1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Наименование - Федеральная целевая программа "Экономическое

Программы и социальное развитие Дальнего Востока и

Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года"

Дата принятия - Постановление Правительства Российской

решения Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480;

о разработке протокол N 1 от 27 февраля 2001 г. заседания

Программы, дата ее Комиссии Правительства Российской Федерации

утверждения по реализации Федеральной целевой программы

экономического и социального развития

Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005

годы

Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р

государственными заказчиками Программы определены Росэнерго,

Роструд, Роспром, Роснаука, Росавиация, Росавтодор, Росморречфлот,

Росжелдор, Росрыболовство и Росстрой.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271

Федеральное агентство по науке и инновациям упразднено. Его

функции переданы Министерству образования и науки РФ, которое

является правопреемником Роснауки, в том числе по обязательствам,

возникшим в результате исполнения судебных решений.

Государственные - Министерство экономического развития и

заказчики торговли Российской Федерации -

Программы государственный заказчик-координатор;

государственные заказчики Программы:

Министерство энергетики Российской Федерации

- по вопросам энергообеспечения;

Министерство труда и социального развития

Российской Федерации - по вопросам содействия

занятости населения;

Министерство промышленности, науки и

технологий Российской Федерации - по вопросам

промышленности и науки;

Министерство транспорта Российской Федерации

и Министерство путей сообщения Российской

Федерации - по вопросам транспортного

комплекса;

Государственный комитет Российской Федерации

по рыболовству - по вопросам рыбного

хозяйства;

Государственный комитет Российской Федерации

по строительству и жилищно-коммунальному

комплексу - по вопросам развития жилищно -

коммунального хозяйства

Основные - предприятия и организации, отбираемые в

исполнители соответствии с Федеральным законом

Программы конкурсах на размещение заказов на поставки

товаров, выполнение работ, оказание услуг для

государственных нужд"

Основные - Министерство экономического развития и

разработчики торговли Российской Федерации;

Программы государственное унитарное предприятие -

научно-исследовательский центр

"Зарубежсхема" при Министерстве

экономического развития и торговли Российской

Федерации;

государственное научное предприятие "Северо -

Кавказский научный центр высшей школы" (с

использованием материалов Института

экономических исследований Дальневосточного

отделения Российской академии наук,

государственного научно-исследовательского

учреждения "Совет по изучению

производительных сил" Министерства

экономического развития и торговли Российской

Федерации и Российской академии наук,

Дальневосточного научно-исследовательского

института рынка при Министерстве

экономического развития и торговли Российской

Федерации);

органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, расположенные на

Дальнем Востоке и в Забайкалье

Цели Программы - создание экономических условий для

устойчивого развития Дальнего Востока и

Забайкалья с учетом геостратегических

интересов и обеспечения безопасности

Российской Федерации;

формирование необходимой инфраструктуры и

благоприятного инвестиционного климата для

развития приоритетных отраслей экономики

Дальнего Востока и Забайкалья и

стимулирования программ и проектов

международного и приграничного

сотрудничества;

развитие социальной сферы, достижение

необходимых социальных нормативов,

соответствующих специфике Дальнего Востока и

Забайкалья

Задачи Программы - формирование системы транспортных коридоров в

целях расширения внешнеэкономического

сотрудничества и усиления позиции Российской

Федерации в мировой транспортной системе;

развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и

расширение магистральных трубопроводных

сетей;

воспроизводство и сохранение морских

биоресурсов бассейнов дальневосточных морей;

модернизация структуры и развитие ключевых

секторов экономики - топливно-

энергетического, транспортного и

рыбохозяйственного комплексов;

создание условий для развития малого и

среднего предпринимательства

Сроки реализации - 1996 - 2005 и до 2010 года

Программы

Перечень основных - развитие топливно-энергетического

мероприятий комплекса;

Программы модернизация отраслей традиционной

специализации (рыбохозяйственного комплекса,

цветной металлургии, лесной и

деревообрабатывающей промышленности);

развитие транспортного комплекса;

развитие минерально-сырьевого комплекса;

развитие социальной инфраструктуры и

закрепление населения на южных территориях

региона

Объемы и источники - общая сумма затрат составляет 441202,4 млн.

финансирования рублей, в том числе:

целевые средства федерального бюджета -

18274,1 млн. рублей, из них:

государственные инвестиции - 15508 млн.

рублей, НИОКР - 52 млн. рублей, прочие

расходы - 2714,1 млн. рублей;

средства, выделяемые из федерального бюджета

на реализацию в регионе мероприятий других

федеральных целевых программ, - 14385,3 млн.

рублей;

средства бюджетов субъектов Российской

Федерации - 26540,7 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 3826,9 млн.

рублей;

средства российских акционерных обществ -

111509,9 млн. рублей;

прочие внебюджетные источники - 266665,5 млн.

рублей

Ожидаемые - сокращение отставания Дальнего Востока и

результаты Забайкалья (по основным макроэкономическим

реализации показателям) от среднероссийского уровня;

Программы повышение финансовой самообеспеченности

региона и уровня жизни населения;

снижение социальной напряженности в регионе

Управление - управление реализацией Программы и контроль

реализацией за ходом ее выполнения организуются в

Программы и соответствии с порядком, утвержденным

контроль за ходом Постановлением Правительства Российской

ее выполнения Федерации от 26 июня 1995 г. N 594

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Территория, занимаемая субъектами Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Забайкалье, составляет почти 40 процентов площади России (население - 6,5 процента). Объем валового регионального продукта составляет около 6 процентов общероссийского валового внутреннего продукта. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии - Транссибирскую и Амурскую магистрали. Все это создает благоприятные условия для развития экономического сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Регион обладает значительными ресурсами минерального сырья, цветных и благородных металлов, железной руды, угля (более 20 млрд. тонн), нефти (9,6 млрд. тонн), природного газа (14 трлн. куб. метров), древесины, а также гидроэнергетическими ресурсами. В пределах 200-мильной зоны морская и океаническая акватория составляет 1,5 млн. кв. километров. По прогнозным оценкам, на шельфе дальневосточных морей содержится до 30 млрд. тонн углеводородов. Здесь добывается свыше 60 процентов рыбы и морепродуктов России.

Условия хозяйствования и проживания населения резко дифференцированы. В южных районах большее развитие получили промышленность и сельское хозяйство. Северные и северо-восточные территории специализируются на развитии горнодобывающих отраслей промышленности.

Наряду с перечисленными благоприятными экономико-географическими условиями Дальний Восток и Забайкалье испытывают давление и негативных факторов. Это, прежде всего, сложные природно-климатические условия, слабая освоенность территории, низкая плотность населения, отдаленность региона от промышленных центров страны, труднодоступность большей части территории, отсутствие развитой сети дорог, отток населения.

Наличие серьезных проблем в различных отраслях экономики и социальной сферы вызвало необходимость принятия Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы. В осуществление этой Программы в период 1996 - 2005 годов было инвестировано около 20 процентов средств, запланированных на реализацию программных мероприятий. Существенным недостатком этой Программы являлось отсутствие увязки экономического и социального развития региона с реальными возможностями федерального бюджета и возможностями бюджетов субъектов Российской Федерации, вследствие чего цели и задачи в целом не были выполнены.