Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ магистратуры

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:

исследовательское проектирование техники;

информационные технологии в жизненном цикле морской техники;

автоматизированное проектирование морской техники;

модульное проектирование морской техники;

проектирование экологически чистых судов;

архитектурное проектирование судов;

реконструктивный дизайн и художественное конструирование;

проблемы создания инфраструктуры для освоения морских нефтегазовых месторождений;

технология разработки эксплуатации морских нефтегазовых месторождений;

техника освоения континентального шельфа;

проблемы создания промысловых комплексов для добычи морских биоресурсов;

океанотехника и морская техника для освоения арктического шельфа;

экологическая безопасность морской среды и освоение континентального шельфа;

инновационные технологии в судостроении;

управление проектами в судостроении;

современные проблемы гидроаэродинамики морской техники;

обеспечение мореходности и маневренности судов и средств океанотехники;

проектирование современных судовых движительно-рулевых комплексов;

проблемы динамики и управления движением судов;

обеспечение ледовой ходкости и маневренности ледоколов и судов ледового плавания;

проектирование судовых корпусных конструкций, систем и устройств;

обеспечение прочности и надежности морской техники при проектировании и строительстве;

автоматизированные системы выполнения проверочных работ в судостроении;

гибкие производственные системы в судостроении;

автоматизированные системы технологической подготовки судостроительного производства;

механизация и автоматизация производственных процессов в судокорпусостроении;

обеспечение точности при изготовлении судовых корпусных конструкций;

проектирование и изготовление средств технологической оснастки при изготовлении морской техники;

сюрвейерское обслуживание в судоходстве;

управление технической эксплуатацией корпусных конструкций, устройств, систем и энергетических комплексов морской техники;

научные исследования в области судового машиностроения;

конструирование изделий судового машиностроения;

технология изготовления изделий судового машиностроения;

автоматизация технической подготовки производства изделий судового машиностроения;

информационно-логистическая поддержка жизненного цикла изделий судового машиностроения;

механомонтажное и трубообрабатывающее производства судостроительных предприятий;

техническое обслуживание, реновация и утилизация изделий судового машиностроения;

морские турбоагрегаты, турбоустановки и их элементы;

энергетические установки с двигателями внутреннего сгорания и их элементы;

поршневые двигатели морских технических средств;

направления создания инновационных альтернативных источников энергии;

современные методы проектирования элементов морского энергетического оборудования;

аналитические исследования сложных характеристик рабочих тел в элементах морской техники;

методология современного прогнозирования развития науки и техники применительно к морским объектам;

обоснование технических решений при автоматизированном проектировании судовых энергетических установок;

обеспечение надежности судовых энергокомплексов;

судовые анаэробные энергетические установки;

судовые парогенерирующие агрегаты;

автоматические системы обработки информации и управления на судах и предприятиях;

системы защиты информации.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.