Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Правила и методы интеллектуальной деятельности

Понятие "правила и методы интеллектуальной деятельности" так же, как и два предыдущих, является собирательным.

В словарной литературе термин "интеллектуальная деятельность" определяется как умственная деятельность (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок, ум). С учетом приведенных выше определений понятий "правила" и "методы" к правилам интеллектуальной деятельности можно отнести объекты, характеризующиеся предписаниями, устанавливающими порядок осуществления умственной деятельности, а к методам интеллектуальной деятельности - объекты, характеризующиеся совокупностью приемов интеллектуальной деятельности, осуществляемых индивидуумом.

Методы выполнения интеллектуальных (умственных) операций охватывают различные виды анализа и переработки информации человеком, включая методы получения в результате таких операций нового знания, причем при осуществлении этих операций могут производиться действия над материальными объектами с помощью материальных средств.

Как правило, для характеристики объектов, представляющих собой правила и методы интеллектуальной деятельности, заявители используют признаки, относящиеся к объекту "способ", которыми описывают последовательность действий индивидуума, приемы осуществления действий, направленные на решение какой-либо интеллектуальной задачи.

Особенностью правил и методов интеллектуальной деятельности является то, что они в своей характеристике вполне могут содержать упоминание традиционно используемого при осуществлении умственной деятельности средств и предметов труда - писчей бумаги, пишущих средств, оргтехники, источников информации и др. При этом основным и, по существу, единственным критерием, позволяющим в таких случаях отличить техническое решение от объекта "правила и методы интеллектуальной деятельности", является характер получаемого результата. При осуществлении правил и методов интеллектуальной деятельности могут быть использованы средства и предметы, сопутствующие интеллектуальному труду, без изменения самих средств и предметов этого труда и характера их взаимодействия. В частности, если заявленный объект содержит характеристику выполнения умственных операций с использованием традиционного инструментария, причем это использование приводит к результату, причинно не обусловленному техническим результатом, и выражается в решении какой-либо интеллектуальной задачи, такой объект, как правило, можно рассматривать как правила и/или метод интеллектуальной деятельности.

В качестве примеров формул объектов, характеризующих правила и методы интеллектуальной деятельности, можно привести следующие формулы:

"Способ прогнозирования раннего начала курения подростка, заключающийся в том, что разрабатывают анкету, содержащую вопросы, касающиеся отношения членов семьи подростка к курению, предъявляют подростку анкету, содержащую перечень вопросов и ответов, полученным ответам присваивают балльные оценки, которые затем суммируют и на основании вычисленной суммы делают вывод о риске раннего начала курения". В качестве достигаемого результата указана возможность выявления группы подростков, предрасположенных к раннему началу курения, для последующего проведения среди них профилактических мероприятий".

"Способ формирования учебной нагрузки учащихся среднего учебного заведения начальных курсов, обучающихся на базе 9 и 11 классов общеобразовательных школ, включающий присвоение определенного количества баллов изучаемым предметам, на основании которых распределяют по дням недели уровень должной нагрузки, составляя расписание уроков".

"Способ оценки качества оказанной стоматологической помощи, основанный на анализе качества оформления медицинской документации лечебного учреждения, при котором оценивают в баллах ряд критериев по правильности и полноте заполнения амбулаторной карты без конкретных действий по исследованию последствий и результатов самого лечения".

"Способ ускоренного изучения иностранного языка, включающий определение начального уровня владения иностранным языком, по результатам которого формируют базовый набор текстовых носителей на иностранном языке со средствами их демонстрации, изучаемый материал, представленный на текстовом носителе, на каждом занятии повторяют от 3 до 6 раз, при этом занятия проводят до достижения скорости чтения от 120 до 200 слов/мин.".

"Способ обучения грамматике английского языка, включающий построение лексико-грамматических конструкций простого английского предложения, отличающийся тем, что построение лексико-грамматических конструкций содержит предварительный этап систематизации основных грамматических характеристик английского предложения, а именно: модальности, перфектности, длительности, залога, времени и типа предложения, а также включает применение игровой виртуальной модели".

В таких случаях имеются основания для вывода о том, что заявленный объект не может быть признан техническим решением, т.е. изобретением. При возникновении такой ситуации следует направить заявителю запрос или уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного в качестве изобретения объекта с соответствующими доказательствами того, что этот объект не является изобретением. В запросе могут быть приведены конкретные рекомендации по корректировке документов заявки (формулы и описания), если такая возможность имеется.

Следует, однако, иметь в виду, что, если такая формула будет представлена, окончательное решение вопроса о том, относится ли предложенное решение к правилам и методам интеллектуальной деятельности, принимается по результатам проверки, проведенной в соответствии с положением абзаца четвертого подпункта 1 пункта 24.5 Регламента ИЗ, предусматривающего проверку принципиальной патентоспособности с учетом выбранного прототипа (см. также раздел 3.3.4 настоящих Рекомендаций).