Письмом Минздрава России N 11-9/10/2-7938, ФФОМС N 8089/21-и от 24.12.2015 направлены Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Рис. 2. Способы оплаты медицинских услуг, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций, при реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

Способы оплаты Инструменты тарифного использование

регулирования в настоящее

время

┌─────────────────────┐

┌───────────────────────────────────────┐ │ Нормативы стоимости │

III │Укрупненные единицы объемов медицинской├──────────┤ единицы объемов │ ┌───────────────┐

│ помощи по видам │ │ медицинской помощи, │ │ Финансово- │

└───────────────────────────────────────┘ │дифференцированные по│ │ экономическое │

/\ /\ /\ /\ │ профилям и │ │ обоснование │

│ │ │ └────────────┐│ специальностям │ │ Программы │

┌────────┘ │ └─────────┐ │└──────────────┬──────┘ │ госгарантий, │

│ │ ┌──┴────┐ │ /\ │ │ тарифные │

│ ┌──────────────┴─────────────┐ ... │ n │ │ │ \/ │ соглашения, │

II В │ │Группы, объединяющие болезни│ │(около │ │┌─────┴───────────────┐ │взаиморасчеты с│

│ └────────────────────────────┘ │ 500) ├──────┼┤ Перечень групп │ │ поставщиками │

│ /\ /\ └───────┘ ││ нозологических форм │ │ мед. услуг │

│ │ │ /\ ││для взрослых и детей,│ └───────────┬───┘

│ │ │ │ ││ сходных по │ /\ │

│ (───────┴─────────────────┴──────────────┴──────) ││ диагностике и │ │ \/

II │ ( Выбывший больной (выписанный, переведенный, ) ││ лечению и весовым │ ┌──┴────────────┐

│ ( умерший) ) ││ коэффициентам ├──┤Государственное│

│ (───────┬─────────────────┬──────────────┬──────) ││удорожания стоимости │ │финансирование │

│ │ │ │ │└──────────────┬──────┘ │ деятельности │

│ │ │ │ │ /\ │ │ медицинских │

│ │ │ │ │ │ \/ │ организаций, │

│ │ │ │ │ ┌────┴──────────────┐ │ориентированное│

│ ┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌─┴────┐ │ │ Протоколы ведения ├───┤ на результат │

└─┤Нозологическая│ │Нозологическая│ ... │ n ├───┘ │больных (стандарты)│ └───────────────┘

II А │ форма │ │ форма │ │(более├─────┤ + тарифы, │ ┌──────────────────┐

└───────┬──┬───┘ └───┬───┬────┬─┘ │30000)│ │дифференцированные │ │ Негосударственное│

│ │ └┬┬────┘ │ по уровням │ │ финансирование │

│ └─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ └─ ─ ─ ─ ┘│ │ оказания │ │ медицинских │

│ │ │ │ мед. помощи │ │ организаций, в │

│ Сложность курации больного │ └─────────────┬─────┘ │ т.ч. добровольное│

│ │ │ /\ │ │ медицинское │

┌───┴───┐ ┌───┴───┐┌─────────┴─┐ │ \/ │ страхование, │

│ │ │ ││ │ ┌──┴────────────┐ │ платные │

│ │ │ ││ │ │ Классификатор │ │медицинские услуги│

┌─┴─┐ ┌─┴─┐ ┌─┴─┐ ┌─┴┴┐ ┌─┴─┐ │простых услуг +├───┤ и случаи, когда │

I │ 1 │ │ 2 │ │ 3 │ │ 4 │ ... │ n ├────────┤ тарифы │ │ нет необходимости│

└───┘ └───┘ └───┘ └───┘ └───┘ └───────────────┘ │ выполнять весь │

│ стандарт │

Простые медицинские и другие услуги └──────────────────┘

Рис. 2. Способы оплаты медицинских услуг, ориентированные

на результаты деятельности медицинских организаций,

при реализации территориальной программы государственных

гарантий оказания гражданам Российской Федерации

бесплатной медицинской помощи

Реализация Программы предусматривает использование различных способов оплаты медицинской помощи, из которых наиболее распространенным в практике здравоохранения России в настоящее время является оплата по тарифам на укрупненные единицы объема медицинской помощи, дифференцированным по различным профилям отделений и специальностям.

Этому способствует сложившиеся практика планирования и анализа выполнения Программы и, соответственно, формирование нормативов потребности в медицинской помощи на основе единиц объемов медицинской помощи с учетом ее профильной (специализированной) структуризации. Для стационаров и дневных стационаров это - профильные отделения и отделения общего профиля, а для амбулаторной помощи это - посещения врачей различных клинических специальностей. Оплата по укрупненным единицам объема может быть достаточно эффективной, если для стимулирования деятельности учреждений здравоохранения учитываются критерии качества и доступности медицинской помощи. Действующие в настоящее время принципы и методы планирования Программы позволяют использовать и другие эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности учреждений здравоохранения. В перспективе предстоит еще большая работа по определению критериев и показателей, позволяющих измерить этот результат.