Указания Банка России N 18-17/775, Минфина РФ N 02-09-07 от 03.07.1992 "Об урегулировании взаимных неплатежей государственных предприятий и организаций Российской Федерации"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

N 18-17/775

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 02-09-07

УКАЗАНИЯ

от 3 июля 1992 года

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ВЗАИМНЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С целью урегулирования расчетов в народном хозяйстве и создания платежной системы, отвечающей условиям рыночной экономки, с 1 июля 1992 года предприятия, организации и учреждения независимо от форм их собственности переводятся на новый порядок расчетов.

Общие походы к организации расчетов и единый документооборот в банках регламентируется "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации", одобренным Постановлением Президиума Верховного Совета России от 29 мая 1992 г., вводимым с 1 июля 1992 года.

КонсультантПлюс: примечание.

Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное письмом ЦБ РФ от 09.07.1992 N 14, утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 15.06.2001 N 978-У.

В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации регулируется Положением, утв. ЦБ РФ 19.06.2012 N 383-П.

Одновременно с введением указанного Положения по состоянию на 1 июля 1992 года производится урегулирование взаимной задолженности государственных предприятий и организаций Российской Федерации.

При проведении урегулирования задолженности необходимо учесть следующие особенности:

1. В состав участников зачета включаются только государственные предприятия и организации России всех отраслей народного хозяйства и социальной сферы;

- платежи по взаимным претензиям предприятий и организаций, принятые к урегулированию на счетах, открытых им в учреждениях банка, не отражаются;

- результаты зачета принимает на себя Агентство по управлению долгами государственных предприятий при Госкомимуществе России в форме долговых обязательств предприятий и организаций или их требований, вытекающих из поставок товаров и оказания услуг.

2. До проведения зачета в учреждении банка по месту открытия расчетного (текущего) счета предприятия (организации) проводится инвентаризация картотек N 2 - расчетных документов, учитываемых на счете N 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

3. Из документов, находящихся в картотеке N 2, выделяются получатели средств в разрезе государств (бывших союзных республик). Сгруппированные по государствам платежные требования, платежные поручения и инкассовые поручения регистрируются в описи (Приложение N 1) в разрезе государств, затем списываются со чета N 9929 и помещаются в раздел картотеки N 3 счет 9933 "Расчетные документы, неоплаченные по мотивам финансового контроля", где хранятся до принятия решения по межгосударственному зачету. Опись по документам, помещенным в картотеку счета N 9933, составляется в 3-х экземплярах, один из которых направляется не позднее июля в расчетно-кассовый центр по месту открытия корреспондентского счета коммерческого банка, второй экземпляр описи в качестве извещения - информации передается плательщику, третий экземпляр - остается в документах банка.

4. Оставшиеся в картотеке N 2 по счету 9929 документы, по платежам в пользу получателей средств предприятий, организаций Российской Федерации подвергаются тщательному анализу и выверке.

Для этого в каждом учреждении банка по месту открытия счета предприятий (организаций) создается специальная комиссия из числа уполномоченных представителей:

- центрального банка (расчетно-кассового центра);

- финансового органа (района, города);

- учреждения банка (коммерческого, кооперативного);

- предприятия или организации;

- собственника имущества (соответствующего подразделения Госкомимущества Российской Федерации).

5. При анализе комиссия использует данные по неоплаченным платежным документам, учитываемым на счете N 9929, данные по балансу предприятия на последнюю дату (01.06.92) о дебиторской задолженности предприятия на эту же дату и оперативную справку предприятия о движении по статьям дебиторской и кредиторской задолженности за июнь месяц. К оперативной справке должны быть приложены копии неоплаченных платежных требований по отгруженным товарам и оказанным услугам, а также другие документы, необходимые комиссии.

6. Находящиеся в картотеке N 2 документы по каждому предприятию должны быть распределены по трем группам:

а) платежные требования и платежные поручения по платежам за товары и услуги государственным предприятиям и организациям, с выделением сумм налога на добавленную стоимость.

В тех случаях, когда в платежном требовании (поручении) сумма налога на добавленную стоимость не выделена, она принимается в размере 21.88% к общей сумме платежного документа;

б) платежные поручения по платежам в бюджет;

в) остальные платежные документы, включая по платежам за товары и услуги негосударственным предприятиям и организациям (малые предприятия, кооперативные, совместные и пр.).

Денежно-расчетные документы по первой группе рассматриваются комиссией с точки зрения приема к урегулированию задолженности без учета сумм налога на добавленную стоимость.

На сумму налога на добавленную стоимость плательщик выписывает каждому поставщику товаров и услуг отдельное платежное поручение и предъявляет их в банк по мере поступления средств на расчетный (текущий) счет.

Документы, отнесенные к второй и третьей группам, регистрируются в отдельной описи (Приложение N 2), изымаются из картотеки N 2, списываются со счета N 9929 и передаются представителю предприятия. Предприятия самостоятельно определяют порядок урегулирования платежей в соответствии с порядком расчетов, вводимым с 1 июля 1992 года.

По данным первой группы документов картотеки N 2, сведений баланса предприятий (на 1 июня 1992 г.) и оперативной информации о состоянии дебиторской задолженности комиссией составляется Акт о проведении урегулирования взаимных неплатежей государственных предприятий Российской Федерации (примерная форма акта - Приложение N 3).

В акте отражается сумма подтвержденной комиссией кредиторской задолженности, принимаемой к зачету, а также дебиторской задолженности, определенной в указанном выше порядке, т.е. за товары и услуги государственным предприятиям Российской Федерации, за вычетом налога на добавленную стоимость.

7. После сопоставления сумм кредиторской и дебиторской задолженности комиссия определяет сумму, принимаемую к урегулированию.

Сумма превышения кредиторской задолженности над дебиторской сообщается территориальному представителю Агентства по урегулированию долгами государственных предприятий с приложением долговых обязательств предприятий.

Сумма превышения дебиторской задолженности над кредиторской сообщается Агентству по управлению долгами государственных предприятий для оформления обязательства Агентства перед предприятием. Сумма недопоступивших платежей предъявляется Агентству по урегулированию долгами предприятий и компенсируется им за счет средств, получаемых от реализации долговых обязательств предприятий.

Акт об урегулировании платежей подписывается всеми членами комиссии и является основанием для отражения его результатов по балансу предприятия и организации. Суммы принятых к урегулированию дебиторской и кредиторской задолженностей на основании акта списываются с баланса предприятия и отражаются: по долговым обязательствам - в пассиве баланса, в составе прочей кредиторской задолженности; на суммы превышения дебиторской задолженности над кредиторской - в активе баланса в составе расчетов с Агентством по урегулированию долгами государственных предприятий.

8. Документы, находящиеся в картотеке N 2, принятые к зачету учреждением банка, списываются со счета N 9929 и передаются предприятию под расписку на экземпляре акта для хранения в пределах срока исковой давности.

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации

Г.Г.МАТЮХИН

Первый заместитель

Министра финансов

Российской Федерации

А.П.ВАВИЛОВ