1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Укрупненные нормативы (нормы) времени рекомендуются для применения на автотранспортных предприятиях народного хозяйства.

Нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих и установления нормированных заданий слесарям по ремонту автомобилей, слесарям по топливной аппаратуре, аккумуляторщикам, медникам, жестянщикам, кузнецам ручной ковки, ремонтировщикам резиновых изделий, обойщикам, малярам и мойщикам.

Нормы времени могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с "Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования" (М., "Экономика", 1987).

1.2. В сборнике представлены нормы времени на ремонт автомобилей марки "Москвич" различных модификаций, т.е. автомобилей с кузовом седан ("Москвич"-2140), с кузовом универсал ("Москвич"-2137, Иж-21251) и с кузовом фургон (Иж-2715).

В основу разработки укрупненных нормативов (норм) времени были положены следующие материалы:

- Отраслевые типовые нормы времени на ремонт автомобилей "Москвич"-2140 в условиях АТП (М., Минавтотранс РСФСР, 1988);

- Технологические процессы текущего ремонта автомобиля "Москвич", разработанные автотранспортными предприятиями концерна Главмосавтотранс;

- "Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве", М., НИИ труда, изд. 1987 г.;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; выпуски 1, 2, М., Машиностроение, 1988;

- хронометражные наблюдения и фотографии рабочего дня, проведенные в условиях автотранспортных предприятий;

- каталоги, справочные материалы.

1.3. Нормы времени даны на единицу объема работы, подлежащей выполнению одним исполнителем, указаны в человеко-часах, определены аналитически-исследовательским методом и рассчитаны по формуле:

К

Нвр = Топ х (1 + ---),

100

где:

Топ - оперативное время на операцию, чел.-час.;

К - сумма времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные потребности в процентах от оперативного времени.

На основании анализа одноименных затрат времени, определенных с помощью фотографии рабочего дня, проведенных в производственных условиях автотранспортных предприятий, данная величина "К" составляет в среднем 13%. Затраты времени в зависимости от вида выполняемой работы представлены в таблице N 1.