Развитие социальной инфраструктуры федерального значения, меры государственной политики по привлечению и закреплению населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе

Развитие социальной инфраструктуры федерального значения,

меры государственной политики по привлечению и закреплению

населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе

К ключевым факторам развития социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе относятся особенности системы расселения, природные условия, особенности сформировавшейся сети учреждений сферы услуг, траектория социально-экономического развития в 1990 - 2000 годы.

Низкие зимние температуры, продолжительная зима, обилие снега в южных и восточных частях Дальнего Востока и в Байкальском регионе, вечная мерзлота в северных и западных частях Дальнего Востока определяют повышенные издержки коммунального хозяйства, что сказывается на экономике всех отраслей сферы услуг.

Для системы расселения характерна крайне низкая плотность населения в целом (1,2 человека на кв. км, что в 7 раз ниже, чем в среднем по России). Ярко выражены пространственные диспропорции в плотности населения: в южной части Приморья она приближается к значению 20 человек на кв. км, а в сельской местности превышает отметку 1 человек на кв. км только там, где природные условия позволяют заниматься земледелием, - южные низменные территории, долинные комплексы и межгорные котловины. Повышена роль крупных городов как опорных элементов системы расселения (в них концентрируется до 80 процентов населения), среди которых выделяются крупнейшие агломерации - владивостокская, хабаровская и иркутская.

Гигантские расстояния и суровые природные условия определяют наличие изолированных локальных систем расселения, в которых должна присутствовать вся необходимая социальная инфраструктура, даже несмотря на небольшую численность населения.

Суммарная численность населения Дальнего Востока и Байкальского региона составляет более 11 млн. человек (7,8 процента общей численности населения Российской Федерации). С 1991 года численность населения территории Дальнего Востока и Байкальского региона начала сокращаться, причем депопуляция значительно опережала среднероссийские темпы. Основной причиной сокращения численности населения является миграция, на которую накладываются неблагоприятные тенденции естественного движения населения (превышение смертности над рождаемостью). За период 1991 - 2007 годов субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальнего Востока, потеряли полтора миллиона человек, из которых на миграционный отток пришлось более 1,3 млн. человек. За тот же период в Байкальском регионе потери населения составили около 600 тыс. человек.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе главными условиями развития Дальнего Востока и Байкальского региона станут сохранение и развитие трудовых ресурсов посредством эффективного внутреннего перераспределения трудовых ресурсов, привлечения и закрепления кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, повышения качества рабочей силы.

Целью развития социальной инфраструктуры является создание системы доступного и высококачественного высшего образования, повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, поддержка формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, обеспечения досуга, а также содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения. При этом качество и доступность услуг должны превышать среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения.

Государственная политика в сфере образования на территории Дальнего Востока и Байкальского региона будет нацелена на обеспечение доступности дошкольного образования, повышение качества общего образования, восстановление системы начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного образования, развитие высшего образования. Кроме того, будет сформирована система непрерывного образования.

Ключевое направление развития системы образования связано с внедрением результатов комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2009 годах за счет распространения образцов лучшей практики, полученных регионами - участниками комплексных проектов модернизации образования (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Амурская область и Еврейская автономная область). Лучшая практика включает механизмы поддержки лидеров образования, внедрение новых экономических механизмов в сфере образования, стимулирование инноваций, в том числе:

введение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех уровней;

государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;

внедрение современных образовательных технологий;

развитие сети федеральных и национальных исследовательских университетов;

поддержка проектов комплексной модернизации региональных систем образования.

Необходимо масштабное внедрение новых управленческих технологий проектного менеджмента, включая:

разработку плана комплексной модернизации региональных систем образования Дальнего Востока и Байкальского региона с обязательствами по достижению индикаторов и показателей качества;

создание региональных стратегических команд, которые несут ответственность за реализацию стратегии достижения запланированных результатов;

использование механизмов софинансирования из федеральных, региональных и муниципальных источников, а также современных технологий государственно-частного партнерства в образовании;

формирование новой нормативной правовой базы - принятие документов, обеспечивающих институционализацию изменений в соответствии с намеченными целями, поставленными задачами и стратегией реализации;

подготовку кадров и повышение квалификации администраторов образовательных учреждений, педагогических кадров и общественных управляющих, консультационное, методическое и информационное сопровождение;

сквозной электронный мониторинг, обеспечивающий доступность и прозрачность информации, предоставляемой образовательными учреждениями, муниципалитетами и регионами.

Общей проблемой для всех звеньев системы образования на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе является износ основных фондов, высокая доля зданий, находящихся в аварийном состоянии. Износ оборудования в школах приближается к 70 процентам, значительное число школ - это помещения, капитальный ремонт в которых не производился более 50 лет. На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе будут предусмотрены строительство и реконструкция объектов образования за счет средств бюджетов всех уровней на условиях софинансирования. Новые здания будут отвечать современным требованиям, в том числе по противопожарной безопасности и сейсмостойкости.

Ввиду низкой плотности транспортной инфраструктуры в регионах Дальнего Востока и Байкальского региона, а также значительного расстояния между населенными пунктами необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Высокое значение имеет привлечение в отрасль квалифицированных специалистов. Особое внимание будет уделено развитию на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе системы подготовки педагогических кадров.

В сфере образования будут решаться задачи компьютеризации и интернетизации образовательных учреждений, развитие вариативности образовательных программ.

В дальнейшем будет продолжено внедрение механизмов экономического стимулирования оптимизации расходов образовательных учреждений на коммунальные услуги от проводимых энергосберегающих мероприятий (повышение теплозащиты зданий образовательных учреждений, учет тепловой энергии, водоснабжения, реконструкция систем энерго- и теплоснабжения). Для решения проблемы энергетической безопасности образовательные учреждения в отдаленных сельских населенных пунктах будут оборудованы автономными мини-котельными.

Для обучения детей коренных малочисленных народов Севера необходимо развивать модель кочевой школы, позволяющую не отрывать детей от семьи и традиционного образа жизни и вместе с тем обеспечить их подготовку к получению дальнейшего образования. Требования к моделям получения образования, обеспечивающие права детей на качественное образование в малых и труднодоступных поселениях, должны включать условия сохранения языков и культуры этносов. Для этого необходимо принять меры по формированию моделей образовательных учреждений, ориентированных на этнонациональную специфику. Важно обеспечить условия, при которых ребенок, осваивая знания во всем многообразии окружающего мира, сохранял традиционный уклад жизни, познавал национальную социально-экономическую культуру в ее бытовой (повседневной), праздничной (игровой) и трудовой формах. Образование должно учитывать особенности этнической психофизиологии и психологии через организацию режима жизнедеятельности школы, взаимодействие ребенка с учителем, разработку нового содержания и технологий образования, качество питания.

Повышение доступности дошкольного образования будет достигаться за счет гибкости образовательных программ, включающих группы кратковременного пребывания и группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях. Для незащищенных слоев населения будет введена система субсидирования оплаты дошкольного образования.

На территориях с высокой плотностью населения развитие системы дошкольного образования будет ориентироваться на снижение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях и повышение комфортности пребывания в них. Эти задачи будут решены за счет строительства комфортабельных детских садов, отвечающих современным требованиям.

Необходимо создание интегрированных образовательных учреждений, объединяющих учреждения дошкольного, общего, дополнительного образования, интернат для детей-сирот и учащихся из отдаленных населенных пунктов численностью менее 100 жителей.

В учреждениях общего образования на территории Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо привлечение высококвалифицированных преподавателей на контрактной основе. Непременным условием повышения качества образования является высокий уровень оплаты труда педагогов и других работников образовательных учреждений, который способен обеспечить приход в школу кадров высокой квалификации, конкурентных на рынке труда. Стоит отметить особую социальную роль учителей в труднодоступных и отдаленных местах.

Развитие системы общего среднего образования на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе потребует формирования сети базовых школ и их филиалов с подвозом учащихся в сельской местности, повышения материально-технического обеспечения школ, включая оснащение сети базовых школ необходимым оборудованием, развития профильного обучения и расширения сферы дополнительного образования школьников.

Обеспеченность школами (число мест) при введении системы обучения в одну смену должна увеличиться на 600 тыс. мест.

Ключевым направлением развития общего образования является развитие дистанционного обучения.

Развитие системы начального и среднего профессионального образования должно ориентироваться на потребности рынка труда. Для этого будет модернизирован процесс обучения с использованием прогрессивных образовательных технологий (обучающих программ, моделирующих работу на реальном оборудовании, дистанционного обучения и других).

Важным направлением сохранения и использования потенциала среднего профессионального образования является преобразование и интеграция соответствующих учреждений в многоуровневые и многофункциональные образовательные системы, интеграция профессионального образования и отраслевых предприятий с необходимой лабораторной и производственной базой, центрами переподготовки и повышения квалификации кадров, а также центрами дистанционного профессионального образования.

Развитие сети трубопроводного транспорта на территории региона, в том числе строительство Восточного нефтепровода по трассе Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) - бухта Козьмино (Приморский край), потребует привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров с высшим и средним специальным образованием, подготовленных на базе имеющихся учебных заведений. Так, в частности, на объектах Восточного нефтепровода будут востребованы операторы нефтеперекачивающих станций, слесари по ремонту технологических установок, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромеханики по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, линейные трубопроводчики, слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

Развитие системы высшего образования на территории Дальнего Востока и Байкальского региона связано с созданием крупнейших образовательных центров, способных обеспечить прорыв в инновационных технологиях, одним из которых является Дальневосточный федеральный университет.

Помимо этого ведущую роль в системе высшего образования Дальнего Востока и Байкальского региона будут играть Азиатско-Тихоокеанский политехнический университет, созданный на базе Тихоокеанского государственного университета, который внесет существенный вклад в создание кадровой основы технологической модернизации промышленности, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск), который обеспечит транспортную отрасль Дальневосточного региона высококвалифицированными кадрами, и Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. Дальневосточный государственный медицинский университет (г. Хабаровск) обеспечит регион квалифицированными медицинскими кадрами и будет играть роль инновационного образовательного центра в медицине.

В Амурской области получат развитие Дальневосточный государственный аграрный университет (г. Благовещенск) как центр научного и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа, Амурская государственная медицинская академия (г. Благовещенск) как инновационный образовательный центр в медицине. В Еврейской автономной области будет развиваться государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия", выпускающая специалистов в сфере педагогики, социологии, экономики и управления, журналистики, туризма, дизайна. Подготовка управленческих кадров из числа молодежи, проживающей на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, будет осуществляться Байкальской международной бизнес-школой (г. Иркутск).

Инновационное развитие высокотехнологичных отраслей экономики Дальнего Востока и Байкальского региона будет опираться на Байкальский центр нанотехнологий (г. Иркутск) и Восточно-Сибирский научно-образовательный комплекс (г. Улан-Удэ).

Система подготовки кадров в сфере культуры и искусства представлена такими образовательными учреждениями, как учреждения дополнительного образования детей (в ведении муниципальных образований субъектов Российской Федерации), учреждения среднего профессионального образования (в ведении субъектов Российской Федерации и одно учреждение федерального подчинения - Иркутский техникум кино и телевидения), учреждения высшего профессионального образования федерального подчинения - Дальневосточная государственная академия искусств, Хабаровский государственный институт искусств и культуры, Арктический государственный институт искусств и культуры, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств. Указанные образовательные учреждения обеспечивают подготовку кадров по широкому спектру специальностей группы "культура и искусство", а также смежных с ней групп. В дальнейшем предполагается расширение спектра реализуемых специальностей в зависимости от потребности отраслевого рынка труда в специалистах.

В целях закрепления выпускников высших учебных заведений в учреждениях культуры Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо увеличить объем целевой подготовки специалистов в образовательных учреждениях культуры и искусства на основе трехсторонних договоров образовательных учреждений, работодателей и обучающихся для дальнейшего трудоустройства выпускников и обеспечения им социальных гарантий.

Полноценное обеспечение населения услугами образования в сфере культуры и искусства потребует наращивания материальной и технологической базы высших учебных заведений Дальнего Востока и Байкальского региона.

Целью развития системы здравоохранения является увеличение продолжительности жизни населения, снижение младенческой, детской и материнской смертности, снижение уровня заболеваемости.

Модернизация объектов медицинской инфраструктуры должна происходить в направлении снижения объема коечного фонда и создания на высвободившихся площадях палат повышенной комфортности и дневных стационаров, обновления технической базы, реализации рациональных походов к процессам профилактики заболеваний, внедрения эффективных механизмов экономического стимулирования организаций здравоохранения и их сотрудников. Реконструкция или строительство новых зданий взамен зданий с высокой степенью износа должны соответствовать современным требованиям, в том числе по противопожарной безопасности и сейсмостойкости.

Также необходимо создание организационной системы, предусматривающей:

возможность своевременного поступления пациента в лечебно-профилактическое учреждение, аккредитованное для оказания качественной медицинской помощи при конкретном заболевании или патологическом состоянии, то есть оснащенное необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам медицинской помощи;

возможность продолжения лечения в других медицинских учреждениях (поэтапное долечивание и реабилитация, вторичная профилактика, санаторно-курортное, восстановительное лечение) или на дому до достижения наилучшего результата (выздоровление, функциональное восстановление).

Для формирования организационной системы, гарантирующей доступность и качество медицинской помощи, необходимо:

четкое распределение функциональных обязанностей лечебно-профилактических учреждений, подтвержденное аккредитацией их к конкретным видам медицинской деятельности;

интеграция всех лечебно-профилактических учреждений (амбулаторно-поликлинических, скорой помощи, стационаров) в единую систему оказания медицинской помощи с определенными маршрутами потоков больных, организацией необходимой этапности ведения пациента.

Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счет создания 2 центров высоких медицинских технологий федерального уровня, расположенных в 2 крупнейших агломерациях Дальнего Востока. К таким центрам относятся Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (г. Хабаровск) мощностью около 6 тыс. операций в год и Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (г. Владивосток) мощностью до 5 тыс. операций в год.

Региональные учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, будут связаны с федеральными центрами с помощью современных телемедицинских технологий. За счет средств федерального бюджета также планируется создание межрегиональной телемедицинской системы, обеспечивающей мониторинг и управление эпидемиологической ситуацией на территории дальневосточных регионов России.

Целью развития системы здравоохранения должно стать преломление тенденций естественной убыли населения (снижение уровня смертности в трудоспособном возрасте, снижение младенческой, детской и материнской смертности) и снижение уровня заболеваемости.

В связи со спецификой заболеваемости на Дальнем Востоке и Байкальском регионе, а также с интенсивным миграционным обменом с приграничными государствами особое значение приобретет борьба с распространением туберкулеза. Важнейшей задачей является обеспечение широкого охвата населения рентгенологическими исследованиями, в том числе за счет передвижных флюорографов (на базе колесной и гусеничной вездеходной техники, а вдоль железнодорожных веток - на базе специализированного железнодорожного транспорта), возможностей для изоляции и лечения лиц с открытыми формами туберкулеза в специальных лечебных учреждениях.

В региональных центрах и в других крупных городах будут развиваться клинико-диагностические центры. Такие центры включают в себя профильные клинические отделения, поликлинические амбулатории, дневные стационары, диагностические и лабораторные отделения, реабилитационные центры. Клинико-диагностические центры станут центрами телемедицинской системы, которая свяжет их с сетью поликлиник и центров общей (семейной) практики.

В каждом региональном центре будут созданы современные перинатальные центры, располагающие высокотехнологичным оборудованием и квалифицированными кадрами. В перинатальном центре должно проводиться наблюдение, диагностика, лечение и послеродовое сопровождение матерей и новорожденных.

На межрайонном уровне в центрах зон опережающего экономического роста будут созданы медицинские центры, связанные с клинико-диагностическими центрами (посредством телемедицинской системы) и специализированными диспансерами (кардиологический, психотерапевтический, наркологический и противотуберкулезный). Межрайонные центры станут базами санитарной авиации, обеспечивающей быструю доставку пациентов из удаленных районов к месту лечения.

Основной функцией учреждений здравоохранения районного уровня является амбулаторная помощь. Кроме того, задачами районных центров (мест размещения выездных бригад скорой медицинской помощи) являются проведение углубленных осмотров населения (особенно женщин и детей), выявление хронических форм патологии, оказание консультативной и лечебно-профилактической помощи. Важным направлением развития здравоохранения станет поставка в районные больницы и станции скорой помощи медицинской техники, совместимой с телемедицинскими технологиями, а также оснащение современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения.

Дальнейшее развитие получит институт врачей общей (семейной) практики, владеющих основными диагностическими и лечебными навыками по наиболее распространенным заболеваниям. Центры общей (семейной) практики будут расположены во всех центрах сельских поселений. В зоне ответственности врачей общей (семейной) практики будет находиться один или несколько фельдшерско-акушерских пунктов.

Медицинское обслуживание населения труднодоступных и небольших по численности северных, в том числе национальных, сел будет осуществляться силами выездных медицинских бригад.

В вахтовых поселках, расположенных в пределах транспортной доступности центров зон опережающего экономического роста, необходимо создать медицинские пункты неотложной (в том числе стоматологической) помощи. Для удаленных и труднодоступных вахтовых поселков необходима организация центров общей (семейной) практики и врачебной амбулатории с современным оборудованием.

Для обеспечения подготовки и закрепления кадров в регионах Дальнего Востока и Забайкалья в первую очередь необходимо принять меры по обеспечению современного медицинского обслуживания, образования, повышения квалификации кадров. Эффективное решение этих задач с учетом большой территориальной распределенности и дефицита высококвалифицированных кадров может быть выполнено за счет широкого применения дистанционных технологий в медицине (телемедицина). Особенно это актуально для приграничных районов.

Учитывая недостаточную укомлектованность учреждений здравоохранения регионов Дальнего Востока медицинскими кадрами, необходимо увеличить объемы целевой подготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием путем заключения трехсторонних договоров между образовательными учреждениями, органами управления здравоохранением и обучающимися с последующим закреплением молодых специалистов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Внедрение современных технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных потребует укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Перспективным для региона является развитие биотехнологий с использованием природного сырья, особенно с учетом традиций этого направления в соседних странах. С целью проведения научных исследований с применением современных биотехнологий необходимо предусмотреть проведение комплекса мероприятий по модернизации материально-технической базы научных организаций и учреждений высшего профессионального образования.

Кроме того, на Дальнем Востоке развиты некоторые виды народной медицины, связанные с имеющимися природными богатствами (на основе жень-шеня в Приморском крае и оленеводства - в северных районах Дальнего Востока, центр восточной медицины в г. Улан-Удэ). Развитие методов народной медицины должно органично сочетаться с развитием системы здравоохранения, историческими аспектами и спецификой конкретных территорий.

Расширение научных исследований по изучению влияния природных факторов Дальнего Востока и Байкальского региона на организм человека, по разработке лекарственных средств на основе местного сырья растительного и животного происхождения будет способствовать использованию достигнутых результатов в области здравоохранения.

В настоящее время спрос населения Дальнего Востока и Байкальского региона на качественные услуги во всех областях культуры и искусства не удовлетворяется учреждениями культуры. Мониторинг кадровой ситуации в отрасли показывает, что уровень обеспеченности профессиональными кадрами низок и составляет от 60 процентов до 70 процентов, при этом доля специалистов, имеющих высшее образование по специальностям культуры, колеблется от 15 до 20 процентов. В нынешнем состоянии учреждения культуры не в состоянии поддержать возникающие в обществе тенденции к культурному возрождению.

В ближайшие годы разнообразие этнического и конфессионального состава населения Дальнего Востока и Байкальского региона будет нарастать в связи с миграционными процессами. В этих условиях особое значение приобретает поддержка национальной идентичности, главным образом коренных малочисленных народов Севера. Возрастет важность поддержания и развития традиционной культуры как основы для формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох.

В результате, с одной стороны, важно обеспечить поддержку носителей и хранителей народных традиций, а также популяризацию и продвижение народного творчества, с другой стороны, необходимо воспитание членов этнокультурных сообществ в духе взаимопонимания и ненасилия.

Целью развития сферы культуры на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе является развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности в отдельности.

Для достижения указанной цели необходимо создать условия для равной доступности культурных благ и услуг, а также образования в сфере культуры и искусства для населения Дальнего Востока и Байкальского региона, сформировать систему нравственных ценностей, включающую основополагающие принципы взаимоотношений - духовность, патриотизм и толерантность.

Решение этих задач потребует принятия комплексных мер, направленных на сохранение традиционной народной культуры Дальнего Востока и Байкальского региона как базового элемента государственной политики по сохранению культурного наследия России, создание условий для патриотического воспитания граждан, сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства.

В рамках развития культуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона предполагается реализация таких федеральных проектов, как создание федерального государственного музея "Морская крепость "Владивосток" с центром формирования государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечения сохранности музейных предметов и коллекций по Дальневосточному федеральному округу в структуре музея, Арктического государственного института культуры и искусств (г. Якутск), а также содействие в строительстве нового здания Приморской государственной публичной библиотеки им. А.М. Горького в г. Владивостоке с целью создания современной системы книгохранения и обслуживания читателей, обеспечение деятельности филиала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, театра оперы и балета во Владивостоке, театра "Олонхо" в г. Якутске.

Предполагаются строительство и реконструкция зданий, модернизация материально-технической базы учреждений культуры регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, приведение ее в соответствие с современными требованиями, а также с мировыми стандартами, увеличение объемов реставрации объектов культурного наследия, комплектование фондов библиотек на различных носителях, включая электронные, обеспечение сохранности музейных, архивных и библиотечных фондов, увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок), строительство многофункциональных культурных комплексов, в том числе передвижных.

Путем подключения к сети Интернет будет осуществляться поэтапное обеспечение доступа региональных и муниципальных библиотек к электронному ресурсу крупнейших библиотек страны (включая Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина) и мира.

Получат широкое распространение сети кабельного телевидения, спутникового телевещания, в том числе интерактивного, и другие современные формы инновационной культурной деятельности и новейших перспективных достижений научно-технического прогресса.

Государственная политика в сфере работы с молодежью будет ориентирована на развитие программ социального просвещения по всем вопросам жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.), расширение сети учреждений по работе с молодежью, оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработку специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развитие молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, реализацию программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта будет ориентирована на повышение интереса жителей Дальнего Востока и Байкальского региона к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни.

В 2008 году на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе доля регулярно занимающихся спортом составила 14,7 процента численности населения, что ниже общероссийского показателя на 1,2 процентного пункта. По субъектам Российской Федерации этот показатель различается более чем вдвое: от 9,8 процента в Камчатской области до 19,2 процента на острове Сахалин и 20,2 процента в Чукотском автономном округе. Для увеличения вовлеченности населения в регулярные занятия спортом будут развиваться социальные программы по обеспечению льготных и бесплатных занятий спортом для малообеспеченных категорий граждан, активно использоваться интегрированные маркетинговые коммуникации по продвижению ценностей физической культуры, широкому освещению спортивных мероприятий, развитию активного досуга и отдыха населения. Увеличение числа спортивных мероприятий для населения, предусматривающих многоэтапную систему отбора (двор - микрорайон - город - область - округ - Российская Федерация - международный уровень).

Для повышения комфортности среды обитания будут использоваться меры государственного регулирования и поддержки комплексной застройки населенных пунктов с созданием рекреационных и спортивных зон площадью 1,5 - 5 га в жилых микрорайонах и пригородах областных и районных центров. В спортивных зонах планируется размещать:

многофункциональные спортивные комплексы для организации соревнований по водным, зимним и игровым видам спорта, а также для массовых занятий физической культурой;

комплексы плоскостных спортивных площадок для занятий спортом молодежи, семей, пенсионеров, инвалидов;

загородные комплексы (парки) активного досуга, с местами проживания и рекреации населения на коммерческой основе.

Кроме того, будут внедряться повышенные требования к нормам обеспеченности образовательных учреждений всех типов спортивной инфраструктурой. Сертифицированное образовательное учреждение будет иметь спортивный зал и открытую спортивную площадку (стадион). Для обеспечения соревновательного процесса будут развиваться сети межшкольных спорткомплексов и университетских спортгородков, специализированных на наиболее популярных среди учащихся видах спорта.

С целью создания условий для массовых занятий спортом в пределах шаговой доступности от мест проживания, работы и учебы населения будут поддерживаться инициативы жителей, органов местного самоуправления и общественных организаций по развитию придомовой спортивной инфраструктуры (создание дворовых спортплощадок, перепрофилирование неиспользуемых нежилых помещений в спортивные объекты).

Государственная политика в сферах культуры, физической культуры и спорта, на проведение которой региональными и местными властями на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе будут направляться федеральные ресурсы, предусматривает повышение к 2025 году не менее чем вдвое обеспеченности населения объектами культурной и спортивной инфраструктуры.

В целях реализации государственной политики по вопросам социальной поддержки населения Дальнего Востока и Байкальского региона будут обеспечены государственные гарантии социально уязвимым категориям граждан, получит развитие рынок социальных услуг, будет реализован ряд мероприятий, направленных на создание региональной материально-организационной базы системы социальной защиты, отвечающей современным стандартам качества жизни. Задачей социальной защиты на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе является формирование условий повышенной комфортности и доступности социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, а также семей и детей за счет повышения качества обслуживания и развития всех форм предоставления социальных услуг (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной).

Сеть учреждений социального обслуживания населения должна обеспечивать широкий спектр услуг, предоставляемых на адресной основе. Для этого будут осуществляться мероприятия по укреплению материально-технической базы, оптимизации сети учреждений, повышению эксплуатационной безопасности (включая пожаро- и сейсмоустойчивость) и энергоэффективности зданий.

Развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания будут осуществляться с широким внедрением новых организационно-правовых форм деятельности - автономных учреждений, а также путем расширения форм взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с бизнесом, в том числе в рамках государственно-частного партнерства и привлечения к предоставлению социальных услуг населению автономных некоммерческих организаций.

В целях повышения доступности и качества государственных услуг в сфере предоставления социальных выплат, мер социальной поддержки населения будут реализовываться мероприятия по автоматизации деятельности центров социальной поддержки населения с использованием новых технологий работы с базами данных, перевод на единую платформу программных комплексов, используемых при назначении социальных выплат.

Повышение качества работы с населением, увеличение числа предоставляемых государственных и муниципальных услуг, в том числе эффективное внедрение системы "одного окна", будут осуществляться в рамках деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг.

Для реализации законных прав граждан пожилого возраста и инвалидов, а также семей с детьми на получение социальных услуг различной направленности будут создаваться комплексные центры социального обслуживания населения, в том числе предлагающие обслуживание на дому, а также центры дневного пребывания. Это будет способствовать решению проблемы одиноких граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе. Предусматривается разработка и реализация системы мер, позволяющих расширить возможности для инвалидов, пожилых и малоимущих граждан получать санаторно-курортное лечение на территории края или в соседних регионах.

Планируется создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, укрепить материально-техническую базу учреждений медико-социальной экспертизы и протезно-ортопедических предприятий.

Активизируются усилия сотрудников социальной защиты и общественности по выявлению людей и семей, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации, будет расширен спектр деятельности комплексных центров социального обслуживания населения по социальной адаптации.

Ключевыми направлениями социальной защиты являются укрепление института семьи как основы стабильности общества, создание системы комплексной поддержки семьи (обеспечение жильем, работой, медицинским и социальным обслуживанием) и специализированных учреждений социальной помощи семье и детям.

В полном объеме будут осуществляться мероприятия по профилактике безнадзорности, социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, повысится качество работы с опекунскими, многодетными семьями, семьями с детьми-инвалидами, с категорией граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке. Для психически больных и детей-инвалидов с умственной отсталостью будут улучшены условия проживания в домах-интернатах.

Для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, снижения рисков правонарушений и совершения противоправных действий будут проводиться реконструкция и капитальный ремонт зданий центров социальной реабилитации, мест временного пребывания (проживания).

Для населения Дальнего Востока и Байкальского региона будет обеспечено снижение стоимости услуг авиационного и железнодорожного транспорта за счет субсидирования стоимости билетов.

Важнейшим направлением социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона является содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения.

Для решения этой задачи федеральная поддержка расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов должна применяться с повышающими коэффициентами при определении объема софинансирования из федерального бюджета, но при условии проведения регионами и муниципалитетами единой политики в социальной сфере и градостроительстве на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Градостроительная политика должна предусматривать при развитии городских агломераций и крупных городов наращивание элементов благоустройства, формирование в пригородных зонах крупных городов районов комплексной малоэтажной жилой застройки повышенной комфортности и рекреационных территорий с развитым сервисом. При формировании комфортной среды проживания необходимо обеспечивать ее доступность для инвалидов.

Для Дальнего Востока и Байкальского региона характерен крайне высокий уровень ветхого и аварийного жилья, а в отдельных регионах - жилья, не отвечающего требованиям сейсмобезопасности. Ключевым направлением решения этой проблемы является масштабное жилищное строительство. Особо сложная ситуация в связи с жилищным фондом отмечается в зоне Байкало-Амурской магистрали.

В целях создания условий для роста объемов нового жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения Дальнего Востока и Байкальского региона предусматриваются формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности, внедрение современных технологий строительства жилья в целях снижения себестоимости строительства, переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям, развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипотечного кредитования, совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий. Развитие действующих и создание новых городов в зонах опережающего роста будет осуществляться за счет привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования на основании следующих принципиальных подходов. Инфраструктурные объекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, объекты социальной инфраструктуры - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, жилищное строительство - с применением механизмов ипотечного кредитования с софинансированием за счет средств частных инвесторов, заинтересованных в закреплении высококвалифицированных кадров.

Одним из дополнительных механизмов закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе станет создание гражданам Российской Федерации, проживающим или желающим проживать на этой территории, преференций в виде однократного бесплатного предоставления земельных участков в размере до 0,3 га для индивидуального жилищного строительства.

Низким коэффициентом использования мощностей и большими потерями энергоносителей характеризуется жилищно-коммунальное хозяйство северных территорий, в том числе зоны Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в северных районах превышают средние тарифы по Дальнему Востоку и Байкальскому региону в 2 - 3 раза. Для эффективной работы жилищно-коммунальной отрасли будут осуществляться модернизация инженерной инфраструктуры, а также перевод предприятий отрасли на энерго- и теплосберегающие технологии.

Основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства станут повышение качества оказания жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек производителей услуг и, как следствие, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

Решение поставленных задач будет выполнено за счет демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, внедрения концессионных соглашений с целью привлечения частного бизнеса в отрасль, введения (расширения) добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере, проведения мероприятий по модернизации и реконструкции инфраструктурных объектов жилищно-коммунального комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона.

Будут приняты дополнительные меры по стимулированию переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.