Редакция от 02.07.2013

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ, вступающих в силу с 1 января 2014 года. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 1 абзацами. См. текст новой редакции

экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия

объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1

статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним

требованиям промышленной безопасности;

эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо,

которое обладает специальными познаниями в области промышленной

безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными

нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в

проведении экспертизы промышленной безопасности.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца второго пункта 3 статьи 4

старая редакция новая редакция

деятельности в области деятельности в области

промышленной безопасности, в том промышленной безопасности, в том

числе работникам опасных числе работникам опасных

производственных объектов; производственных объектов,

экспертам в области промышленной

безопасности;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Статья 7 - изложена в новой редакции

см. текст

старая редакция новая редакция

В связи с большим объемом измененной структурной единицы в данном

обзоре ее текст не приводится.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 1 статьи 8

старая редакция новая редакция

1. Техническое перевооружение, 1. Техническое перевооружение,

капитальный ремонт, консервация и капитальный ремонт, консервация и

ликвидация опасного ликвидация опасного

производственного объекта производственного объекта

осуществляются на основании осуществляются на основании

документации, разработанной в документации, разработанной в

порядке, установленном настоящим порядке, установленном настоящим

Федеральным законом, с учетом Федеральным законом, с учетом

законодательства о законодательства о

градостроительной деятельности. градостроительной деятельности.

Если техническое перевооружение Если техническое перевооружение

опасного производственного опасного производственного

объекта осуществляется объекта осуществляется

одновременно с его одновременно с его

реконструкцией, документация на реконструкцией, документация на

техническое перевооружение такого техническое перевооружение такого

объекта входит в состав объекта входит в состав

соответствующей проектной соответствующей проектной

документации. Документация на документации. Документация на

консервацию и ликвидацию опасного консервацию и ликвидацию опасного

производственного объекта производственного объекта

подлежит экспертизе промышленной подлежит экспертизе промышленной

безопасности. Документация на безопасности. Документация на

техническое перевооружение техническое перевооружение

опасного производственного опасного производственного

объекта подлежит экспертизе объекта подлежит экспертизе

промышленной безопасности в промышленной безопасности в

случае, если указанная случае, если указанная

документация не входит в состав документация не входит в состав

проектной документации такого проектной документации такого

объекта, подлежащей экспертизе в объекта, подлежащей экспертизе в

соответствии с законодательством соответствии с законодательством

Российской Федерации о Российской Федерации о

градостроительной деятельности. градостроительной деятельности.

Не допускаются техническое Не допускаются техническое

перевооружение, консервация и перевооружение, консервация и

ликвидация опасного ликвидация опасного

производственного объекта без производственного объекта без

положительного заключения положительного заключения

экспертизы промышленной экспертизы промышленной

безопасности, утвержденного безопасности, которое в

федеральным органом установленном порядке внесено в

исполнительной власти в области реестр заключений экспертизы

промышленной безопасности или его промышленной безопасности, либо,

территориальным органом, либо, если документация на техническое

если документация на техническое перевооружение опасного

перевооружение опасного производственного объекта входит

производственного объекта входит в состав проектной документации

в состав проектной документации такого объекта, без

такого объекта, без положительного заключения

положительного заключения экспертизы проектной документации

экспертизы проектной документации такого объекта.

такого объекта.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение пункта 1 статьи 9 новым абзацем двенадцатым. См. текст

новой редакции

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать

ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего

Федерального закона;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого статьи 10

старая редакция новая редакция

В целях обеспечения готовности 1. В целях обеспечения

к действиям по локализации и готовности к действиям по

ликвидации последствий аварии локализации и ликвидации

организация, эксплуатирующая последствий аварии организация,

опасный производственный объект, эксплуатирующая опасный

обязана: производственный объект, обязана:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца третьего статьи 10

старая редакция новая редакция

заключать с профессиональными заключать с профессиональными

аварийно-спасательными службами аварийно-спасательными службами

или с профессиональными аварийно- или с профессиональными аварийно-

спасательными формированиями спасательными формированиями

договоры на обслуживание, а в договоры на обслуживание, а в

случаях, предусмотренных случаях, предусмотренных

законодательством Российской настоящим Федеральным законом,

Федерации, создавать собственные другими федеральными законами и

профессиональные аварийно- принимаемыми в соответствии с

спасательные службы или ними иными нормативными правовыми

профессиональные аварийно- актами Российской Федерации,

спасательные формирования, а создавать собственные

также нештатные аварийно- профессиональные аварийно-

спасательные формирования из спасательные службы или

числа работников; профессиональные аварийно-

спасательные формирования, а

также нештатные аварийно-

спасательные формирования из

числа работников;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 10 новым абзацем четвертым. См. текст новой редакции

создавать на опасных производственных объектах I и II классов

опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные

горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации

государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области

гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 10 пунктом 2. См. текст новой редакции

2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий

аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов

опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к

настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и

утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий

аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки

планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на

опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов

устанавливаются Правительством Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Наименование статьи 11 - изложено в новой редакции

старая редакция новая редакция

Статья 11. Производственный Статья 11. Требования к

контроль за соблюдением организации производственного

требований промышленной контроля за соблюдением

безопасности требований промышленной

безопасности и управления

промышленной безопасностью

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 11 пунктом 3. См. текст новой редакции

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I

или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной

безопасностью и обеспечивать их функционирование.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 11 пунктом 4. См. текст новой редакции

В связи с большим объемом введенной структурной единицы в данном

обзоре ее текст не приводится.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 11 пунктом 5. См. текст новой редакции

5. Требования к документационному обеспечению систем управления

промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской

Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 4 статьи 12

старая редакция новая редакция

4. Комиссия по техническому 4. Комиссия по техническому

расследованию причин аварии может расследованию причин аварии может

привлекать к расследованию привлекать к расследованию

экспертные организации и экспертные организации, экспертов

специалистов в области в области промышленной

промышленной безопасности, безопасности и специалистов в

изысканий, проектирования, области изысканий,

научно-исследовательских и проектирования, научно-

опытно-конструкторских работ, исследовательских и опытно-

изготовления оборудования и в конструкторских работ,

других областях. изготовления оборудования и в

других областях.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 5 статьи 12

старая редакция новая редакция

5. Организация, 5. Организация,

эксплуатирующая опасный эксплуатирующая опасный

производственный объект, и ее производственный объект, ее

работники обязаны представлять работники, организация,

комиссии по техническому проводившая экспертизу

расследованию причин аварии всю промышленной безопасности,

информацию, необходимую указанной обязаны представлять комиссии по

комиссии для осуществления своих техническому расследованию причин

полномочий. аварии всю информацию,

необходимую указанной комиссии

для осуществления своих

полномочий.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 6 статьи 12

старая редакция новая редакция

6. Результаты проведения 6. Результаты проведения

технического расследования причин технического расследования причин

аварии заносятся в акт, в котором аварии заносятся в акт, в котором

указываются причины и указываются причины и

обстоятельства аварии, размер обстоятельства аварии, размер

причиненного вреда, допущенные причиненного вреда, допущенные

нарушения требований промышленной нарушения требований промышленной

безопасности, работники, безопасности, лица, допустившие

допустившие эти нарушения, а эти нарушения, а также меры,

также меры, которые приняты для которые приняты для локализации и

локализации и ликвидации ликвидации последствий аварии, и

последствий аварии, и содержатся содержатся предложения по

предложения по предупреждению предупреждению подобных аварий.

подобных аварий.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 2 статьи 13 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

2. Экспертизу промышленной 2. Экспертизу промышленной

безопасности проводят безопасности проводит

организации, имеющие лицензию на организация, имеющая лицензию на

проведение указанной экспертизы, проведение указанной экспертизы,

за счет средств организации, за счет средств ее заказчика.

предполагающей эксплуатацию Организации, имеющей лицензию

опасного производственного на проведение экспертизы

объекта или эксплуатирующей его. промышленной безопасности,

запрещается проводить указанную

экспертизу в отношении опасного

производственного объекта,

принадлежащего на праве

собственности или ином законном

основании ей или лицам, входящим

с ней в одну группу лиц в

соответствии с антимонопольным

законодательством Российской

Федерации. Заключение экспертизы

промышленной безопасности,

подготовленное с нарушением

данного требования, не может быть

использовано в целях,

установленных настоящим

Федеральным законом.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 3 статьи 13 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

3. Результатом осуществления 3. Экспертиза промышленной

экспертизы промышленной безопасности проводится в

безопасности является заключение. порядке, установленном

федеральными нормами и правилами

в области промышленной

безопасности, на основании

принципов независимости,

объективности, всесторонности и

полноты исследований, проводимых

с использованием современных

достижений науки и техники.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 4 статьи 13 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

4. Заключение экспертизы 4. Результатом проведения

промышленной безопасности, экспертизы промышленной

представленное в федеральный безопасности является заключение,

орган исполнительной власти в которое подписывается

области промышленной руководителем организации,

безопасности, или в его проводившей экспертизу

территориальный орган, промышленной безопасности, и

рассматривается и утверждается экспертом или экспертами в

ими в установленном порядке. области промышленной

безопасности, участвовавшими в

проведении указанной экспертизы.

Требования к оформлению

заключения экспертизы

промышленной безопасности

устанавливаются федеральными

нормами и правилами в области

промышленной безопасности.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 5 статьи 13 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

5. Порядок осуществления 5. Заключение экспертизы

экспертизы промышленной промышленной безопасности

безопасности и требования к представляется ее заказчиком в

оформлению заключения экспертизы федеральный орган исполнительной

промышленной безопасности власти в области промышленной

устанавливаются федеральным безопасности или его

органом исполнительной власти в территориальный орган, которые

области промышленной вносят в реестр заключений

безопасности. экспертизы промышленной

безопасности это заключение в

течение пяти рабочих дней со дня

его поступления. Заключение

экспертизы промышленной

безопасности может быть

использовано в целях,

установленных настоящим

Федеральным законом,

исключительно с даты его внесения

в реестр заключений экспертизы

промышленной безопасности

федеральным органом

исполнительной власти в области

промышленной безопасности или его

территориальным органом.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 6 статьи 13 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

6. Экспертиза промышленной 6. В целях настоящего

безопасности может осуществляться Федерального закона под заведомо

одновременно с осуществлением ложным заключением экспертизы

других экспертиз в установленном промышленной безопасности

порядке. понимается заключение,

подготовленное без проведения

указанной экспертизы или после ее

проведения, но явно

противоречащее содержанию

материалов, предоставленных

эксперту или экспертам в области

промышленной безопасности и

рассмотренных в ходе проведения

экспертизы промышленной

безопасности, или фактическому

состоянию технических устройств,

применяемых на опасных

производственных объектах, зданий

и сооружений на опасных

производственных объектах,

являвшихся объектами экспертизы

промышленной безопасности.

Заключение экспертизы

промышленной безопасности,

признанное заведомо ложным,

подлежит исключению из реестра

заключений экспертизы

промышленной безопасности.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 13 пунктом 7. См. текст новой редакции

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности

осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области

промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 13 пунктом 8. См. текст новой редакции

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной

безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в

порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области

промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами

в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств

информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы

промышленной безопасности.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 13 пунктом 9. См. текст новой редакции

9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности

требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа

материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и

фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных

производственных объектах, зданий и сооружений на опасных

производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы

промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации,

проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области

промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной

безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы

промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в

заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу

промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в

ходе проведения указанной экспертизы.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 13 пунктом 10. См. текст новой редакции

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается

участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в

отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве

собственности или ином законном основании организации, в трудовых

отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной

безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может

быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого пункта 5 статьи 16

старая редакция новая редакция

5. Основанием для включения 5. Основанием для включения

плановой проверки в ежегодный плановой проверки в ежегодный

план проведения плановых проверок план проведения плановых проверок

является истечение одного года со является истечение периода,

дня: установленного пунктом 5.1

настоящей статьи, начиная со дня:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 16 пунктом 5.1. См. текст новой редакции

5.1. Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных

предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты,

осуществляется со следующей периодичностью:

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса

опасности не чаще чем один раз в течение одного года;

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности

не чаще чем один раз в течение трех лет.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 16 пунктом 5.2. См. текст новой редакции

5.2. В отношении опасных производственных объектов IV класса

опасности плановые проверки не проводятся.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 11 статьи 16 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

11. На отдельных опасных 11. На опасных

производственных объектах может производственных объектах I

быть установлен режим постоянного класса опасности устанавливается

государственного надзора в режим постоянного

соответствии с положениями государственного надзора в

Федерального закона от 26 декабря соответствии с положениями

2008 года N 294-ФЗ "О защите прав Федерального закона от 26 декабря

юридических лиц и индивидуальных 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав

предпринимателей при юридических лиц и индивидуальных

осуществлении государственного предпринимателей при

контроля (надзора) и осуществлении государственного

муниципального контроля". контроля (надзора) и

Режим постоянного муниципального контроля". Порядок

государственного надзора, осуществления постоянного

перечень эксплуатируемых опасных государственного надзора

производственных объектов, в устанавливается Правительством

отношении которых вводится такой Российской Федерации.

режим, и порядок его

осуществления устанавливаются

Правительством Российской

Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *