При применении документа следует учитывать, что Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н утверждены Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

3. Порядок организации и проведения периодических медицинских осмотров

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ

МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

3.1. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется соответствующими правовыми и нормативными актами и распорядительными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не может быть реже одного раза в два года.

3.2. Сведения, представляемые работодателем на момент проведения осмотров о низких уровнях воздействия вредных производственных факторов, в том числе по результатам аттестации рабочих мест, не могут в одностороннем порядке являться основанием для отказа от проведения предварительных и периодических медицинских осмотров по следующим причинам:

3.2.1. Имеется достаточно значимая группа вредных производственных факторов, для которых не является безусловным принцип пороговости (аллергены, канцерогены, ионизирующие излучения и др.).

3.2.2. В современных условиях, как правило, имеет место комплексное, комбинированное и сочетанное воздействие вредных производственных факторов на рабочем месте, что может способствовать формированию негативных изменений в организме работника при относительно низких уровнях воздействия какого-либо отдельно учитываемого фактора.

3.2.3. Возможно отрицательное воздействие вредных производственных факторов при интенсивности, не превышающей соответствующие гигиенические нормативы, на лиц с повышенной индивидуальной чувствительностью, доля которых может достигать 5,0% и более от общего числа экспонированных (Р 2.2.20060-5).

3.2.4. В настоящее время у работников регистрируются в основном (более чем в 98% случаев) хронические профессиональные заболевания, которые развиваются в течение нескольких десятилетий; следовательно, исходными этиологическими факторами для них являются предшествующие условия труда, на которые не могут распространяться результаты аттестации рабочих мест, выполненные в современный период.

3.2.5. Важнейшей задачей периодических медицинских осмотров является диспансеризация работников, то есть выявление не только начальных форм профессиональных, но общих, в том числе производственно обусловленных заболеваний, снижающих трудоспособность работника и могущих стать противопоказанием к продолжению работы в профессии.

3.3. В случае коренного улучшения условий труда работодатель может принять решение об отказе от проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих, которые ранее классифицировались как вредные и (или) опасные, только на основании экспертного заключения по оценке профессионального риска, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, либо иной компетентной организацией и свидетельствующего об отсутствии значимого профессионального риска для работников, занятых на соответствующих рабочих местах.

Указанное решение в части как предварительных, так и периодических медицинских осмотров может быть правомочным только для тех работников, которые принимаются на соответствующие рабочие места после получения экспертного заключения по оценке риска. Стажированные работники, ранее принятые на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, должны подвергаться периодическим медицинским осмотрам в течение всего периода, определяемого прогнозом вероятности реализации профессионального риска вследствие воздействия ранее имевших место вредных условий труда, длительность которого должна быть определена для всех групп работников в заключении по оценке риска.

3.4. Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1)).

3.5. Периодические медицинские осмотры работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1, ст. 3)).

3.6. Работникам, имеющим стаж работы пять и более лет в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, периодические медицинские осмотры один раз в пять лет проводятся в центрах профпатологии, имеющих лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией.

3.7. Работодатель определяет контингент и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (обследованию), с указанием рабочего места (профессии), участка, цеха, производства, где работает работник, и полным перечнем вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работника, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодического медицинского осмотра (обследования).

3.8. Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (обследованию), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинского осмотра (обследования).

3.9. Руководитель медицинской организации, осуществляющей периодический медицинский осмотр (обследование), утверждает приказом по организации состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог, состоящий в штате данной медицинской организации и имеющий первичную подготовку по профпатологии, а членами комиссии - врачи-специалисты, имеющие сертификат специалиста-профпатолога.

3.10. Комиссия на основе анализа поименного списка лиц, подлежащих осмотру, определяет виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных и правовых актов.

3.11. При анализе фактических условий труда и определении перечня необходимых лабораторных и функциональных исследований особое внимание должно быть уделено аллергенам, канцерогенам и веществам, опасным при воздействии на репродуктивную функцию.

3.11.1. При наличии аллергенов в перечне вредных производственных факторов, представленном работодателем в поименном списке лиц, подлежащих осмотру, следует обращать более пристальное внимание на вероятность формирования у этих работников аллергических заболеваний профессиональной этиологии и, в случае обнаружения признаков аллергозов, направлять работника в центр профпатологии для решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией.

3.11.2. При наличии канцерогенов в перечне вредных производственных факторов, представленных работодателем в поименном списке лиц, подлежащих осмотру, председатель комиссии обязан поставить в известность руководителя медицинской организации о необходимости заключения соглашения о консультировании лиц с подозрениями на злокачественные новообразования в специализированном учреждении (онкологическом диспансере) непосредственно в период проведения периодического медицинского осмотра.

В случае установления у работника злокачественного новообразования он, по согласованию со специализированной медицинской организацией, до или после курса лечения должен быть направлен медицинской организацией, проводившей периодический осмотр, в центр профпатологии для решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией.

3.11.3. При наличии веществ, опасных при воздействии на репродуктивную функцию (репротоксикантов) в перечне вредных производственных факторов, представленных работодателем в поименном списке лиц, подлежащих осмотру, комиссия обязана подготовить исчерпывающие сведения о характере и особенностях репротоксического действия вещества с целью полного информирования работника, на которого воздействует это вещество.

Вопросы профпригодности к работам при воздействии репротоксикантов, за исключением медицинских противопоказаний, не рассматриваются до разработки специальных нормативно-правовых актов по медико-социальной защите репродуктивного здоровья работников. Работник на основании полученной информации, то есть в соответствии с принципами информированного риска, с учетом возраста и особенностей планирования семьи самостоятельно принимает решение о продолжении работы в контакте с репротоксикантами.