5.2. Морально-психологическая подготовка
5.2. Морально-психологическая подготовка <*>
--------------------------------
<*> При организации морально-психологической подготовки следует руководствоваться требованиями, изложенными в главе VII настоящего Наставления.
97. Морально-психологическая подготовка является самостоятельным видом обучения сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности.
98. Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел моральной установки на верность Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
99. Основными задачами морально-психологической подготовки являются:
формирование у сотрудников органов внутренних дел специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, включая смелость, решительность, эмоционально-волевую устойчивость, мотивационную готовность к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежность и управляемость в любых условиях обстановки, моральное превосходство над правонарушителями, уверенность в себе и своих товарищах;
развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел;
совершенствование психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, повышение общей и правовой культуры руководителей и сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма;
подготовка сотрудников, способных успешно решать оперативно-служебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина;
обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего психического состояния в различных условиях обстановки;
формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач.
100. Цели и задачи морально-психологической подготовки достигаются:
а) при проведении занятий по морально-психологической подготовке;
б) в ходе проведения занятий по служебно-боевой подготовке;
в) в процессе повседневной служебной деятельности и при выполнении оперативно-служебных задач.
101. Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам.
102. Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий.
103. Для чтения лекций по морально-психологической подготовке могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты из органов государственной власти и управления, научных учреждений, предприятий, общественных объединений, входящие в состав внештатных лекторских групп территориальных органов МВД России на региональном уровне, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте.
(в ред. Приказа МВД РФ от 30.06.2011 N 792)
(см. текст в предыдущей редакции)
104. Слушатель учебной группы, успешно освоивший программу морально-психологической подготовки, должен:
содержание учебного материала в объеме программы морально-психологической подготовки на учебный год;
современную социально-политическую и экономическую обстановку в стране и мире; задачи органов внутренних дел Российской Федерации, определенные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России;
основные нормы и принципы международного и отечественного права, требования действующего законодательства в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
нравственные основы службы в органах внутренних дел, профессионально-этические требования к поведению и служебному общению сотрудников;
основы общей, социальной и юридической психологии;
тексты Государственного гимна Российской Федерации, Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
описание и историю государственных символов Российской Федерации и МВД России (Государственного герба Российской Федерации, Государственного флага Российской Федерации, знамени МВД России);
имена и фамилии зачисленных навечно в списки органа (подразделения, учреждения) внутренних дел погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации;
основные требования Президента Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выполнения оперативно-служебных задач;
состав, структуру, задачи и функции Министерства внутренних дел Российской Федерации, его структурных подразделений и органов внутренних дел в целом;
требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел;
историю органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором он проходит службу, памятные дни МВД России;
наименования должностей, специальных званий и фамилий своих прямых начальников до Министра внутренних дел Российской Федерации включительно;
административно-территориальное деление, общественно-политическую обстановку, нравы и обычаи народов и народностей, а также краткие исторические сведения о регионе, в котором дислоцируется орган (подразделение, учреждение) внутренних дел;
основное содержание социальных гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
использовать полученные знания при выполнении оперативно-служебных задач и в повседневной служебной деятельности;
применять нормы профессиональной этики в служебном поведении и профессиональном общении;
выполнять требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника;
поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат;
применять методики психологической саморегуляции;
повышать свой культурный и общеобразовательный уровень, пользоваться рекомендованной литературой и источниками.
104.3. Иметь навыки самообразования и саморазвития, коммуникативные навыки профессионально грамотного общения с гражданами при несении службы, выполнении иных оперативно-служебных задач.
105. Руководители органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в системе морально-психологической подготовки дополнительно изучают:
(в ред. Приказа МВД РФ от 30.06.2011 N 792)
(см. текст в предыдущей редакции)
профессионально-этические требования к руководителю, формы и методы профилактики профессиональной нравственной деформации личности сотрудника;
проблемы социально-политического и экономического развития Российской Федерации, вопросы внутренней и внешней политики, влияющие на оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел;
психолого-педагогические проблемы организации воспитательной работы с личным составом;
проблемы профилактики правонарушений среди личного состава, поддержания благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах и обеспечения безопасных условий службы;
особенности функционирования психики сотрудников в различных условиях оперативно-служебной деятельности;
приемы и способы защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, снижения отрицательного влияния факторов оперативно-служебной деятельности на психику сотрудников, повышения психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
106. Руководитель учебной группы должен:
требования руководящих документов по организации и методике проведения занятий по морально-психологической подготовке;
содержание программы морально-психологической подготовки на учебный год;
содержание материала по теме проводимых занятий;
индивидуальные особенности и способности слушателей, результаты их успеваемости по профессиональной подготовке.
самостоятельно подготовить конспект по проводимой теме с использованием цифровых технологий, наглядных и аудио-визуальных материалов;
пользоваться компьютерной техникой, средствами светотехнической проекции;
организовать занятия с использованием обучающих мультимедийных компьютерных программ;
пользоваться книжными фондами библиотек, картотеками, каталогами, аудио-визуальными и цифровыми материалами при подготовке к занятиям;
подготовить помещение (место) для проведения занятия, технические и наглядные средства, выставку рекомендованной литературы.
106.3. Иметь навык самостоятельного проведения занятий по морально-психологической подготовке и оценки знаний слушателей группы.
107. Помощник руководителя учебной группы назначается из числа слушателей группы. Он должен:
название темы проводимого занятия;
время, место проведения занятия;
перечень необходимых для проведения занятий технических и наглядных пособий, литературы;
количество слушателей, присутствующих и отсутствующих на занятии, а также причины отсутствия.
по поручению руководителя подготовить помещение (место) для проведения занятия, технические и наглядные средства, выставку рекомендованной литературы;
доложить руководителю группы о готовности к занятию;
в ходе проведения занятия оказывать помощь руководителю группы в использовании технических и наглядных средств.
107.3. Иметь навык использования компьютерной техники и средств светотехнической проекции при проведении занятий.
108. Уровень морально-психологической подготовки сотрудника, руководителя учебной группы органа (подразделения, учреждения) внутренних дел оценивается в ходе итоговых занятий (зачетов) по четырехбалльной шкале: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
109. Индивидуальная оценка слушателю учебной группы по морально-психологической подготовке определяется с помощью тестовых заданий, содержащих не менее десяти вопросов. Тестовые задания разрабатываются подразделением по организации воспитательной работы, которое проводит итоговое занятие (зачет).
110. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке слушателю учебной группы определяется:
"отлично" - при правильном ответе на 90% вопросов тестового задания и дополнительные вопросы, усвоении учебной программы, определении слушателем практических выводов, добросовестном выполнении должностных обязанностей;
"хорошо" - при правильном ответе на 80% вопросов тестового задания и дополнительные вопросы, усвоении основных положений учебной программы, добросовестном выполнении должностных обязанностей;
"удовлетворительно" - при правильном ответе на 70% вопросов тестового задания и не менее половины дополнительных вопросов, слабом знании основных положений учебной программы, наличии отступлений в выполнении должностных обязанностей;
"неудовлетворительно" - при невыполнении требований на оценку "удовлетворительно".
111. Индивидуальная оценка руководителю учебной группы выставляется с учетом его методической подготовленности, наличия планов проведения занятий, методических пособий и умения применять технические средства обучения для проведения занятий.
111.1. Оценка руководителю группы снижается:
на один балл (но не ниже, чем до оценки "удовлетворительно") - если он в течение ученого года (проверяемого периода) не проводил без уважительных причин более половины запланированных занятий, отсутствуют конспекты (планы) по проведенным темам;
до оценки "неудовлетворительно" - если он не проводил занятия в группе, в которой назначен приказом руководителем, без уважительных причин.
111.2. Руководитель группы, который не проводил занятия по уважительной причине (находился на лечении, в отпуске, представлялись дополнительные сутки отдыха, в служебной командировке), оценивается как слушатель по самостоятельно изученным темам.
112. При определении индивидуальных оценок по морально- психологической подготовке учитываются:
для всех категорий сотрудников - соблюдение законности в служебной деятельности, выполнение должностных обязанностей, личная дисциплинированность, выполнение требований профессиональной этики;
для руководителей (начальников), имеющих подчиненных по должности, - результаты оперативно-служебной деятельности, служебной дисциплины и законности в подразделениях.
113. Оценки учебным группам, органам (подразделениям, учреждениям) по морально-психологической подготовке выставляются на основе индивидуальных оценок сотрудников и определяются в следующем порядке:
"отлично" - не менее 90% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них 50% - "отлично";
"хорошо" - не менее 80% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них 50% - "отлично" и "хорошо";
"удовлетворительно" - не менее 70% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки;
"неудовлетворительно" - менее 70% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки.
114. Организация, учет, контроль и оценка морально-психологической подготовки возлагаются на подразделения по организации воспитательной работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
115. Общее руководство и организацию методического обеспечения морально-психологической подготовки, разработку ежегодных тематических планов осуществляет Управление организации морально-психологического обеспечения ДГСК МВД России.
(в ред. Приказа МВД РФ от 30.06.2011 N 792)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей