14. Арбитражная практика

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2008 по делу А12-2737/08-С37 (извлечение)

Перевозка грузов наливом в цистернах регулируется "Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума", утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 25. Согласно п. 3.11 указанных Правил после слива груза из цистерны грузополучатель обеспечивает очистку наружной поверхности котла цистерны, ходовых частей, тормозного оборудования и восстановление до отчетливой видимости знаков, надписей и трафаретов на котле. Согласно п. 4.7 Правил перевозка порожних цистерн из-под слива груза осуществляется по пересылочным накладным, заполняемым в соответствии с разделом 8 "Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ N 39 от 18.06.2003.

В соответствии с п. 8.3 Правил заполнения... после слива груза грузополучатель оформляет пересылочную накладную на каждую порожнюю цистерну и предъявляет их перевозчику с отметкой грузополучателя в накладных "цистерна слита полностью, внутренняя поверхность котла очищена от остатков груза, грязи и льда".

Согласно п. 3.1 "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения "неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива". В п. 3.1 перечислены обстоятельства, при которых составляются акты общей формы, кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков грузов в пунктах налива или на промывочно-пропарочной станции.

Ответчиком дано ошибочное толкование п. 3.1 указанных Правил. Факты недослива груза установлены истцом на промывочно-пропарочной станции и составлены акты о недосливе цистерны формы ГУ-7а в одностороннем порядке, что соответствует требованиям п. 8.1 раздела 8 Правил составления актов.

Согласно п. 8.1 акты ф. ГУ-7а о недосливе груза предъявлены грузополучателю ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для взыскания штрафа в соответствии с ст. 103 УЖТ РФ.

В соответствии с ст. 20 УЖТ РФ перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые вагоны, годные для перевозки конкретных грузов вагоны. Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами.

По прибытию на станцию Аксарайская-2 перечисленные выше цистерны находились на промывочно-пропарочной станции в ожидании очистки и промывки. Период нахождения цистерн на промывочно-пропарочной станции в ожидании очистки и промывки нормативными актами не установлен.

Акты общей формы N 8/86, 8/248, 8/87 от 17.05.2007 составлены истцом на основании актов ф. ГУ-7а о недосливе цистерн для взыскания штрафа по ст. 103 УЖТ РФ в соответствии с п. 3.2.2 "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003.

Акты общей формы, имеющиеся в материалах дела, оформлены в соответствии с требованиями п. 3.5 Правил составления актов..., т.е. подписаны перевозчиком, не менее 2-х лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств для его составления.

То обстоятельство, что акты о недосливе цистерн не были направлены ответчику, не опровергает фактов допущенных нарушений и не может являться основанием для освобождения от ответственности. При этом следует учитывать, что акты общей формы, составленные на основании актов о недосливе цистерн, составлялись в присутствии работника ответчика, что не отрицалось в судебном заседании.

Согласно ст. 796 ГК РФ документы, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат оценке судом наряду с другими документами, которые могут служить основанием для ответственности для грузополучателя.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Однако ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих фактическую очистку цистерн от остатков перевозимой сырой нефти.

Представленные истцом документы (л.д. 82), выданные ЗО "Росинспекторат", не являются допустимыми доказательствами по делу (составлены на иностранном языке), в связи с чем не могут учитываться судом при проверке доводов ответчика.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Несоразмерности размера штрафа последствиям нарушения и, следовательно, оснований для применения ст. 333 ГК РФ суд не усматривает, учитывая при этом характер и объем нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 169, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Нижневолжскнефтепродукт" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 85500 руб. штрафа за неочистку цистерн, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 3065 руб.