Как научиться управлять временем

Как научиться управлять временем

Главные принципы тайм-менеджмента

На самом деле, управлять временем в широком смысле человек не может. Мы можем управлять собой, своей деятельностью. Тайм-менеджмент дает инструменты, позволяющие оптимально организовать работу и отдых. Так как же научиться управлять своим временем?

Как обычно – от простого к сложному.

  • Начать можно с повышения личной эффективности. В этой статье мы расскажем, как увеличить скорость выполнения задач и минимизировать прямые потери времени.
  • Далее следует научиться планировать, т.е. составлять планы, которые помогают, а не нервируют. Этому будет посвящена наша следующая статья.
  • И наконец, научиться выделять главное, чтобы тратить бесценное время жизни на действительно важные вещи. Этому умению человек учится всю жизнь, но и здесь есть несколько простых работающих подходов. Про них мы тоже скоро напишем.

Сразу заметим, что универсальных рецептов, работающих всегда и для всех, не бывает. Помните об основных принципах: ищите то, что помогает именно вам, и не оставляйте усилий, если не получается сразу. Надеемся, что наши советы помогут вам построить свою систему тайм-менеджмента.

Освоение технологий тайм-менеджмента предлагаем начать с повышения личной эффективности. Как научиться делать больше за то же время?

1. Научиться работать быстрее.

Самый очевидный способ повысить скорость выполнения своих задач – овладеть нужными для этого навыками и умениями. Дясятипальцевая слепая печать или уверенное владение инструментами поиска в системе КонсультантПлюс – это навыки, которые позволят вам работать быстрее. Запланируйте соответствующие курсы, пройдите обучение и постарайтесь как можно чаще использовать полученные навыки, чтобы они стали умениями.

2. Избавиться от поглотителей времени.

Вы знаете, куда уходит ваше время? Постарайтесь в течение дня записывать все свои дела и их длительность – вести хронометраж. Важно делать записи именно в момент смены деятельности или задачи, чтобы фиксировать картину дня по факту, а не по воспоминаниям. Как вести хронометраж? Как вам удобно. Специалисты советуют использовать для этого обычный блокнот и ручку, чтобы не быть привязанным к компьютеру. Можно найти подходящее мобильное приложение или отправлять самому себе голосовые сообщения, как только вы переключаетесь на новую задачу.

Главное – дать себе достаточное время для наблюдений, не меньше двух-трех недель, и не лениться в конце каждого дня подсчитывать, сколько времени ушло на каждый вид деятельности. Скорее всего, в результате этих наблюдений вы обнаружите дела, затраты времени на которые хочется уменьшить. Это так называемые поглотители времени. Зависаете в соцсетях? Ввязываетесь в непродуктивные обсуждения? Опаздываете на электричку, а потом ждете следующую? У каждого будет свой список. Хронометраж точно покажет вам масштаб проблемы. Выберите один или два поглотителя и начинайте следить за ними более внимательно, можно даже построить график!

Такое пристальное наблюдение за поглотителями само по себе может привести к уменьшению потерь. Ведя хронометраж, вы вырабатываете чувство времени, ощущение того, насколько эффективно вы его тратите, и это чувство уже не позволит поглотителям обкрадывать вас.

Метод хронометража и отслеживания динамики работает и в обратную сторону! Например, вы хотите получить водительские права. Фиксируйте, сколько времени в день вы тратите на изучение правил дорожного движения и наносите точки на график. Вот увидите, этот показатель начнет расти! Здесь нет никакой магии: вы стали уделять больше внимания конкретной задаче – и дело пошло!

3. Минимизировать прерывания.

Что еще поглощает наше время? Частые прерывания. Давайте решим простую задачу.

Поезд проходит путь из точки А в точку В за 2 часа. За сколько времени поезд пройдет этот же путь, если сделает 4 остановки по 15 минут? Правильный ответ – точно больше, чем за 3 часа! Ведь его средняя скорость сильно уменьшится из-за необходимости разгоняться и тормозить. Так же и мы, прерываясь, каждый раз вынуждены тратить время на возврат в рабочее состояние: нам нужно опять сосредоточиться, вернуться на несколько предложений назад, вспомнить, о чем хотели написать дальше…

Какой вывод из этого следует? Чем меньше прерываний, тем больше мы успеваем сделать в единицу времени и тем качественнее будет выполнена задача. Как уменьшить количество прерываний?

  • Договаривайтесь, чтобы вас не беспокоили в течение определенного времени. Если вы дома, повесьте на дверь табличку «Не беспокоить!». В офисе – выработайте с коллегами общие правила: красный флажок на столе или фиксированные часы, когда никто друг друга не отвлекает.
  • Отключайте оповещения. Ничто так не мешает продуктивной работе, как постоянные уведомления и наша привычка моментально на них реагировать. Для чего-то действительно важного можно настроить отдельное оповещение, но таких случаев на самом деле совсем немного.
  • Группируйте рутину. Собирайте однообразные мелкие задачи в блоки и выделяйте время на их выполнение.
  • Самым важным задачам посвящайте лучшее время. Это всего час-два в день, когда вы можете работать продуктивнее всего.
  • Чередуйте время труда и отдыха. Регулярный, ритмичный, запланированный отдых – самое лучшее средство от незапланированных прерываний. После часа-двух работы делайте 10-минутный перерыв. Принцип хорошего отдыха – максимальная смена контекста и вида деятельности. Например, если вы целый час писали курсовую работу, то выйти из-за компьютера и сделать гимнастику для глаз – это отдых, а обновить ленту Инстаграм, оставаясь в кресле, – нет.

По материалам книг Г. Архангельского и М. Лукашенко

Документ КонсультантПлюс по теме: ТК РФ. Раздел V. Время отдыха