Ремонт ходовых частей

Ремонт ходовых частей.

Ремонт тележек, используемый в отечественных вагонах-самосвалах, состоит из обмывки, разборки и дефектовки тележек, ремонта боковин, соединительных, надрессорных и шкворневых балок, сборки, контроля и окраски тележек.

На позиции разборки тележку разбирают и проводят дефектовку боковин и балок тележки. Позиция должна быть оборудована стендом для разборки каркаса тележек и стендом для разборки боковин.

На позиции ремонта боковин и балок производят сварочные и наплавочные работы. Для проведения сварочных и наплавочных работ позиция оборудована кантователем. Наплавленные места боковин, соединительной, надрессорной, шкворневой балок подвергают механической обработке, которую осуществляют на типовом металлорежущем оборудовании (строгальных и фрезерных станках с применением кондукторов), а также с помощью шлифовальных машинок.

Отремонтированные узлы и детали тележки поступают на позицию сборки, которая должна быть оборудована стендом для сборки тележек. Собранную тележку направляют на окраску.

Ремонт четырехосных тележек. Ремонт четырехосной тележки состоит из следующих основных операций: разборки на основные части, обмывки их, ремонта двухосных тележек и соединительных элементов (балок, тяг), окраски их и сборки четырехосной тележки.

Разборка тележки происходит в следующей последовательности. Отсоединяют соединительную тягу от вертикальных рычагов тормозной системы. Мостовым краном снимают соединительную балку с тележек. Из соединительной балки вынимают соединительную тягу и подают на тормозной участок. После этого двухосные тележки и соединительную балку подают к месту ремонта. Затем с помощью крана разбирают двухосную тележку (модель 18-477).

Конструкция этой тележки выполнена по типу двухосных тележек ЦНИИ-ХЗ с клиновыми гасителями колебаний, но имеет усиленные доковые и надрессорные балки и колесные пары. После разборки двухосной тележки ее детали осматривают и обмеряют специальными шаблонами и измерительными инструментами для определения объема ремонта.

При ремонте надрессорных балок допускается заваривать: продольные трещины на верхнем поясе балки и в районе зеркала подпятника при условии, что суммарная длина разделки после удаления трещины и дефектного участка металла не более 250 мм, а объем наплавленного металла - не более 150 куб. см; сквозные и несквозные трещины в стенках колонки при условии, что их суммарная длина не превышает периметра сечения колонки в данном месте и уменьшение толщины стенки колонки в данном месте не более 2,5 мм от номинального размера; кольцевые несквозные и сквозные трещины в местах сопряжения верхнего пояса с опорной колонкой при условии, что суммарная длина их не превышает 250 мм и общий объем наплавленного металла на более 150 куб. см; кольцевые трещины верхнего пояса внутри колонки. При наличии на верхнем поясе трещин нескольких типов допустимая протяженность мест разделки и объем наплавленного металла определяются суммарной длиной разделки после удаления трещин и дефектных участков металла, которая не должна превышать 250 мм; общий объем наплавленного металла должен составлять не более 150 куб. см.

Поперечные и наклонные трещины, расположенные к продольной оси балки под углом более 30°, трещины, распространившиеся до внутренней поверхности наружного бурта подпятника, ремонту не подлежат. Трещины перед заваркой разделывают. При разделке их под сварку газовым резаком необходимо не только полностью вывести трещину, но и удалить внутренние дефекты металла. Сквозную трещину разделывают со сквозного реза по ней на длину, превышающую исходную длину с каждого конца на 10 - 15 см, затем выполняют V-образную разделку с удалением внутренних дефектов металла.

Несквозную трещину разделывают с наружной или внутренней стороны поверхностной кислородной резкой вдоль трещины с удалением дефектного металла.

Заварку разделанных участков выполняют не менее чем в два слоя с послойным изменением направления сварки. Сквозные трещины подваривают с обратной стороны при наличии доступа к дефектному участку. Усиление как основного шва, так и подварочного выполняют на 3 - 5 мм. После заварки трещин усиливают надрессорную балку; приваривают ребра жесткости к опорным колонкам надрессорной балки; приваривают усиливающие полосы к нижнему поясу балки по всему периметру участками 150 - 200 мм; заваривают нейстральное отверстие в нижнем поясе надрессорной балки. При ремонте надрессорной балки наплавкой ремонтируют изношенные подпятниковые места при условии, что глубина износа опорной поверхности не более 7 мм, толщина стенки внутреннего бурта не менее 7 мм, а внешнего - не менее 11 мм.

При ремонте боковин разрешается заварка: трещин в литых боковинах, продольных трещин в стенках прилива для валика подвески башмака с последующей постановкой втулки; трещин, идущих по телу колонки снизу вверх от ушков; трещин в колонке у основания усиливающего ребра прилива подвески тормозного башмака; трещин в ограничителях для клина. Приваривают отколотые ушки крепления фрикционных планок; трещины перед заваркой разделывают. При ремонте боковины направляющих для букс и колонок, прилегающих к надрессорной балке, при износе до 8 мм на сторону; восстановление разработанных отверстий для валиков подвесок тормозных башмаков; наплавку изношенных мест с последующей расточкой под запрессовку типовых втулок.

Надрессорные балки и боковины, наплавленные и с заваренными трещинами, передают на механическую обработку, где обрабатывают наклонную поверхность надрессорных балок, опорную поверхность подпятника, наплавленные поверхности боковин, заменяют фрикционные планки с износом по толщине более 2 мм новыми, заменяют пришедшие в негодность волокнитовые и металлические втулки кронштейнов боковин.

Сборку тележек производят в последовательности, обратной разборке. Перед подкаткой тележек под вагон пятники, подпятники и скользуны смазывают графитовой смазкой. После сборки и подкатки тележек под вагон необходимо проверить: среднюю величину разности уровней фрикционных клиньев и надрессорной балки. Среднее завышение клиньев относительно опорной поверхности надрессорной балки допускается до 6 мм, а занижение - до 8 мм. Клин должен прилегать к надрессорной балке наклонной поверхностью; прилегание края реборды надрессорной балки к упорному ребру клина. При этом плотное прилегание допускается только к одному из смежных клиньев с каждой стороны вагона.

Ремонт трехосной тележки. Ремонт трехосной тележки заключается в выполнении следующих основных операций: разборки тележки, обмывки ее частей, дефектации, ремонта элементов тележки, сборки ее и окраски. Разборка тележки происходит в следующем порядке. Отсоединяют боковины ее от колесных пар. Снимают краном и устанавливают на стенд для разборки тележек каркас тележки в сборе с рычажной передачей и пружинными комплектами. Устанавливают струбцины, расположенные по диагонали надрессорных балок, удерживающие надрессорные балки в поднятом положении так, чтобы они касались всех боковин; закрепляют струбцинами балки и, опустив окончательно боковины на стенд, снимают захватное приспособление. Затем разбирают рычажную передачу, снимают предохранительные скобы амортизаторов с надрессорных балок, разбирают рессорные комплекты, сняв сначала комплекты пружин, а затем фрикционные амортизаторы. Отвинчивают гайки болтов, скрепляющих шкворневую балку с надрессорными, и вынимают болты, снимают шкворневую балку с надрессорных при помощи крана, а затем и надрессорные балки. В тележках УВЗ-9М балансиры тележек отсоединяют от боковины. Снимают боковины краном. Детали тележки обмывают в моечной установке раствором каустической соды.

При ремонте деталей трехосной тележки (боковин, надрессорной и шкворневой балок) соблюдают, в основном, ту же технологию сварных работ, что и при ремонте четырехосных тележек.

При выполнении сварочных и наплавочных работ допускаются: заварка трещин в боковинах при условии, что трещины после разделки не уменьшают сечения рамы больше чем на 25%; заварка трещин по сварному шву в местах приварки верхней опоры к хоботу боковины; наплавка направляющих для пазов букс; наплавка направляющих для пазов надрессорной балки; наплавка изношенной опорной поверхности конца боковины; наплавка мест выработки стенок отверстия для валика в хоботе боковины; запрессовка металлических втулок с натягом 0,025 - 0,075 мм в отверстия для валиков подвесок тормозных башмаков кронштейнов боковин при разработке отверстий по диаметру более чем на 3 мм. Неперпендикулярность осей кронштейнов подвесок к оси боковины в горизонтальной плоскости допускается не более 4 мм. Наплавленные изношенные поверхности боковин обрабатывают переносным наждачным станком. Расстояние между внутренними поверхностями буксовых челюстей боковины должно составлять не более 342 мм. При ремонте шкворневой балки разрешается заварка трещин: в средней части балки, в сварных швах в местах приварки кронштейнов скользунов, не более двух трещин в подпятнике при суммарной длине их до 120 мм; в окне для прохода тяги тормоза; на крайних челюстях шкворневых балок при условии, что после разделки трещин сечение уменьшится не более чем на 20%.

Во время ремонта производятся: наплавка подпятникового места при глубине износа опорной поверхности не более 7 мм, толщине стенки внутреннего бурта не менее 7 мм, а внешнего - не менее 11 мм; наплавка или приварка планки на опорную поверхность скользуна; наплавка опорных поверхностей шкворневой балки в зоне прилегания к надрессорным балкам.

При ремонте надрессорных балок: заваривают трещины на верхней плоскости; наплавляют опорную поверхность; наплавляют нижнюю плоскость в местах опирания нажимного клина фрикционного амортизатора; ставят усиливающие накладки на верхней плоскости балки в местах заваривания трещин. Надрессорные балки, имеющие трещины, отправляют в капитальный ремонт.

При ремонте балансира выполняют следующие основные работы. Наплавляют изношенные опорные поверхности вибродуговой сваркой под слоем флюса проволокой СВ-10ГА, СВ-10Г2 или дуговой вручную электродами типа Э-42, Э-46. Наплавляющие поверхности должны быть зачищены заподлицо с основными (неизношенными) опорными поверхностями. Допускается неплоскостность опорных поверхностей не более 0,5 мм. Наплавляют изношенные поверхности челюстей, после зачистки наплавленные поверхности должны быть заподлицо с основными (неизношенными) поверхностями. Неровности после зачистки не должны превышать 0,5 мм на 15% от общей площади. Наплавляют места выработки челюстей от ребер букс и поперечного износа челюстей. Проверяют состояние поверхностей вертикальных плоскостей балансира в местах размещения хобота. При износе щечки более 6 мм балансир восстановлению не подлежит.

Ремонт трещин боковин, шкворневой и надрессорной балок производят с предварительной их разделкой. Технология разделки такая же, как при ремонте трещин деталей четырехосной тележки. Разделанные трещины заваривают электродами типа Э-42А диаметром 5 - 6 мм при сварочной силе тока 200 - 225 А. Сварочные работы выполняют при температуре окружающей среды и самой балки (не ниже 0 °C). Места сварки на балках, изготовленных из стали с повышенным содержанием углерода или из низколегированной стали, перед сваркой подогревают до 250 - 300 °C. Место заварки трещины усиливают накладкой толщиной 14 - 16 мм.

При ремонте изношенных поверхностей боковин, шкворневой и надрессорной балок наплавкой изношенные места предварительно очищают от грязи, жира, ржавчины, окалины и краски. Наплавка изношенных мест - электродуговая, осуществляемая электродами типов Э-42, Э-46, Э11-15, ГЗ-25, ЭН-1874-35, автоматическая под слоем флюса, полуавтоматическая в среде защитного газа или порошковой проволокой. После проведения сварочных и наплавочных работ балки и тележки поступают на механическую обработку.

При ремонте амортизаторов их разбирают и очищают; детали амортизатора (стакан, клин, нажимной клин и опорное кольцо) осматривают и обмеривают, имеющие трещины или изломы заменяют новыми. Местные задиры на стакане и нажимном клине зачищают. Комплект наружных пружин тележки подбирают с разницей по высоте в свободном состоянии не более 5 мм. Установленный амортизатор должен быть одинаковой высоты с наружной пружиной или выше ее не более чем на 4 мм. Допускается установка прокладки между амортизатором и основанием буксы, если амортизатор ниже наружной пружины.

Допустимые размеры тележек вагона-самосвала при выпуске их из ремонта представлены в таблице 2.9.