Оптовый рынок сжиженного газа и его регулирование

Производимый в Российской Федерации сжиженный газ используется (в процентах от общего объема товарного производства в 2002 году):

в качестве сырья для нефтехимической промышленности (47 процентов);

для поставок потребителям коммунально-бытового сектора (38 процентов), в том числе для бытовых нужд населения (17 процентов);

для поставок на экспорт (15 процентов).

Потребление сжиженного газа нефтехимической промышленностью возросло в 1998 - 2001 годах (в 2002 году произошло временное сокращение, связанное в основном с реорганизацией акционерного общества "СИБУР", но в настоящее время снова наметился рост). Это обусловлено наращиванием объемов производства и увеличением загрузки производственных мощностей нефтехимической, химической и шинной промышленности, являющихся основными потребителями сжиженного газа.

Отпускная цена сжиженного газа у производителей в основном зависит от состава реализуемого сырья, а также от расстояния до основных рынков сбыта (в основном экспортных). Внутренний рынок сжиженного газа носит ярко выраженный сезонный характер, что также отражается на общей динамике цен. Стоимость сжиженного газа у производителей на начало 2003 года составляла в среднем 3500 рублей за тонну (сжиженный газ по свободной цене отпускается предприятиям нефтехимии, а также потребителям коммунально-бытового сектора, включая направление на использование его в качестве автомобильного топлива) при регулируемой оптовой цене 1350 рублей за тонну (с 1 января 2003 г.) для населения.

Поскольку проводимая в России газификация была рассчитана на использование не только природного газа, но и сжиженного газа, в настоящее время в Российской Федерации газифицировано сжиженным газом около 13 млн. квартир (природным газом - более 25 млн. квартир), из которых 7,2 млн. квартир (около 55 процентов) находится в сельской местности. Сжиженный газ используется для бытовых нужд в 76 регионах России. Общее количество населения, использующего сжиженный газ, оценивается в 50 млн. человек (природный газ - 78 млн. человек). Сжиженный газ используется населением преимущественно для приготовления пищи и подогрева воды.

Сжиженный газ поставляется потребителям коммунально-бытового сектора, в том числе населению, в баллонах (индивидуальные дома и дачные постройки) или с использованием групповых резервуарных установок (для газоснабжения многоэтажных домов, коммунально-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных предприятий). Основной объем потребления сжиженного газа в коммунально-бытовом секторе приходится на сельскую местность и населенные пункты городского типа с населением не выше 80 тыс. человек. Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский и Приморский края, Еврейская автономная область, Амурская, Мурманская и Читинская области используют только сжиженный газ (газификация природным газом отсутствует).

В последние годы возросло использование сжиженного газа в качестве автомобильного топлива, однако в общем объеме потребления сжиженного газа это направление пока не достаточно развито.

Оптовую покупку и розничную продажу сжиженного газа потребителям коммунально-бытового сектора, в том числе населению для бытовых нужд в соответствии с балансовыми заданиями, в основном осуществляют региональные и местные газораспределительные организации, которые одновременно осуществляют транспортировку и реализацию сетевого (природного) газа. В последнее время начали появляться и независимые оптовые покупатели и розничные продавцы сжиженного газа.

Система балансовых заданий, представляющая собой административное регулирование поставок сжиженного газа для бытовых нужд, была введена в конце 1999 года в связи с необходимостью обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа населению. Одновременно предусматривался учет исполнения балансовых заданий при таможенном оформлении поставок сжиженного газа на экспорт. Впоследствии в течение 2000 - 2003 годов практика использования системы балансовых заданий последовательно продлевалась Правительством Российской Федерации.

Система государственного регулирования рынка сжиженного газа нуждается в совершенствовании. Основными ее недостатками являются:

недостаточная эффективность механизма регулирования оптового рынка сжиженного газа для бытовых нужд, сдерживающая развитие и рост этого рынка;

несоответствие методов государственного регулирования поставленным целям и получаемым результатам, что порождает, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый "переток" сжиженного газа с регулируемого сектора оптового рынка сжиженного газа для бытовых нужд в секторы оптового и розничного рынков сжиженного газа с нерегулируемыми ценами и формирование "серого" рынка сжиженного газа (что является почти неизбежным при административном создании разных секторов рынка одного и того же товара с разными ценами и требует разработки и реализации специальных мер для минимизации подобных явлений);

недостаточное развитие механизма предотвращения кризиса в обеспечении населения сжиженным газом (проблемы с обеспечением населения сжиженным газом для бытовых нужд продолжают возникать в некоторых регионах Российской Федерации);

недостаточная (в соответствии с требованиями законодательства) нормативно-правовая регламентация системы государственного регулирования рынка сжиженного газа.