А. Общий порядок ведения первичного учета в овцеводстве

4. Важнейшим требованием, предъявляемым к первичному учету затрат и выходу продукции в овцеводстве, является правдивое и полное отражение хозяйственных операций в системе первичной документации.

Различный состав производственных затрат и неодинаковые способы их производственного потребления обусловливают необходимость их различного документального оформления.

В целом первичный учет в овцеводстве должен обеспечить текущий контроль выполнения заданий по производству шерсти, смушек, мяса, молока, увеличению взрослого поголовья и выращиванию молодняка, контроль за рациональным использованием фонда оплаты труда, кормов и других материальных средств, а также контроль за своевременным и полным оприходованием продукции.

Первичный учет должен быть организован таким образом, чтобы на его основе управленческий персонал и, прежде всего, аппарат бухгалтерской службы мог предупреждать возможные хищения и недостачи поголовья, кормов и готовой продукции, а также устанавливать и отражать в документах потери овец от падежа и других причин и виновников этих потерь.

5. Для решения проблемы повышения действенности контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в овцеводстве необходимо сочетание возможностей способа документирования с технологическими особенностями отрасли, что должно найти отражение в рамках общей организации документооборота в соответствии с подразделом 2.5 "Примерный график документооборота" Методических рекомендаций по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Департаментом бухгалтерского учета и отчетности Минсельхоза России 16 мая 2005 г.

6. При этом принятый порядок ведения первичного учета в овцеводстве должен обеспечивать:

- полноту отражения в производственном учете овцеводства всех фактов хозяйственной деятельности. Каждый из них должен быть зафиксирован в первичном учетном документе, поскольку именно первичные документы, с одной стороны, являются подтверждением самого факта совершения хозяйственной операции, а с другой - на основании первичных учетных документов формируются бухгалтерская отчетность организации и данные о финансовом положении, осуществляется планирование и прогнозирование ее деятельности;

- выявление скрытых внутрихозяйственных резервов. Целесообразно построить систему документирования хозяйственных операций таким образом, чтобы уже в процессе оформления первичных учетных документов и тем более при составлении аналитических учетных регистров проводился анализ эффективности использования ресурсов в организации;

- отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно быть построено таким образом, чтобы оно исходило не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- тождественность данных аналитического и синтетического учета. При организации системы документирования хозяйственных операций необходимо предусмотреть систему взаимного контроля работников бухгалтерии. Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы одни бухгалтеры вынуждены были сверять данные, формируемые ими в учетных регистрах, с данными первичных учетных документов и данными учетных регистров, формируемых другими бухгалтерами. Организует эту работу непосредственно главный бухгалтер либо бухгалтер, отвечающий за составление и представление бухгалтерской отчетности внешним пользователям;

- рациональное и экономное ведение бухгалтерского производственного учета исходя из условий хозяйственной деятельности и размера организации. При организации системы документирования хозяйственных операций в овцеводстве необходимо стремиться к тому, чтобы каждая хозяйственная операция оформлялась только одним документом, а ряд однотипных операций - одним сводным документом.

7. Разработанные для применения в овцеводстве собственные формы первичных документов должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственных операций, требований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.