Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.2. Требования охраны труда при производстве путевых работ

3.2.1 Путевые работы (далее - работы) на горочных, сортировочных путях, путях подгорочных парков, а также на стрелочных переводах этих путей должны производиться только во время перерывов в маневровой работе и роспуске вагонов или с закрытием пути после согласования с дежурным по сортировочной горке (станции) и выполнения требований, изложенных в пунктах 3.1.1 и 3.1.4 настоящей Инструкции.

На время роспуска составов или маневровой работы монтеры пути должны выполнить требования, изложенные в пункте 3.1.7 настоящей Инструкции, и отойти в заранее определенные руководителем работ места.

3.2.2. При работе в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях монтеры пути должны быть внимательны к сигналам, подаваемым сигналистами, и знать, куда нужно уходить с пути при приближении поезда. Если соседние пути на многопутных участках, высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, стенки снежных траншей протяженностью более 50 м не позволяют разместиться сбоку от пути, то к работам можно приступать только после ограждения в установленном порядке места работ сигналами остановки.

3.2.3. При производстве работ в технологическое "окно" в графике движения поездов или при ограждении места работ сигналами остановки на одном из путей двухпутного (многопутного) участка работы во время прохода поезда по соседнему пути должны быть прекращены. Монтеры пути должны уйти с междупутья. Сходить с пути, на котором производятся работы, не требуется.

3.2.4. При приближении поезда на участке, где разрешено движение со скоростью не более 140 км/ч, монтеры пути должны убрать инструмент, материалы и сойти с пути на ближайшую обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, когда поезд находится на расстоянии не менее 400 м.

На скоростных и высокоскоростных участках железной дороги, все работы на пути, сооружениях и устройствах должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до прохода скоростного (высокоскоростного) поезда. Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны на обочину и не позднее чем за 10 минут до прохода поезда монтеры пути должны отойти на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд. Монтер пути, назначенный старшим группы, должен иметь при себе выписку из расписания движения поездов.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 14.09.2010 N 1923р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запрещено нахождение на пути при проходе подвижного состава по соседнему пути.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 14.09.2010 N 1923р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запрещается начинать выполнение плановых работ, требующих ограждения места их проведения сигналами остановки, если до прохода скоростного пассажирского поезда остается менее 1 часа.

При проходе скоростного пассажирского поезда по соседнему пути монтеры пути также должны заблаговременно сойти на ближайшую обочину земляного полотна на расстояния, указанные в настоящем пункте.

3.2.5. В случае, когда скоростной пассажирской поезд по расписанию не проследовал, необходимо проявлять особую бдительность и до прохода поезда или получения соответствующей команды руководителя работ, уточнившего через дежурного по станции или поездного диспетчера предстоящее время проследования скоростного пассажирского поезда, возобновлять работы запрещается.

3.2.6. После прохода поезда перед выходом на путь необходимо убедиться в том, что ни с одной, ни с другой стороны не идет поезд, локомотив или другая подвижная единица.

3.2.7. Если работа связана с переходами через соседний путь (уборка или подноска материалов верхнего строения пути), то перед проходом поезда она должна быть заранее прекращена, чтобы иметь достаточное время для ухода с пути.

В условиях плохой видимости и если выполняемая работа не требует ограждения места производства работ сигналами остановки, монтеры пути должны следить за сигналами автоматической оповестительной сигнализации и сигналистов.

3.2.8. При подходе работающих путевых машин необходимо отойти в сторону от пути на следующие расстояния от крайнего рельса:

путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - на 5 м;

путевого струга - на 10 м;

машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей;

однопутных снегоочистителей - на 25 м.

3.2.9. Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению и не находился под ногами, а новые и старые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.

3.2.10. Вытаскивание старых, затаскивание новых шпал и переводных брусьев следует производить только шпальными клещами.

Переносить шпалы и переводные брусья необходимо с помощью специальных приспособлений для их переноски.

Одиночная смена железобетонных шпал, как правило, должна производиться с применением машин, механизмов или специальных приспособлений.

Одиночная смена железобетонных шпал вручную должна производиться группой в составе не менее 6 человек под руководством бригадира пути. Шпалы по местам смены необходимо развозить, раскладывать, а после смены убирать рельсовым или автомобильным транспортом, оборудованным кранами или подъемными приспособлениями. Вытаскивание железобетонной шпалы следует производить при помощи троса или веревок по металлическому листу, предварительно подведенному под шпалу. Затаскивание новой шпалы производить по тому же листу.

3.2.11. При укладке и снятии регулировочных прокладок для отвертывания и завертывания клеммных и закладных болтов следует использовать только типовые торцевые гаечные ключи, а для подъемки рельса - исправные гидравлические домкраты. После разболчивания клеммных болтов и подъемки рельса домкратом снимать прилипшие к подошве рельса монтажные прокладки следует заточенной с одного торца металлической пластиной длиной 40 - 50 см. Укладку монтажной и регулировочной прокладок следует производить специальными приспособлениями типа клещей, исключающими нахождение рук между подошвой рельса и подкладкой. Укладывать и поправлять прокладки руками запрещается.

3.2.12. При смене рельсовой плети бесстыкового пути необходимо предварительно обеспечить зазоры (при их отсутствии) между уравнительными рельсами и концами рельсовой плети.

3.2.13. Обеспечение зазоров между уравнительными рельсами и концами рельсовой плети необходимо производить путем сдвижки уравнительных рельсов, примыкающих к концам рельсовой плети, или вырезки куска уравнительного рельса газокислородной резкой и снятия этого рельса.

3.2.14. В соответствии с Техническими указаниями по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденными МПС России 31 марта 2000 года, освобождать рельсовую плеть от закрепления на шпалах следует только после замены уравнительных рельсов или обеспечения зазоров между уравнительными рельсами и концами рельсовой плети. До замены уравнительных рельсов не допускается ослабление нажатия клемм промежуточных скреплений на подошву рельсовой плети и уравнительных рельсов.

Во избежание выброса рельсовой плети и травмирования монтеров пути ослабление нажатия клемм необходимо производить от ее концов к середине. При этом бригады монтеров пути должны находиться со стороны, противоположной возможному выбросу рельсовой плети.

3.2.15. Укладку под подошву рельсовой плети роликовых опор или скользящих пар пластин следует производить с помощью специальных держателей, исключающих травмирование рук.

3.2.16. На время перерыва в работе необходимо сойти с пути на обочину в сторону от крайнего рельса на расстояния, указанные в п. 3.2.4 настоящей Инструкции.

3.2.17. При переноске петард следует использовать специальные коробки.

Запрещается:

производить припайку к петардам оторвавшихся пружин и лапок петард;

подвергать петарды ударам и нагреву, вскрывать;

стоять ближе 20 м от петард, положенных на рельсы, в момент наезда на них подвижного состава;

хранить петарды возле огня или отопительных приборов;

пользоваться петардами, если срок их годности (10 лет) истек.