>;
- расходы на оплату труда, ЕСН и взносы в Пенсионный фонд;
- суммы амортизации основных средств, используемых при производстве.
Включать в этот перечень можно и другие расходы.
Идеальный вариант, который устроит проверяющих, - к прямым расходам в налоговом учете отнести все виды расходов, которые организация в бухучете отражает на счетах 20 "Основное производство" и 25 "Общепроизводственные расходы". То есть все расходы, которые непосредственно участвуют в производственном процессе. Кстати, раньше именно такой подход советовал использовать при делении расходов на прямые и косвенные и Минфин России <4>.
В нем есть свои преимущества - налоговый учет можно вести не параллельно с бухучетом, а корректируя данные последнего. Однако полного совпадения сумм расходов, даже если они учитываются по одинаковым принципам, между двумя видами учета достичь не удастся. В налоговом учете для определенных видов расходов установлены особые правила - как по времени их признания, так и по расчету их сумм. К примеру, даже суммы такого простого расхода, как амортизация основных средств, могут различаться в налоговом и бухгалтерском учете - особенно если речь идет о старых объектах либо об объектах, по которым организация воспользовалась амортизационной премией.
Обычно организации расширяют перечень прямых расходов за счет затрат:
- на услуги сторонних организаций, непосредственно связанные с производством продукции (расходы на переработку сырья на давальческой основе, на субподрядные работы и т.д.);
- на аренду и коммунальные платежи по производственным помещениям;
- на страхование производственного оборудования и помещений;
- на тару и упаковку готовой продукции и др.
А вот для того чтобы выкинуть какой-то расход из списка прямых, по мнению работников налоговой службы, нужны основания.
Внимание! Нельзя все производственные расходы относить к косвенным. Прямые расходы обязательно должны быть.
Вместе с тем в Налоговом кодексе вообще не указаны критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе перечня прямых расходов. Перечень прямых расходов, приведенный в ст. 318 НК РФ, также дан лишь для примера <5>. Поэтому организация на совершенно законных основаниях может ограничиться одним-двумя видами прямых расходов. Главное - чтобы прямые расходы вообще были как класс. Кстати, с такой точкой зрения согласен и Минфин России <6>.
Поэтому при возникновении спора с проверяющими из налоговой по вопросу слишком короткого перечня прямых расходов смело отстаивайте свою правоту - ваше право решать, какие расходы будут прямыми, а какие - косвенными.
А если не хотите лишних споров с проверяющими, то подведите "научное обоснование" под свой перечень прямых расходов. Часто для этого достаточно, опираясь на отраслевую специфику своей деятельности, показать, насколько те или иные расходы участвуют в производственном процессе, а также отразить возможность (точнее - невозможность) достоверного распределения общих расходов между различными видами продукции.
При отнесении расходов к прямым не надо забывать, что есть виды расходов, которые в налоговом учете в принципе нельзя отнести к прямым. Это, например, амортизационная премия - она должна учитываться как косвенный расход <7>. Внереализационные расходы (например, проценты по займам и кредитам) также нельзя отнести к прямым расходам - это расходы совсем из другой оперы, они не попадают в категорию производственных, которые можно разделить на прямые и косвенные <8>. Но здесь нужно добавить, что при расширении перечня прямых расходов (даже и необоснованном) претензий у проверяющих не будет - ведь таким образом вы "замедляете" списание своих расходов.
ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ В ТОРГОВЛЕ: ЕСТЬ ЛИ ПРАВО ВЫБОРА
Расходы, связанные с продажей товаров, также делятся на прямые и косвенные <9>. Но для торговли Налоговый кодекс установил свои правила и свой список прямых расходов. Так, к прямым расходам надо относить:
- стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;
- транспортные расходы по доставке товаров до склада фирмы (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).
Остальные расходы (кроме внереализационных) можно отнести к косвенным.
Давайте посмотрим, возможно ли отнести транспортные расходы по доставке товара к косвенным расходам. Для этого нужно решить, действует ли в данном случае право на "самоопределение" с перечнем прямых расходов, закрепленное в ст. 318 НК РФ, или нет.
С одной стороны, можно сказать, что общее правило должно распространяться и на торговую деятельность. А с другой стороны, для торговых расходов Налоговый кодекс учел специфику деятельности и установил особые правила. И это обстоятельство более значимое.
Поэтому если вы не включите транспортные расходы на доставку товаров в состав прямых расходов (либо как самостоятельные затраты, либо как составную часть покупной стоимости товаров), то возможны претензии со стороны проверяющих. В то же время все иные транспортные расходы (например, связанные с доставкой товаров до покупателей) можно смело учитывать как косвенные расходы.
СОВЕТ
Торговым организациям безопаснее учитывать транспортные расходы, связанные с доставкой товаров от поставщика, в составе прямых расходов либо включать их в стоимость покупных товаров.
Заметим, что у торговых организаций все же есть право выбора, куда относить прочие (нетранспортные) расходы, связанные с приобретением товаров. Их можно либо включить в покупную стоимость товаров (тогда они будут учитываться как прямые расходы), либо учитывать в качестве самостоятельного вида расходов (как косвенные расходы).
ДЕЛИМ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ ПО УСЛУГАМ
Расходы, связанные с оказанием услуг, тоже распределяются на прямые и косвенные. Однако такое распределение весьма условно: все прямые расходы, так же как и косвенные, можно сразу списать на расходы текущего периода и учесть их при расчете налога на прибыль <10>. Их не нужно распределять на остатки незавершенного производства (а по правилам налогового учета к НЗП относятся законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги <11>) и стоимость принятых заказчиком услуг. Так что, как видим, большого смысла в распределении "прямые - косвенные" при оказании услуг нет. Разве что оно может потребоваться для "идеального" заполнения декларации по налогу на прибыль, в которой для прямых и косвенных расходов предусмотрены разные строчки. Однако, даже если все производственные расходы будут показаны в декларации как косвенные, это не та ошибка, за которую организацию могут оштрафовать, - ведь она никак не повлияла на расчет налоговой базы. К тому же финансовое ведомство само разрешило организациям, оказывающим услуги, при заполнении декларации по налогу на прибыль вообще не делить расходы на прямые и косвенные <12>.
Итак, те, кто оказывает услуги, в налоговом учете могут не распределять прямые расходы на остатки НЗП (а точнее - на остатки не принятых заказчиками услуг). Тот, кто решил списывать все прямые расходы сразу, должен соблюдать основное условие - действительно оказывать услуги, которые считаются таковыми именно для целей налогообложения <13>. Вполне возможно, что с точки зрения НК РФ это выполнение работ.
Ведь для целей налогообложения услуга - это деятельность, результат которой не имеет материального выражения. Услуга оказывается и потребляется одновременно <14>. Если же создается нечто материальное, то это уже не услуга, а работа <15>. Например, большинство бытовых услуг (код 01 по ОКУН) <16> относятся для целей налогообложения к работам, поскольку у их результата есть материальное выражение, например отремонтированная аппаратура или пошитая обувь. А вот услуги проката для целей налогообложения тоже классифицируются как услуги.
Таким образом, списывать сразу все прямые расходы организации могут только по той деятельности, в результате которой не создается ничего материального <17>. Приведем примеры таких услуг:
- транспортные услуги;
- услуги по хранению;
- экспедиторские услуги;
- образовательные услуги;
- сдача помещений или иного имущества в аренду <18>;
- предоставление за плату объектов интеллектуальной собственности <19>;
- услуги телефонной связи (кроме ремонта аппаратуры);
- услуги автостоянок;
- туристические услуги;
- услуги по организации праздников;
- устные информационные и консультационные услуги.
А вот деятельность по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ не относится к услугам для целей налогообложения. Она относится к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ <20>. С налоговой точки зрения это работы - ведь у них есть материальный результат (проектная документация). И прямые расходы придется распределять на остатки незавершенных работ <17>.
Правда, в последнее время Минфин решил не чинить организациям дополнительных препятствий и в своих письмах признал услугами для целей налогообложения некоторые виды деятельности, которые с позиций Налогового кодекса относятся к работам. Например, к услугам финансовое ведомство отнесло аудиторские услуги только на том основании, что они именуются таковыми по гражданскому законодательству (к ним применяются правила гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ) <21>, а также ремонт различной аппаратуры <22>. Но учтите, что наличие таких частных разъяснений может и не уберечь вас от претензий работников налоговой службы, если они сочтут, что у вашей деятельности все же есть материальный результат.
СОВЕТ
Как видно, граница между работами и услугами может быть достаточно тонкой. И не исключено, что проверяющие из налоговой сочтут материальным результатом любую бумажку, которую вы, как исполнитель, передаете заказчику после оказания услуг. Поэтому при возникновении сомнений в классификации "работа или услуга" лучше отказаться от упрощенного порядка списания прямых расходов и распределять их на остатки не сданных заказчикам услуг - так же, как и при выполнении работ.
***
Итак, несмотря на то что уже давно провозглашена свобода организаций в определении перечня прямых расходов, на практике до сих пор возникают споры по поводу правомерности деления расходов на прямые и косвенные. Не бойтесь спорить, если у вас и у проверяющих из налоговой будут различные точки зрения на обоснованность такого распределения. На вашей стороне и Налоговый кодекс, и Минфин. Единственное требование, которое надо выполнить, - это отнести хоть какие-то расходы к прямым.
Только организации, оказывающие услуги, могут все свои расходы списывать как косвенные. Но для такого рискованного шага нужно быть на 100% уверенным, что ваша деятельность подпадает под "налоговое" понятие услуг.
<1> пп. 1, 2 ст. 318 НК РФ
<2> п. 1 ст. 318 НК РФ
<3> подп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ
<4> Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/176
<5> абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ; Письмо Минфина России от 15.05.2007 N 03-03-06/1/274
<6> Письма Минфина России от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621, от 28.03.2007 N 03-03-06/1/182, от 26.01.2006 N 03-03-04/1/60
<7> п. 3 ст. 272 НК РФ
<8> подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 318 НК РФ
<9> ст. 320 НК РФ
<10> п. 2 ст. 318 НК РФ
<11> п. 1 ст. 319 НК РФ
<12> Письмо Минфина России от 13.07.2006 N 03-03-04/2/174
<13> ст. 38 НК РФ
<14> п. 5 ст. 38 НК РФ
<15> п. 4 ст. 38 НК РФ
<16> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163
<17> Письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/114
<18> Решение ВС РФ от 24.02.99 N ГКПИ98-808
<19> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 2617/05
<20> статьи 758, 769 ГК РФ
<21> Письма Минфина России от 15.07.2008 N 03-03-06/1/404, от 11.06.2008 N 03-03-06/1/560
<22> Письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-03-06/1/50
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 07, 2009
ПО СЛЕДАМ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (Сообщаем собственникам о событиях, произошедших после подписания бухгалтерской отчетности за 2008 г.)
Кошелев А.
Итак, годовая отчетность благополучно составлена, подписана руководителем и главным бухгалтером и, скорее всего, сдана в инспекцию <1>. Но вполне возможно, что до ее утверждения собственниками дело еще не дошло <2>. В связи с этим хотелось бы напомнить об интересном требовании, которое не так давно (с 2008 г.) появилось в одном из не очень популярных отечественных стандартов учета - ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" <3>. Заключается оно в том, что организация обязана сообщать лицам, которым представлена отчетность, о существенных событиях, случившихся в период между ее подписанием и утверждением <4>. При этом ПБУ ограничивается лишь указанием на эту обязанность, не разъясняя порядок ее исполнения, в связи с чем возникают некоторые вопросы. Ответим на них.
О КАКИХ СОБЫТИЯХ НУЖНО СООБЩИТЬ
Из того факта, что требование раскрывать информацию о событиях, произошедших после подписания отчетности, содержится именно в ПБУ 7/98, следует, что эти события должны соответствовать тем же критериям, что и события после отчетной даты, а именно <5>:
- события обусловлены изменением условий, в которых организация ведет свою деятельность. То есть сообщать о финансовых результатах от обычной деятельности за период между датами подписания и утверждения отчетности не нужно. Сообщите информацию о событиях, не зависящих от решений организации, таких как чрезвычайные ситуации, результаты судебных разбирательств, обесценение активов или увеличение обязательств, в том числе из-за изменения курсов валют;
- последствия событий существенны. Уровень существенности определяется организацией самостоятельно. При этом нужно исходить из того, что существенной может быть любая информация, способная оказать влияние на решение собственников <6>. Решение о том, последствия каких событий существенны, необходимо согласовать с руководителем организации.
Кроме того, если вы получили уточненные сведения о событиях после отчетной даты, указанных в отчетности, о них также нужно уведомить пользователей <4>. Например, в пояснительной записке к отчетности указано на существенное снижение стоимости акций одной из компаний, акционером которых является ваша организация, произошедшее в I квартале 2009 г. В апреле рыночная стоимость акций существенно возросла, хотя и не достигла уровня конца 2008 г. Об этом событии организация уведомляет собственников.
Внимание! Корректировать отчетность 2008 г. в связи с событиями, произошедшими в период между ее подписанием и утверждением, не нужно.
КОМУ НУЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ
ПБУ 7/98 предусматривает, что сообщать о событиях, произошедших до утверждения отчетности, нужно всем лицам, которым эта отчетность была представлена <4>.
Однако, по нашему мнению, представлять такую информацию в налоговую инспекцию нет необходимости. Хотя бы потому, что самим налоговикам эти сведения не нужны. Ведь налоговые органы оценивают не коммерческие перспективы организации, а правильность ведения учета и расчета налогов в уже прошедших периодах. Кроме того, никакой ответственности за непредставление такой информации нет, поскольку в состав отчетности этот документ не входит и при расчете налогов не применяется <7>.
Представьте информацию прежде всего тем, кто будет утверждать отчетность, то есть участникам (акционерам). Им она действительно может пригодиться. Согласитесь, если, например, организация по решению суда должна выплатить сумму, сопоставимую с прибылью прошлого года, то информация об этом явно не будет лишней при принятии решения о распределении прибыли.
КАК ПРЕДСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Составьте отдельный документ с описанием событий, произошедших после подписания отчетности, и укажите на их последствия для организации. Если отчетность еще не направлена собственникам, приложите его к отчетности <8>. Если отчетность им уже представлена, отправьте дополнение к отчетности отдельным письмом.
Если же до общего собрания участников осталось совсем немного времени и по почте информация дойти просто не успеет, постарайтесь довести ее до собственников любыми возможными способами (по электронной почте, по телефону, в крайнем случае директор компании может рассказать о таких событиях уже на годовом собрании).
<1> п. 5 ст. 13, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
<2> подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
<3> утв. Приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н
<4> п. 12 ПБУ 7/98
<5> пп. 3, 5 ПБУ 7/98; приложение к ПБУ 7/98
<6> п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н
<7> п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ
<8> пп. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; пп. 1, 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 07, 2009
МОЖНО ЛИ УЧЕСТЬ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ В НАЛОГОВЫХ РАСХОДАХ
Коновалова Е.
Многие компании традиционно покупают питьевую воду для сотрудников. И к сдаче квартальной "прибыльной" отчетности интернет-форумы начинают пестреть вопросами: можно ли учесть такие расходы для целей налогообложения? Ведь споры по этому поводу ведутся уже давно и не утихают по сей день. Начнем с налога на прибыль.
В 2003 г. московские налоговики однозначно заявили, что уменьшить налогооблагаемую прибыль на такие затраты нельзя <1>. При этом свое мнение они обосновали тем, что в Трудовом кодексе среди условий труда, которые должен обеспечивать работодатель, наличие питьевой воды прямо не указано <2>.
Тем не менее позже, в разъяснениях 2005 г., налоговики и Минфин говорили уже о том, что такие расходы могут уменьшать базу по налогу на прибыль, но только при наличии заключения санэпидемстанции о непригодности воды из-под крана для питья <3>. Правда, легче от этого налогоплательщикам не стало, так как получить такое заключение можно не всегда. Это возможно, например, если вы находитесь в старом здании, где давно не проводилась замена труб, а из крана течет ржавая вода. К тому же эта справка платная.
Однако с контролирующими органами можно поспорить, и аргументы могут быть такими:
- работодатель обязан обеспечить бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, в том числе потребность в качественной питьевой воде <4>;
- работодатель обязан обеспечить нормальные условия, то есть соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства <5>;
- в Трудовом кодексе нет закрытого перечня нормальных условий труда, которые должен обеспечить работодатель, поэтому к ним можно отнести и приобретение качественной питьевой воды <6>. Причем Трудовой кодекс не требует получения для этого каких-либо заключений о непригодности водопроводной воды;
- к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда <6>;
- в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, что расходы на приобретение питьевой воды можно учесть при исчислении налога на прибыль только при наличии заключения санэпидемстанции.
Таким образом, мы считаем, что и без заключения санэпидемстанции налогоплательщик может учесть в расходах при исчислении налога на прибыль затраты на приобретение питьевой воды для своих сотрудников. С такой позицией согласно и большинство судов <7>.
Кроме того, как показывает судебная практика, в расходы при исчислении налога на прибыль можно списать и затраты на приобретение или аренду кулера, пневматических помп для удобства налива питьевой воды, на покупку одноразовых стаканчиков и т.п. <8>
Как видим, отнесение к расходам затрат на питьевую воду для работников может повлечь спор с проверяющими органами. С другой стороны, шансы отстоять свою правоту в суде очень велики. Поэтому фирма должна принять решение, учитывать данные затраты или нет, самостоятельно.
Налогоплательщики же, применяющие упрощенную систему (с объектом налогообложения "доходы минус расходы"), учесть такие расходы с большой долей вероятности не смогут. Дело в том, что перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы, приведенный в Налоговом кодексе для упрощенцев, является закрытым, а расходов на обеспечение нормальных условий труда, в том числе и на приобретение питьевой воды, в нем нет <9>. Такой позиции придерживаются и контролирующие органы <10>.
Тем не менее ФАС Уральского округа поддержал упрощенцев, увеличивших свои расходы при исчислении налога на затраты по приобретению питьевой воды лишь по мотиву их экономической обоснованности <11>.
Таким образом, применяя УСНО, вы можете учесть такие расходы, только если вы готовы отстаивать свою позицию в суде.
Упрощенцам, которые готовы судиться по этому поводу, можем посоветовать аргументировать свои действия тем, что они также обязаны обеспечивать нормальные условия труда своим работникам.
<1> Письмо УМНС России по г. Москве от 29.09.2003 N 26-12/54118
<2> ст. 163 ТК РФ
<3> Письмо ФНС России от 10.03.2005 N 02-1-08/46@; Письмо Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/1/408
<4> ст. 22 ТК РФ
<5> статьи 163, 212 ТК РФ
<6> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
<7> Постановления ФАС ПО от 07.02.2008 N А57-597/07, от 03.04.2007 N А55-11076/06; ФАС МО от 18.12.2007 N КА-А40/13151-07; ФАС СЗО от 29.01.2007 N А56-1711/2006; ФАС ВВО от 19.11.2007 N А29-549/2007; ФАС ЗСО от 31.01.2007 N Ф04-9283/2006(30504-А45-33); ФАС УО от 30.05.2007 N Ф09-4088/07-С3, от 01.02.2006 N Ф09-6/06-С7; ФАС ВСО от 13.03.2008 N А33-9419/07-Ф02-902/08
<8> Постановления ФАС ВВО от 19.11.2007 N А29-549/2007; ФАС МО от 13.08.2008 N КА-А40/7595-08; ФАС УО от 30.05.2007 N Ф09-4088/07-С3
<9> п. 1 ст. 346.14, ст. 346.16 НК РФ
<10> Письмо Минфина России от 26.01.2007 N 03-11-04/2/19
<11> Постановления ФАС УО от 06.10.2008 N Ф09-7032/08-С3, от 18.07.2007 N Ф09-5444/07-С3
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 04, 2009
ОБ ИСПРАВЛЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР
Дыбов А.И.
Минфин и ФНС России допускают лишь один способ исправления счетов-фактур - тот, что предусмотрен 914-м Постановлением. То есть продавец должен зачеркнуть неверные данные, рядом написать верные и указать дату внесения исправлений. Все это заверяется подписью руководителя организации-продавца и ее печатью. Любые другие способы устранения дефектов, в том числе и замена неправильного счета-фактуры на правильный, лишают покупателя права на вычет. Причем суть исправлений значения не имеет. Будь то ИНН покупателя, наименование грузополучателя либо сумма НДС - все едино.
Отсюда следует и другой вывод "контролеров": НДС по исправленному счету-фактуре можно принять к вычету только в квартале внесения исправлений. Ведь "изначальный" документ оформлен с нарушениями 169-й статьи Налогового кодекса. На практике это означает, что исправления, сделанные после распечатки и заверения книги покупок за квартал, влекут за собой составление дополнительного листа к ней, в котором нужно полностью аннулировать запись по счету-фактуре. А если за этот квартал покупатель уже успел подать налоговую декларацию, то придется еще и пересчитать налоговую базу, подать уточненку, уплатить недоимку и, возможно, пеню. Посмотрите Письмо налоговой службы N ММ-6-03/896@ на этот счет.
Поэтому, если налоговый инспектор в ходе проверки нашел счет-фактуру, как ему кажется, с дефектами, с вычетом за квартал регистрации документа в книге покупок, скорее всего, придется попрощаться. На повторный вычет покупатель может рассчитывать лишь после того, как продавец внесет исправления в счет-фактуру в порядке, предусмотренном Постановлением N 914. Если к моменту окончания проверки это не сделано, а сроки уплаты НДС прошли, можно ждать требования о погашении недоимки и прочих неприятностей.
А что же ВАС РФ?
В спорах вокруг порядка внесения исправлений в счета-фактуры судьи ВАС РФ в большинстве случаев придерживаются позиции, согласно которой дефектный документ все-таки можно переоформить. Или попросту заменить на новый. При условии, что исправления не касаются сумм, дат, сути сделки и участвующих в ней лиц. На этот счет вынесено не менее 25 "отказных" определений суда. Обоснование позиции простое: Налоговым кодексом замена счетов-фактур не запрещена. Для примера приведу Определения N 4496/08, N 9961/08 и N 11431/08. Но постановлений Президиума ВАС РФ, поддерживающих эту позицию, к сожалению, не было.
Однако встречаются "отказные" надзорные определения, которыми Высший арбитражный суд фактически поддерживает выводы ФАС о том, что исправлять счет-фактуру можно только в порядке, предусмотренном 914-м Постановлением. Таких определений мне встретилось около восьми (например, N 8039/08 и N 9252/08). А в довесок к ним есть Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, в котором позиция о недопустимости замены счета-фактуры также обозначена довольно четко. Но если изучить ситуации, рассмотренные в этих решениях, становится ясно, что не во всех случаях исправления были безобидными.
Так, в деле, пересмотренном Постановлением N 4047/05, в "обновленном" счете-фактуре сменился грузоотправитель. До изменений им был продавец, а стало неизвестное до того момента третье лицо. Да и вообще, как мы выяснили до перерыва, покупатель отчаянно "схемовал", за что и был наказан. Замена счета-фактуры стала далеко не единственной причиной отказа в вычете. Вероятно, поэтому федеральные арбитражные суды не стали активно ссылаться на Постановление Президиума ВАС РФ N 4047/05 в обоснование тезиса о недопустимости замены счета-фактуры. Мне попались на глаза только Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2006 N А19-14119/04-5-32-3-Ф02-6311/06-С1 и ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2007 N Ф08-4846/2007-1853А, в которых есть такая ссылка.
При изучении Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа, по которому вынесено Определение N 9252/08, выясняется, что в "изначальных" счетах-фактурах подписей руководителя и главного бухгалтера организации-продавца не было совсем. Они появились лишь в переоформленных документах. Суд обновленные счета-фактуры не принял во внимание, что и не удивительно.
Поэтому на Постановление Президиума N 4047/05 и Определение N 9252/08 я бы не ориентировался. А вот Определение ВАС РФ N 8039/08 вынесено по делу, в котором спор разгорелся из-за простого, так сказать, "чистого" переоформления счета-фактуры, без наслоения других "грехов" покупателя. В первом документе был указан неверный ИНН покупателя, в обновленном эта ошибка была устранена. Однако арбитражный суд правомерность вычета не подтвердил, указав на то, что подобный способ исправления законодательством не предусмотрен.
Поэтому, наверное, гораздо проще исправить счет-фактуру так, как это предусмотрено Постановлением N 914, чем отстаивать в суде правомерность переоформления документа. С другой стороны, если вас это не пугает, то счет-фактуру можно и заменить на новый.
А вот относительно периода вычета по исправленному счету-фактуре у Высшего арбитражного суда позиция однозначная. Любые исправления документа, не влияющие на дату, сумму и суть операций, а также на состав лиц, участвующих в сделке, не меняют период вычета. То есть, по ВАС РФ, покупатель в этом случае не должен заполнять дополнительный лист книги покупок, не должен он и подавать уточненную декларацию за квартал "изначального" вычета. Ведь все условия тогда были соблюдены, исправление счетов-фактур на это уже повлиять не может.
Такую позицию Президиум ВАС РФ четко обозначил в Постановлениях от 04.03.2008 N 14227/07 и от 03.06.2008 N 615/08. Впрочем, как до, так и после этих решений встречаются постановления ФАС, в которых суд делает аналогичный вывод на основе уже упоминавшегося Постановления Президиума ВАС РФ N 4047/05. В нем также говорится о привязке вычета лишь к периоду соблюдения всех условий, предусмотренных гл. 21 НК РФ, а не к периоду переоформления счетов-фактур.
Однако, несмотря на позицию ВАС РФ, Минфин продолжает упорствовать. И даже больше - явно игнорировать мнение Высшего арбитражного суда. Например, в Письме от 27.05.2008 N 03- 07-09/12 финансовое ведомство отказалось комментировать Постановление Президиума ВАС РФ N 14227/07. И далее разъяснило, что исправления счета-фактуры влекут за собой составление дополнительного листа книги покупок за квартал регистрации "неправильного" документа (при том, что из Постановления N 14227/07 следует обратное).
Поэтому, учитывая настойчивость Минфина, "отбить" срок вычета по исправленному счету- фактуре, минуя суд, вряд ли удастся. А вот в том, что суд займет вашу сторону, сомнений быть не должно. Потому что ФАС уже начали ссылаться на то же Постановление Президиума ВАС РФ N 615/08, отказывая налоговым органам в их претензиях к периоду вычета по исправленному счету-фактуре. Достаточно посмотреть, например, Постановления ФАС:
- Восточно-Сибирского округа от 20.08.2008 N А33-8766/07-Ф02-418/08;
- Московского округа от 15.12.2008 N КА-А41/11812-08;
- Северо-Западного округа от 29.12.2008 N А52-1178/2008.
Да и сам ВАС РФ считает проблему вычета по исправленным счетам-фактурам закрытой Постановлениями N 14227/07 и N 615/08. Это следует, в частности, из Определения Высшего арбитражного суда N 8903/08.
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04
О СТАТУСЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 914
Судакова А.Л.
Являются ли требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, но не установленные НК РФ, в том числе к оформлению счетов-фактур, обязательными для применения налоговых вычетов по НДС?
ДА | НЕТ |
Счет-фактура является документом, на основании которого покупатель товаров (работ, услуг) принимает предъявленный продавцом НДС к вычету <1>. | |
Постановление Правительства РФ является нормативным актом. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 установлены обязательные форма и состав показателей счета-фактуры. |
НДС не принимается к вычету при составлении счетов-фактур с нарушением порядка, установленного только пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ. Невыполнение иных требований к счету-фактуре не может являться основанием для отказа принять к вычету налог, предъявленный продавцом <2>. НК РФ не делегирует Правительству право определять состав реквизитов счета-фактуры и перечень содержащейся в нем информации, а также порядок внесения изменений в него. Постановление Правительства не является актом налогового законодательства РФ,определяющим условия для применения налогового вычета <3>. Постановление Правительства не может изменять или дополнять налоговое законодательство <4>. |
ПРАКТИКА <*> | ПРАКТИКА <*> |
ФАС Восточно-Сибирского округа | |
от 19.03.2007 N А19-4469/06-29-Ф02-1124/07 | от 28.10.2008 N А19-4776/08-43-Ф02-5584/08 |
ФАС Западно-Сибирского округа | |
2 решения <5> | |
ФАС Московского округа | |
4 решения <6> | |
ФАС Поволжского округа | |
от 12.08.2004 N А72-1310/04-8/182 | |
ФАС Северо-Западного округа | |
3 решения <7> | |
ФАС Северо-Кавказского округа | |
от 17.06.2008 N Ф08-3226/2008 | |
Десятый арбитражный апелляционный суд | |
от 24.04.2007 N А41-К2-16817/05 | |
ИТОГО: 1 | ИТОГО: 13 |
<*> Приведены решения судов, в которых исследовался вопрос статуса Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Существует также множество судебных решений, в которых данный вопрос специально не рассматривался, но из которых видно, что на требования Постановления суд не обратил внимания и вычет разрешил <8>.
<1> п. 1 ст. 169 НК РФ
<2> п. 2 ст. 169 НК РФ
<3> п. 1 ст. 1 НК РФ
<4> п. 1 ст. 4 НК РФ
<5> см. Постановления от 07.02.2006 N Ф04-133/2006(19416-А45-27), от 03.08.2005 N Ф04-4932/2005(13558-А46-6)
<6> см. Постановления от 31.10.2008 N КА-А41/10192-08, от 11.12.2007 N КА-А40/12647-07, от 02.10.2007 N КА-А40/9966-07, от 18.09.2006 N КА-А40/8510-06-П-1,2
<7> см. Постановления от 26.01.2007 N А56-11674/2006, от 19.09.2005 N А56-44624/04, от 30.05.2005 N А56-34442/04
<8> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2007 N А33-10155/06-Ф02-2027/07; ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2006 N А31-8269/19; ФАС Московского округа от 26.03.2008 N КА-А41/2206-08
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04
ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ОПУБЛИКОВАНИИ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Хмелевской О.Г.
Обязательны ли унифицированные формы первичных учетных документов, если они не были официально опубликованы?
ДА | НЕТ |
Все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, предусмотренные законодательством <1>. Разрабатывает и утверждает альбомы унифицированных форм первичных учетных документов Росстат (ранее - Госкомстат России) <2>. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации Минюстом России. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров <3>. |
|
Акты Росстата, утверждающие унифицированные формы первичной учетной документации, в государственной регистрации не нуждаются, а значит, опубликование для них необязательно. | Если акты Росстата не подлежат регистрации и опубликованию, как не затрагивающее права и обязанности юридических и физических лиц, то формы первичных учетных документов, утвержденные ими, не являются обязательными. |
ПРАКТИКА | ПРАКТИКА |
ФАС Поволжского округа | |
3 решения <4> | |
ФАС Северо-Западного округа | |
от 11.01.2008 N А56-5204/2007 | |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд | |
2 решения <5> | |
Девятый арбитражный апелляционный суд | |
2 решения <6> | |
Арбитражный суд г. Москвы | |
4 решения <7> | |
ИТОГО: 0 | ИТОГО: 12 |
<1> пп. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
<2> п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.07.97 N 835; п. 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420
<3> ч. 3 ст. 15 Конституции РФ; пп. 9, 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
<4> см. Постановления от 15.07.2008 N А55-16119/07, от 19.06.2008 N А55-13067/07, от 04.03.2008 N А55-11632/2007
<5> см. Постановления от 30.01.2009 N А56-15047/2008, от 25.12.2008 N А56-21728/2008
<6> см. Постановления от 31.07.2008 N 09АП-7885/2008-АК, от 26.03.2007 N 09АП-1769/2007-АК
<7> см. Решения от 04.06.2007 N А40-17914/07-139-101, от 28.05.2007 N А40-13630/07-140-81, от 12.04.2007 N А40-4788/07-115-58, от 31.08.2005 N А40-33045/05-90-264
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАСЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ДНЕЙ ПРИ РАСЧЕТЕ ОТПУСКНЫХ
Воробьева Е.В.
Работнику А.И. Халтурину предоставляется отпуск с 22 июня 2009 г. В качестве расчетного периода принимаются 12 предшествующих календарных месяцев с июня 2008 г. по май 2009 г.
В расчетном периоде А.И. Халтурин:
- был в очередном отпуске с 4 по 31 августа 2008 г. - 28 календарных дней;
- был в служебной командировке с 15 по 17 сентября 2008 г. - 3 дня;
- болел с 20 по 27 октября 2008 г. - 8 дней;
- прогулял 24 февраля 2009 г.
Работником в расчетном периоде полностью отработаны 8 месяцев - июнь, июль, ноябрь, декабрь 2008 г., январь 2009 г., а также март, апрель и май 2009 г.
Время нахождения работника в очередном отпуске, служебной командировке, а также время болезни исключаются из расчета. Поэтому расчетное количество календарных дней в не полностью отработанных по этим причинам месяцах составит:
- в августе - 2,85 дн.
(29,4 дн/мес. / 31 дн. x (31 дн. - 28 дн.) = 2,85 дн.);
- в сентябре - 26,46 дн.
(29,4 дн/мес. / 30 дн. x (30 дн. - 3 дн.) = 26,46 дн.);
- в октябре - 21,81 дн.
(29,4 дн/мес. / 31 дн. x (31 дн. - 8 дн.) = 21,81 дн.).
В феврале 2009 г. А.И. Халтурин прогулял 1 день, однако расчетный период из-за дня прогула не уменьшается, следовательно, за февраль в расчет войдут 29,4 дн.
Расчетное количество календарных дней, используемое при расчете среднего дневного заработка, составляет 315,72 дн. (8 мес. x 29,4 дн/мес. + 29,4 дн. + 2,85 дн. + 26,46 дн. + 21,81 дн. = 315,72 дн.).
О БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ СУММЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РАБОТНИКА ЗА НЕОТРАБОТАННЫЕ ДНИ ОТПУСКА ПРИ ЕГО УВОЛЬНЕНИИ
Воробьева Е.В.
Работник увольняется с 8 июня 2009 г. Сумма начисленной заработной платы за отработанное в июне время составляет 12 000 руб. Задолженность работника за неотработанные дни отпуска составляет 2000 руб. Отразим в налоговом и бухгалтерском учете удержание задолженности с работника. Для упрощения примера не учитывается право работника на получение стандартных вычетов.
1. Определим, имеет ли работодатель право произвести удержание из заработной платы работника в полном объеме.
Сумма к выплате должна составить 10 440 руб. (12 000 руб. - (12 000 руб. x 13%) = 10 440 руб.).
Допустимая сумма удержаний по инициативе работодателя - 20% от суммы к выплате - 2088 руб. (10 440 руб. x 20% = 2088 руб.).
Поскольку размер задолженности работника не превышает максимально возможную сумму удержания, с работника взыскиваются 2000 руб.
2. Бухгалтерский учет.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Начислена зарплата работнику за отработанные дни июня | 20, 26 (44) | 70 | 12 000 | Расчетно-платежная ведомость |
СТОРНО | ||||
Отпускные, начисленные работнику за неотработанные дни отпуска | 20, 26 (44) | 70 | 2 000 | Записка-расчет при прекращении трудового договора |
Начислен ЕСН с сумм, причитающихся работнику при увольнении | 20 (44) | 69-ЕСН | 2 600 Расчет (10 000 руб. x 26%) |
Бухгалтерская справка |
Начислены страховые взносы в ПФР | 69-ЕСН | 69-ПФР | 1 400 Расчет (10 000 руб. x 14%) |
Бухгалтерская справка |
Удержан НДФЛ с дохода работника | 70 | 68-НДФЛ | 1 300 Расчет (10 000 руб. x 13%) |
Налоговая карточка |
Выплачена зарплата работнику | 70 | 50 | 8 700 Расчет (12 000 руб. - 2000 руб. - 1300 руб.) |
Расчетно-платежная ведомость |
3. Налоговый учет.
Операция | Вид налога | Сумма, руб. |
Начислена оплата, причитающаяся увольняемому работнику | Расходы на оплату труда | 10 000 руб. Расчет (12 000 руб. - 2 000 руб.) |
Начислены ЕСН и страховые взносы в ПФР | Прочие расходы | 2 600 руб. Расчет (10 000 руб. x 26 %) |
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04
ОБ ОТПУСКЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ УВОЛЬНЕНИЕМ
Давыдова Л.К.
Вопрос. На семинаре Елена Вячеславовна рассказала о том, как рассчитать отпускные работнику, если он уходит в отпуск с последующим увольнением. Скажите, а работодатель обязан предоставить работнику такой отпуск?
Л. Д.: По общему правилу предоставление работнику отпуска с последующим увольнением - это право, а не обязанность работодателя <1>. Однако если работник собирается уволиться в последний день отпуска, предоставленного в соответствии с графиком отпусков, то работодатель не может ему в этом отказать.
Вопрос. А как правильно оформить эту процедуру?
Л. Д.: Если отпуск с последующим увольнением предоставляется работнику вне графика отпусков, то от него необходимо получить заявление с просьбой и об отпуске, и об увольнении. Так как предоставление такого отпуска - добрая воля работодателя, то срок подачи этого заявления не имеет решающего значения <2>. Но следует помнить о том, что отпускные нужно выплатить работнику за 3 дня до начала отпуска <3>.
Если же работник уходит в отпуск по графику, а затем увольняется, то заявление на отпуск не подается <4>. А вот заявление об увольнении может быть представлено работником и перед отпуском, и во время отпуска, но не позднее чем за 2 недели до даты увольнения <2>.
Работодатель должен оформить два приказа по унифицированным формам <5>:
- о предоставлении отпуска работнику - форма N Т-6;
- о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) - форма N Т-8.
Работник должен быть ознакомлен с приказами под роспись <6>.
Вопрос. Если мы предоставляем работнику отпуск с последующим увольнением, когда нужно выдать ему трудовую книжку и произвести окончательный расчет?
Л. Д.: Хороший вопрос. В этом случае днем увольнения работника считается последний день отпуска <7>. Именно эта дата должна быть указана как дата увольнения и в приказе по форме N Т-8, и в трудовой книжке работника.
Однако последним днем работы будет являться день, предшествующий первому дню отпуска <8>. Поэтому выдать трудовую книжку и произвести окончательный расчет с работником нужно именно в его последний рабочий день перед отпуском <9>.
Вопрос. А вправе работник, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением, отозвать свое заявление об увольнении?
Л. Д.: Да, но только до начала отпуска. Причем в этом случае работодатель все равно может его уволить, если на его место в порядке перевода приглашен другой работник. Конечно, такое приглашение имеет значение, только если оно оформлено письменно <10>.
Если же работник отзывает заявление об увольнении уже будучи в отпуске хотя бы один день, то работодатель исключительно по своему усмотрению решает, оставлять его на работе или все-таки уволить <11>.
Вопрос. Удлиняется ли отпуск с последующим увольнением, если во время такого отпуска работник заболел?
Л. Д.: Отпуск на дни болезни работника не продлевается, ведь фактически трудовые отношения сторон прекратились. А вот пособие по временной нетрудоспособности вы обязаны работнику выплатить и за те дни болезни, которые пришлись на период за пределами отпуска <12>. Ведь оно выплачивается даже работникам, заболевшим в течение 30 календарных дней со дня увольнения <13>. Причем, так как с отпускниками формально трудовые отношения еще не прекратились, пособие выплачивается в обычном размере <14>.
<1> ст. 127 ТК РФ; п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 05.02.2004 N 29-О
<2> ст. 80 ТК РФ
<3> ст. 136 ТК РФ
<4> ст. 122 ТК РФ
<5> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
<6> ст. 84.1 ТК РФ
<7> ст. 127 ТК РФ
<8> статьи 84.1, 127 ТК РФ; п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 25.01.2007 N 131-О-О
<9> п. 1 Письма Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1
<10> ст. 64 ТК РФ; подп. "в" п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2
<11> Определение Верховного суда РФ от 28.07.2006 N 51-В06-4
<12> ст. 183 ТК РФ; п. 1 Письма Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1
<13> ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"
<14> ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 04