В документ внесены Изменения N 2 и N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

7.2. Грузовые операции

7.2.1. Территория специализированного участка или причала для грузовых операций с опасными грузами должна иметь стационарное ограждение. В остальных случаях, а также на палубе судна должно устанавливаться временное ограждение. С внешней и внутренней сторон стационарного и временного ограждений с интервалом 10 - 12 м должны быть установлены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026.

При продолжительности перегрузки опасных грузов низкой степени опасности менее одной смены допускается вместо временного ограждения устанавливать стойки со знаком безопасности.

Знаки безопасности должны быть установлены также на подъездных и подходных путях к местам погрузки-выгрузки.

7.2.2. Во время грузовых операций должен соблюдаться пропускной режим к местам погрузки-выгрузки опасных грузов. Нахождение на территории участка переработки опасных грузов лиц, не связанных с проведением и обеспечением грузовых работ, запрещается.

7.2.3. Перед началом грузовых операций руководители работ должны проверить наличие у всех, участвующих в работах, средств индивидуальной защиты, свидетельств или удостоверений на право работы с опасными грузами, у членов аварийной бригады порта и аварийной партии судна - также знание порядка и средств взаимного оповещения об аварии и совместных действий по ее ликвидации.

7.2.4. Перед входом людей в грузовое помещение судна, на склад, транспортное средство или контейнер, загруженные опасным грузом, способным выделять ядовитые, едкие или воспламеняющиеся пары (газы), член аварийной партии (при перевозке груза) или аварийной бригады (перед началом грузовых операций) должен произвести контроль состава газовоздушной среды.

Такой контроль должен повторяться:

при перевозке груза - согласно указаниям, приведенным в КТРП для данного груза;

при грузовых операциях - согласно рабочим технологическим картам (РТК).

Список переносных газоанализаторов приведен в приложении 9.

Допускается применение газоанализаторов других типов, одобренных компетентными органами страны-изготовителя.

7.2.5. Контроль состава газовоздушной среды должен производиться:

не менее чем в двух точках грузового помещения судна (склада), отстоящих по горизонтали не менее чем на 10 м друг от друга;

не менее чем в одной точке (в центральной части) в контейнере или транспортном средстве.

При выборе точек замера (мест отбора проб) следует учитывать место размещения груза в грузовом помещении и плотность паров груза.

На судах, оборудованных вентиляционными системами, которые могут работать в режиме рециркуляции (по замкнутому контуру), допускается производить контроль состава газовоздушной среды путем отбора проб воздуха из вентиляционных каналов. Перед отбором проб вентиляционная система должна проработать в режиме рециркуляции не менее 0,5 ч.

7.2.6. Отбор проб газовоздушной среды может осуществляться:

через стационарную судовую систему газового анализа;

через временно установленные пробоотборные трубки (резиновые, полиэтиленовые и т.д.), один конец которых выведен из грузового помещения (грузового объема);

непосредственно в грузовом помещении (грузовом объеме).

Побудителем отбора газовой пробы может служить соответствующее устройство газоанализатора либо автономное устройство (мембранный компрессор, аспиратор и т.д.).

7.2.7. Вход в грузовое помещение для контроля состава газовоздушной среды с помощью переносных газоанализаторов допускается только в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.

При перевозке (хранении) грузов, способных выделять ядовитые пары (газы), должны применяться автономные дыхательные аппараты на сжатом воздухе или шланговые противогазы.

При первоначальном контроле входящий должен надеть предохранительный пояс с лямками и страховочным концом, второй конец которого должен находиться у наблюдающего (страхующего).

7.2.8. Запрещается входить и выполнять работы в грузовом помещении судна, на складе, в контейнере или транспортном средстве без применения средств защиты органов дыхания, если хотя бы в одной из отобранных проб:

концентрация вредных примесей превышает ПДК;

концентрация воспламеняющихся паров (газов) превышает 20% НКПВ;

концентрация кислорода менее 21% объемных.

В последнем случае вход людей допускается только в автономных дыхательных аппаратах.

При содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций (С) к ПДК каждого из них не должна превышать единицы.

7.2.9. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ грузовое помещение судна, склад, транспортное средство или контейнер с опасными грузами, способными выделять ядовитые, едкие или воспламеняющиеся пары (газы), должны быть провентилированы (проветрены) с целью снижения концентрации примесей до норм, установленных в п. 7.2.8.

Вентилирование (проветривание) должно производиться и в тех случаях, когда вредные примеси в воздухе не обнаружены. Минимальное время вентилирования - 2 ч, проветривания - 1 ч.

7.2.10. Перед входом людей в грузовое помещение судна, на склад, транспортное средство или контейнер руководитель работ должен осмотреть опасный груз через открытые люки или двери и убедиться, что упаковка груза не повреждена и отсутствуют следы россыпи или розлива груза.

Если при осмотре будут обнаружены поврежденная тара, следы россыпи или розлива груза, руководитель работ должен удалить людей на безопасное расстояние и вызвать аварийную бригаду (партию) для ликвидации аварии.

7.2.11. Грузовое помещение судна (склада) во время погрузки или выгрузки опасных грузов классов 2, 3, 6, 8, а также других грузов, характеризующихся дополнительными видами опасности классов 3, 6 или 8, должно непрерывно вентилироваться.

7.2.12. Запрещается переносить на спине и на плечах упаковки с грузами классов 1, 2, 3, 6, 7 и 8, с ядовитыми или едкими веществами других классов, а также любые жидкости в стеклянной, керамической или фарфоровой таре.

7.2.13. Ликвидация аварийных ситуаций (россыпь, розлив, загорание груза и т.д.) при грузовых операциях должна производиться: на судне - аварийной бригадой порта и судовой аварийной партией; в порту - аварийной бригадой порта.

Аварийная бригада назначается приказом начальника порта из числа опытных докеров-механизаторов, имеющих опыт работ с опасными грузами. Руководит аварийной бригадой руководитель погрузочно-разгрузочных работ.

Ликвидация аварийных ситуаций должна производиться:

на судне - в соответствии с РД 31.60.14-81. Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР (НБЖС) и Аварийными картами (приложение 7);

в порту - в соответствии с инструкциями для портов и Аварийными картами для опасных грузов.

Номер Аварийной карты для каждого опасного груза указан в приложениях 15 и 16.

7.2.14. О возникновении аварийной ситуации администрация судна или порта должна немедленно информировать:

ПТС ВОХР - при инцидентах с грузами классов 1, 2, 3 и 4, а также с другими пожароопасными грузами;

органы санитарного надзора - при инцидентах с грузами классов 6, 7 и 8, а также с другими ядовитыми или едкими веществами.

7.2.15. Сбор, ликвидация или обезвреживание остатков опасных грузов, а также грузов в поврежденной упаковке должны производиться в соответствии с требованиями, установленными в разд. 5.

7.2.16. На судах, стоящих под грузовыми операциями или перевозящих опасные грузы класса 1, подклассов 2.3, 2.4, легковоспламеняющиеся жидкости, запрещается проведение ремонтных работ с применением открытого огня, кроме работ в специально оборудованном для этой цели помещении.

При наличии на борту легковоспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки выше 23 °C ремонтные работы могут быть разрешены капитаном судна в машинных помещениях, а также в других находящихся на безопасном расстоянии местах при условии соблюдения необходимых мер безопасности и выполнении работ под непосредственным руководством и наблюдением помощника капитана или механика.