1. Предпосылки роста инвестиций и задачи по их стимулированию

1. Предпосылки роста инвестиций и задачи

по их стимулированию

Современная ситуация в инвестиционной сфере определяется намечающимся поворотом российской экономики к выходу из кризиса. Характерными проявлениями этого позитивного процесса являются сокращение дефицита бюджета и его безэмиссионное финансирование, сокращение спада и стабилизация производства на фоне устойчивого снижения инфляции, увеличение положительного сальдо внешней торговли, укрепление российского рубля и другие. В результате проведения экономической реформы гарантированы права собственности частных инвесторов, заработали ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок, развивается проектное финансирование.

В ближайшей перспективе главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения становится увеличение объема капитальных вложений. Они направляются на увеличение выпуска конкурентоспособной отечественной продукции и упрочение позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынке, а также на преодоление отсталости социальной сферы. Предпосылкой для увеличения инвестиций является рост накоплений.

Рост накоплений предстоит осуществлять с уровня, который в настоящее время более чем в два раза ниже уровня 1992 года. При этом необходимо учитывать, что в связи с утяжелением структуры производства в 1992 - 1994 годах эффективность капитальных вложений, рассчитанная по валовому внутреннему продукту, снизилась на 24 процента. В 1995 году отмечается низкий процент исполнения федерального бюджета по статьям, обеспечивающим финансирование государственных капитальных вложений. При возрастании роли собственных средств предприятия всех форм собственности направляют на инвестиции только около половины амортизационных отчислений. О направлении прибыли на инвестиционные цели можно судить по тому, что соответствующей льготой в налогообложении прибыли воспользовалось лишь каждое двенадцатое предприятие, а на верхнюю границу (50 процентов) необлагаемой налогом прибыли, направляемой на инвестирование, предприятия практически не выходят.

В условиях переходной экономики накопление национального капитала должно осуществляться при взаимодействии государственного и частного секторов народного хозяйства. Централизованные инвестиционные ресурсы будут использоваться для стимулирования частных отечественных и иностранных инвестиций, обеспечивая необходимое развитие социальной и производственной инфраструктуры.

Наряду с прямой финансовой поддержкой проектов, соответствующих ключевым "точкам роста" экономики, государство обеспечивает благоприятные условия для инвесторов посредством принятия и корректировки соответствующих законодательных и нормативных актов. Правила проектного финансирования предусматривают возможность избирательного отступления от общих положений и предоставления отдельным инвесторам некоторых льгот.

Признаком начавшегося оживления инвестиционной деятельности можно считать увеличение в первом полугодии 1995 г. доли долгосрочных кредитов с 4 до 12 процентов общего объема кредитов, предоставленных коммерческими банками, усиление активности крупного отечественного капитала в нефтегазовой промышленности, химии, металлургии, расширение жилищного строительства, оцениваемое согласно мировому опыту в качестве предвестника общего инвестиционного роста.

Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций призвано повысить объем капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования в 1996 году на 4 процента и в 1997 году - на 7 процентов.

Главным источником инвестиций в 1995 - 1997 годах становятся собственные средства предприятий государственного и частного секторов. Собственные средства предприятий составят 68 - 69 процентов общего объема капитальных вложений в 1997 году, что соответствует уровню развитых стран.

Важным источником финансирования экономики останутся средства федерального бюджета. В 1996 году объем государственных инвестиций составит 1,5 процента от прогнозируемого объема валового внутреннего продукта. Расчеты показывают, что для обеспечения перелома в экономической ситуации и проведения активной политики по выходу экономики из кризиса в 1996 году и последующие годы желательно повысить долю государственных инвестиций до 3 процентов от валового внутреннего продукта, из которых на развитие социальной сферы будет направлено около 60 - 70 процентов, а производственной сферы 30 - 40 процентов государственных инвестиций.

При отсутствии альтернативных источников финансирования государственные капитальные вложения должны быть направлены прежде всего на решение следующих социальных задач:

реализация программы "Жилище", в первую очередь программы строительства жилья для военнослужащих и лиц, уволенных в запас, выполнение которой за 1993 - 1995 годы ожидается на уровне 20 - 25 процентов. Для частичного восполнения отставания программы, допущенного за прошедшие годы, в 1996 году потребуется увеличить объем средств в 2,2 раза по сравнению с текущим годом;

осуществление мероприятий по реализации государственных программ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (15 регионов), ядерного выброса на производственном объединении "Маяк" и воздействия Семипалатинского полигона на окружающую среду (в 1993 году мероприятия выполнены на 14 процентов, 1994 году - 9,6 процента, 1995 году ожидаемое выполнение оценивается на уровне 8,4 процента, что усиливает и без того напряженную социально - экономическую ситуацию в радиоактивно загрязненных районах);

предотвращение затопления и подтопления городов, населенных пунктов и народно - хозяйственных объектов, а также проведение первоочередных мероприятий по защите от наводнений прибрежной полосы Каспийского моря, г. г. Владивостока, Находки, Спасска Дальнего, Уссурийска, пос. Покровки и других населенных пунктов Приморского края, осуществление водоохранных мероприятий в зоне разрушительного влияния Краснодарского водохранилища, выполнение программы оздоровления экологической обстановки в г. г. Братске и Нижнем Тагиле;

поддержка строительства важнейших объектов коммунального хозяйства, включая метростроение;

развитие фундаментальной науки в целях сохранения научно - технического и интеллектуального потенциала России.

Намечается увеличить средства на развитие уникальных объектов здравоохранения федеральной значимости и сохранение объектов культуры, отнесенных к национальному наследию народов России.

Без средств федерального бюджета невозможно своевременное развитие отраслей социального комплекса, а также жизненно важных отраслей производственной сферы, в которых в 1996 - 1997 годах намечается сохранить объемы капитальных вложений в части государственной поддержки таких инвестиционных программ, как безопасность атомных электростанций, энергетика Дальнего Востока и Восточной Сибири, развитие фармацевтической и медицинской промышленности, важнейшие направления развития транспорта и связи, агропромышленного и специального комплексов.

Для формирования рыночных инструментов выхода экономики из кризиса предусматриваются:

оказание государственной поддержки в объеме 0,5 процента валового внутреннего продукта частным инвесторам на конкурсной основе на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации");

возвратное финансирование конверсии оборонной промышленности.

Существенное развитие приобретают такие источники финансирования, как вторичная эмиссия ценных бумаг и кредиты коммерческих банков, удельный вес которых к 1997 году в общем объеме инвестиций составит около 3 процентов.

Дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов возникли с образованием в Российской Федерации финансово - промышленных групп. Объединение финансовых ресурсов участников финансово-промышленных групп существенно расширяет внутренние инвестиционные возможности финансово - промышленной группы в целом и при проведении единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики, эффективном управлении ресурсами позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.

Для повышения инвестиционной активности финансово - промышленных групп государство может в различных формах участвовать в реализации проектов. Объемы поддержки должны быть соизмеримы с величиной капитала финансово - промышленной группы, а при наличии солидарной ответственности участников группы - и с размером этой ответственности.

Развивающимся источником финансирования капитальных вложений являются средства населения, направляемые на индивидуальное жилищное строительство, доля которых в общем объеме инвестиций в 1997 году составит около 7 процентов.

Дальнейшее развитие получат иностранные инвестиции. Их доля в общем объеме капитальных вложений может возрасти с 3,3 процента в 1995 году до 5,2 процента в 1997 году.

За целевой норматив по привлечению иностранных инвестиций в Россию можно принять повышение их доли в общем объеме капитальных вложений до 10 процентов (в настоящее время 1,8 процента), что определяется состоянием мирового рынка капиталов и жесткой конкуренцией на нем.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в 1995 - 1997 годах будет способствовать решению следующих проблем социально - экономического развития:

освоение невостребованного научно - технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно - промышленного комплекса;

продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

содействие развитию производственной инфраструктуры.

В числе потенциально значимых источников привлечения инвестиций в российскую экономику - задолженность Российской Федерации других государств, составляющая 147 млрд. долларов США. В целях получения максимального эффекта от погашаемой задолженности определенная часть этих средств должна направляться на финансирование затрат, связанных с технологическим развитием экономики, реализацию ключевых проектов федеральных отраслевых и региональных инвестиционных программ.