Фанера

Фанера - один из важнейших ориентированных на экспорт видов продукции лесопромышленного комплекса России. На экспорт идет около 60% общего объема выпуска данной продукции. Россия, в отличие от других стран, располагает большим ресурсом березы, которая наряду с двумя другими породными группами фанеры - древесиной тропических пород и хвойной - является наиболее востребованным материалом для ее изготовления.

В 2002 - 2006 гг. поставки фанеры на внешний рынок увеличились на 36%. По данным ФТС России, в 2007 г. физический объем экспорта сократился на 2,6% и составил 1,51 млн. куб. м. Доля экспорта в производстве снизилась с 63% в 2002 г. до 54% в 2007 г. в связи с ростом спроса на внутреннем рынке.

С другой стороны, растущее потребление фанеры на фоне повышения внутренних цен стало стимулом для расширения поставок дешевой продукции из Китая. По сравнению с 2006 г. импорт фанеры увеличился более чем в 8 раз.

Основными потребителями фанеры российского производства выступают европейские страны и США.

Последние несколько лет значимость американского импорта постепенно сокращается из-за проблем на строительном рынке страны. В 2005 - 2007 гг. поставки в США уменьшились на 56,7%, до 244,2 тыс. куб. м.

Кроме того, в 2007 г. снизился экспорт фанеры в Италию (на 11,1% по сравнению с 2006 г.), Данию (на 25,6%), Эстонию (на 20,8%) и Финляндию (на 9,5%). После существенного роста в 2006 г. на 36% сократились поставки в Египет.

География российского экспорта фанеры клееной (физический объем в 2007 г.) выглядит следующим образом:

- США (15%);

- Германия (10%);

- Латвия (10%);

- Италия (7%);

- Египет (7%);

- Дания (5%);

- Финляндия (5%);

- Великобритания (4,8%);

- Эстония (4%);

- Азербайджан (4%);

- Казахстан (3%);

- прочие (25%).

Положительные изменения в 2007 г. произошли в торговле с Германией, которая продолжает наращивать объем закупок российской фанеры (рост на 17,5% по сравнению с 2006 г.), Латвией (+31,0%), Великобританией (+0,8%), Азербайджаном (+12,3%) и Казахстаном (+12,5%).

Объем валютной выручки в 2007 г. возрос на 38,0%, достигнув 757,3 млн. долл.

Рост цен на мировых рынках сдерживается поставками дешевой продукции из Китая и Бразилии, которая оказывает все более существенное давление на российских производителей фанеры. Тем не менее, опережающий рост стоимостного объема экспорта, по сравнению с физическим, указывает на удорожание российской фанеры.

Стоимостной объем экспорта фанеры за шесть лет увеличился в 2,7 раза. В 2006 - 2007 гг. средняя экспортная цена на фанеру российского производства возросла на 41,8% - с 354 долл. до 502 долл. за куб. м.

Наиболее значительный рост цен отмечался в поставках в Латвию - на 50,4%, до 537 долл. за куб. м, в Италию - на 48%, до 475 долл. за куб. м, Германию - на 47,8%, до 578 долл. за куб. м, и в США - на 41,3%, до 462 долл. за куб. м.

Вместе с тем эксперты отмечают тенденцию к сокращению мирового спроса на фанеру вследствие появления новых видов продукции, которые могут ее заменить, а также в силу уменьшения запасов сырья, используемого для ее производства.

Что касается цен, то фанера с трудом может конкурировать с такими строительными материалами, как ДСП и MDF. Эти новые искусственные плиты не только дешевле, но и обладают лучшими техническими характеристиками.