Рис. 23. Схема привлечения инвестиций на развитие легкой промышленности

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ЧАСТНЫЕ СРЕДСТВА │

├─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┤

│ СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА │ ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА │

│ ПРЕДПРИЯТИЙ │ │

├─────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│- нераспределенная прибыль; │- кредиты отечественных и иностранных │

│- амортизационные отчисления;│ банков; │

│- эмиссия ценных бумаг │- средства от выпуска корпоративных │

│ │ облигаций; │

│ │- лизинг; │

│ │- средства инвестиционных фондов; │

│ │- прочие средства │

└───────┬─────────────────────┴─────────────────────────────────┬─────────┘

│ │

│ │

│ (─────────────────────────────────────────) │

│ (Механизмы привлечения финансовых ресурсов) │

└──────>( для развития легкой промышленности )<────┘

(─────────────────────────────────────────)

/\

┌────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐

│ Формы участия государства: │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│- участие государства в финансировании пилотных инвестиционных проектов; │

│- средства Инвестиционного фонда России, Внешэкономбанка, │

│ Россельхозбанка; │

│- государственные гарантии по защите частных инвестиций; │

│- средства государственных инвестиционных корпораций (фондов); │

│- частно-государственное партнерство │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 23. Схема привлечения инвестиций на развитие

легкой промышленности

- внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств предприятий - исполнителей Стратегии, с возможным привлечением средств российских и иностранных инвесторов, а также займов и коммерческих кредитов, стратегических и портфельных инвестиций. В этом плане научными организациями проработан вопрос с бизнесом - потенциальным потребителем своей продукции по интересующим их направлениям в области создания нового ассортимента, новых технологий их изготовления, формирования материалов информационного характера и других видов услуг. Помимо участия в финансировании эффективных научных разработок, предприятия готовы предоставлять научным организациям свои производственные площади, технологическое оборудование, сырье, трудовые и эксплуатационные ресурсы для отработки технологий, выработки опытных образцов и опытных партий новых продуктов. В денежном выражении эти услуги могут составить (как показала практика) 80 - 90 процентов суммы внебюджетного финансирования НИОКР;

- средств федерального бюджета в формах и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", и долгосрочных прогнозируемых решений в области федерального бюджета:

- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на закупку сырья, технологического оборудования и запасных частей к нему в объеме 300 млн. руб. ежегодно до 2012 года и, по результатам анализа эффективности данного механизма, с их доведением к 2020 году - до 850 млн. рублей;

- стимулирование экспортеров продукции в объеме 50 млн. руб. ежегодно до 2012 года и с их доведением к 2020 году - до 100 млн. рублей;

- бюджетное финансирование НИОКР (на конкурсной основе) в объеме от 83 млн. руб. в 2009 году и их увеличением до 160 млн. рублей в последующие годы, начиная с 2012 года в пределах возможностей федерального бюджета.

- "амортизационных премий", позволяющих относить расходы текущего налогового периода, расходы на приобретение основных средств и прочие расходы на капитальные вложения в размере до 30 процентов их стоимости до начала исчисления амортизации, а также схемы лизинга при смешанном финансировании лизинговых операций.

Значительным источником возможного дополнительного объема инвестиций должны стать средства крупных корпоративных структур, региональные "кластеры", включающие в себя предприятия, на базе которых возможно формирование законченных технологических цепочек от сырья до выпуска наукоемкой продукции высоких переделов, а также ведомственные целевые и региональные программы.

Решение поставленных в Стратегии задач потребует усиленной поддержки и со стороны субъектов Федерации, которые имеют больше возможностей по оказанию прямой финансовой поддержки реализуемым в отрасли проектам.

Объемы бюджетного финансирования, собственных и привлеченных инвестиционных средств, а также средств иных источников уточняются ежегодно и предусматриваются в Плане мероприятий реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и в соответствующих бюджетах.

Кроме того, чтобы решить весь комплекс проблем, накопившийся в легкой промышленности, и в достаточной мере осуществить крайне необходимую модернизацию и техническое перевооружение производств (что, как показал анализ предприятия отрасли самостоятельно решить не в состоянии) потребуется применение дополнительных адекватных методов и механизмов решения по финансовому обеспечению реализации Стратегии. Во-первых, необходимо изменить инвестиционную политику государства по отношению к легкой промышленности, в сторону возможного увеличения объемов инвестиций в основной капитал отрасли.

Во-вторых, необходимо объединить усилия государства и российского бизнеса по реализации Стратегии в целях преобразования легкой промышленности в индустриально развитый промышленный комплекс, в повышении его роли в реализации национальных приоритетов. Предлагаемая в рамках этого направления модель развития инвестиционного механизма основана на принципах тесного взаимодействия государства и частного бизнеса, позволяющего эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов на необходимых инновационных направлениях и мотивированность частных собственников в отношении конечных результатов бизнеса.

Финансовые ресурсы, необходимые для развития по данному направлению, окажутся примерно такими же, что и при реализации первого направления, однако нагрузка на бюджет может быть существенно снижена за счет все возрастающего финансирования пилотных инвестиционных проектов на основе развития частно-государственного партнерства с привлечением ресурсов инвестиционных институтов развития, с участием ОАО "Россельхозбанк" и государственной корпорации "Внешэкономбанк".

По сравнению с первым направлением существенно повышается вероятность более эффективного управления финансовыми ресурсами и активами за счет вовлечения высокопрофессиональных менеджеров, работающих в негосударственном секторе экономики.

В-третьих, необходимо обеспечить стабильность получения кредитов на техническое перевооружение и модернизацию предприятий, имеющих положительные экономические показатели и устойчивый имидж надежного делового партнера. Кредиты должны быть долгосрочными по времени и прогрессивными по условиям кредитования (в настоящее время вследствие высокого износа основных фондов и отсутствия залоговой стоимости предприятия не имеют возможности получить полноценный кредит на эти цели, особенно в условиях мирового кризиса).

Оценка эффективности расходования бюджетных средств определяется фактическим достижением целевых индикаторов и показателей реализации Стратегии и ее мероприятий, а также реальным экономическим эффектом, возникающим как за счет роста налоговых поступлений от увеличения объемов продаж, так и за счет платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

В 2020 году прибыль предприятий легкой промышленности увеличится по сравнению с уровнем 2008 года в 4,8 раза и составит 30,1 млрд. рублей (инновационный вариант), что обеспечит:

налоги, поступающие в бюджет за 2009 - 2020 годы - 523,36 млрд. рублей;

бюджетный эффект - 3,7 млрд. рублей;

срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств (федеральных и субъектов Федерации) по налоговым поступлениям - около 6-и месяцев.

Показатели бюджетной эффективности, рассчитаны как разница прогнозируемых объемов продаж с учетом привлечения средств федерального бюджета на реализацию Стратегии по уже принятым решениям (инерционный вариант) и расширением инвестиционного участия государства в бюджетном финансировании пилотных инвестиционных проектов и ВИП-проектов на основе частногосударственного партнерства.

Следует учитывать, что бюджетный эффект от реализации Стратегии будет получен не столько в сроки реализации ее мероприятий, сколько за ее пределами, поскольку не все выполненные научно-исследовательских работы могут быть внедрены в реальное производство в период реализации Стратегии, часть разработок (хотя и меньшая) будет освоена после 2020 года. Не сразу будет получен эффект и от реализации пилотных инвестиционных проектов, так как выход предприятий на полную производственную мощность возможен в течение двух-трех лет после их завершения.

В любом случае инвестиционная поддержка со стороны государства процесса технического перевооружения, модернизации производства и развития отраслевой науки эффективна и своевременна, так как если этого не будет, то не будет устойчивой динамики развития легкой промышленности и возможности, чтобы занять достойное место в экономике страны и в мировой интеграции товаропроизводителей; не выполненными будут и поручения Президента Российской Федерации в части активизации инновационного и инвестиционного процесса в отрасли, повышения ее конкурентных преимуществ.