5. Определение потребительского спроса на услуги проезда по платным дорожным объектам

5. Определение потребительского спроса на услуги проезда

по платным дорожным объектам

В качестве метода определения потребительского спроса используется опрос. Опрос - это метод социологического исследования, основанный на сборе социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов.

Основными целями опроса являются:

- определение представления пользователей о наиболее приемлемом размере платы за проезд по платной дороге или дорожному объекту;

- определение оптимального значения размера платы за проезд для каждой категории транспортных средств;

- изучение и формирование общественного мнения по вопросу взимания платы за проезд;

- выявление факторов, влияющих на готовность пользователей платить за проезд;

- выявление значимости факторов экономии для различных категорий пользователей;

- подготовка рекомендаций для эксплуатирующей организации по введению различных скидок, по проведению рекламной кампании в СМИ и др.

Основными этапами проведения социологического исследования являются:

1) разработка программы;

2) подготовка плана исследования;

3) сбор, анализ и интерпретация полученных результатов.

На этапе разработки программы производится постановка проблемы (определение потребительского спроса на этапе разработки обоснования инвестиций в создание платного объекта или перевода в платную эксплуатацию действующего объекта, обоснование изменения тарифов, мониторинг общественного мнения), определяются цели и задачи исследования, производится описание объекта исследования.

Объектом исследования являются водители транспортных средств и руководители автотранспортных предприятий. Опрос водителей осуществляется путем анкетирования, руководителей автотранспортных предприятий - интервьюированием. Форма анкеты приведена в Приложении 1.

На этапе разработки программы формулируется гипотеза о наиболее приемлемых тарифах для каждой категории транспортных средств. При этом необходимо учитывать, что основная масса автовладельцев начинает пользоваться платным объектом, когда экономия от пользования платным маршрутом составит 20 - 30%. С другой стороны, реальная выгода от пользования платным объектом превышает оценки его потенциальных пользователей, данных на стадии опроса. Поэтому, как правило, фактические тарифы выше значений, выявленных в процессе опроса, так как реальную оценку всех преимуществ платного проезда пользователи дают только в процессе эксплуатации.

С учетом этих двух обстоятельств рекомендуется в анкете указывать несколько вариантов (3 - 4) значений размера платы за проезд для каждой группы транспортных средств так, чтобы эти значения составляли примерно 30, 60, 80 и 100% от экономии Э SUM, рассчитанной, как это рекомендовано в разделе 4.2. В зависимости от масштаба указанных значений они округляются до 1,5 или 10 рублей, чтобы облегчить их восприятие респондентами.

На этапе подготовки плана исследования осуществляется обоснование выборки. Так как число водителей транспортных средств весьма велико, необходимо осуществить выборку. Для обеспечения ее репрезентативности необходимо, чтобы соотношение опрошенных водителей транспортных средств установленных четырех групп соответствовало структуре транспортного потока. Число руководителей транспортных предприятий невелико, поэтому рекомендуется опросить всех или большинство из них. Общее количество анкет - 300 - 500 шт. разбивается на пять частей (четыре группы транспортных средств и пятая часть для руководителей автотранспортных предприятий). В текст шестого вопроса анкеты и в ответы на него подставляются значения, соответствующие исследуемой группе транспортных средств. В анкетах, предназначенных для руководителей автотранспортных предприятий, шестой вопрос рекомендуется излагать в следующей редакции:

"6. При проезде по платной дороге (объекту) экономия только на топливе составит для группы 1 _____ рублей;

для группы 2 _____ рублей;

для группы 3 _____ рублей;

для группы 4 _____ рублей;

экономия времени для группы 1 _____ минут (часов);

для группы 2 _____ минут (часов);

для группы 3 _____ минут (часов);

для группы 4 _____ минут (часов);

вероятность ДТП снизится на ______%. Какую сумму Вы готовы заплатить за проезд транспортного средства

группы 1 _______ рублей;

группы 2 _______ рублей;

группы 3 _______ рублей;

группы 4 _______ рублей".

На этом этапе также определяется место и время проведения опроса, персонал, проводящий опрос, а также обеспечивается поддержка подразделения ГИБДД, обслуживающего исследуемый участок дороги или дорожный объект.

Первая часть этапа сбора, анализа и интерпретации полученных результатов осуществляется непосредственно на дороге или дорожном объекте. При этом, если исследуется отношение респондентов к строящейся дороге, объектом исследования являются водители, проезжающие по тем автодорогам, транспортные потоки которых предполагается переориентировать на вновь построенную дорогу.

Транспортные средства останавливаются с помощью сотрудников ГИБДД, и водителям предлагается заполнить анкету. Допускается заполнение анкеты самим опрашивающим со слов водителя. На обратной стороне анкеты фиксируется дата, время опроса, пол и примерный возраст водителя, группа транспортного средства.

При обработке результатов опроса следует иметь в виду, что первые три вопроса анкеты относятся к фазе адаптации и призваны "завязать разговор". Четвертый и пятый вопросы информируют респондента о преимуществах привлечения дополнительных, небюджетных средств и об обязательном наличии бесплатного альтернативного маршрута для проезда в том же направлении. Наиболее важным является ответ на шестой вопрос. Седьмой вопрос относится к фазе снятия напряжения.

Заполненные анкеты распределяются по группам, для каждой из которых составляется следующая таблица.