МНЕНИЕ

СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.А. ГАДЖИЕВА И Ю.Д. РУДКИНА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 117, ЧАСТИ 4

СТАТЬИ 292, СТАТЕЙ 295, 296, 299 И ЧАСТИ 2

СТАТЬИ 310 АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководствуясь частью второй статьи 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", оказавшись в меньшинстве при голосовании по мотивировке принятого решения, излагаем свое мнение о несогласии с большинством судей.

В пункте 3.3 мотивировочной части и в пункте 1 резолютивной части содержится конституционно-правовое истолкование оспариваемых заявителем норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оно сводится к тому, что они не должны исключать необходимость применения компетентными арбитражными судами как при решении вопроса о восстановлении срока, так и при последующем рассмотрении дела в случае восстановления пропущенного срока обоснованности доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, и не исключают возможность прекращения возбужденного производства, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, что основания для восстановления срока отсутствовали.

В этой формулировке используется термин "компетентные арбитражные суды", вносящий элемент неопределенности в акт конституционно-правового истолкования норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предметом настоящего дела являлись нормы статьи 117, части 4 статьи 292 и части 6 статьи 299 АПК Российской Федерации в части, касающейся определения порядка восстановления срока на подачу заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по ходатайству лица, не участвовавшего в деле, и последующего направления дела, в том числе в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 6 статьи 299 АПК Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации будет установлено, что при отсутствии предусмотренных статьей 304 настоящего Кодекса оснований имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального или процессуального права, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции, то есть в нижестоящий суд (при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства). И в таком порядке в кассацию из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ежегодно поступает больше сотни дел.

Определенный интерес эта процессуальная проблема приобретает и в силу того нового процессуального механизма, который появился в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 14. Согласно ему судебный акт, обжалуемый в порядке надзора, также направляется в кассацию.

Многое тут зависит от складывающейся правоприменительной практики арбитражных судов. Они должны видеть риски нарушения конституционно значимых принципов процессуального права.

Данная норма и сама по себе, и в системной связи с частью 4 статьи 292 АПК Российской Федерации может представлять при определенной судебной практике угрозу требованиям правовой определенности.

Может ли быть прекращено судом кассационной инстанции дело, если до этого судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обнаружил основание для восстановления пропущенного процессуального срока? Очевидно, что нет. Если судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что есть уважительные причины для восстановления пропущенного процессуального срока, то суд кассационной инстанции не имеет права осуществлять проверочные действия в отношении обоснованности решения, принятого судьей высшего суда, и прекратить производство по делу на том основании, что судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации необоснованно восстановил срок. Термин "высший", используемый в статье 127 Конституции Российской Федерации применительно к Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, имеет важное нормативное значение, ибо из него вытекает конституционно значимый принцип процессуального права - принцип инстанционности, в силу которого решения вышестоящего суда в пределах его компетенции должны быть обязательны для нижестоящего суда.

Как следует из материалов дела с участием ЗАО "Довод", коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации направил дело в суд кассационной инстанции для устранения допущенного нижестоящим арбитражным судом нарушения норм процессуального права - принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 288 АПК Российской Федерации). Однако у Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также имеются полномочия по устранению такого рода фундаментальных нарушений норм права, допущенных арбитражными судами: статья 304 АПК Российской Федерации в качестве одного из оснований для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, предусматривает нарушение оспоренным судебным актом прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, гарантирующим каждому право на справедливое правосудие (пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Таким образом, в случае, если лицо направило в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора с требованием об отмене судебного акта, вынесенного о его правах и обязанностях без привлечения к участию в деле, то есть выразило волю на пересмотр дела именно в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, его заявление по смыслу приведенных положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации может и не направляться в суд кассационной инстанции.

Решения о восстановлении пропущенных процессуальных сроков в надзорном производстве должны носить обоснованный (мотивированный) характер. С учетом того, что судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации), и в надзорном производстве необходимо учитывать требование о предоставлении возможности участникам процесса довести до суда свою позицию по делу и быть выслушанными арбитражным судом надзорной инстанции, поскольку закон не может программировать необоснованное или произвольное решение суда. Необходимо учитывать также принцип инстанционности в системе арбитражных судов, в силу которого ограничиваются возможности осуществления проверочных действий судами кассационной инстанции.

Итак, имея в виду требование правовой определенности, основная нагрузка в области проверки обоснованности восстановления пропущенного срока судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должна ложиться на коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии с частью 8 статьи 299 АПК Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий по принятию определения об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации прекращает производство по делу, если в процессе его рассмотрения будет установлено, что основания для восстановления срока отсутствовали.

Г.А.ГАДЖИЕВ

Ю.Д.РУДКИН