II. Порядок и условия оплаты труда

1. Состав должностей работников подведомственных Роспатенту учреждений определяется по профессиональным квалификационным группам должностей, отнесенным Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации к следующим сферам:

профессиональные квалификационные группы должностей работников сферы научных исследований и разработок, утвержденные Приказом от 3 июля 2008 г. N 305н (зарегистрирован в Минюсте России 18 июля 2008 г. N 12001);

профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденные Приказом от 31 августа 2007 г. N 570 (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2007 г. N 10222);

профессиональные квалификационные группы должностей работников печатных средств массовой информации, утвержденные Приказом от 18 июля 2008 г. N 342н (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2008 г. N 12046);

профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденные Приказом от 29 мая 2008 г. N 247н (зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2008 г. N 11858);

профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утвержденные Приказом от 29 мая 2008 г. N 248н (зарегистрирован в Минюсте России 23 июня 2008 г. N 11861);

профессиональные квалификационные группы должностей работников военизированной сторожевой охраны, утвержденные Приказом от 21 мая 2008 г. N 235н (зарегистрирован в Минюсте России 6 июня 2008 г. N 11801);

профессиональные квалификационные группы должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденные Приказом от 27 мая 2008 г. N 242н (зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2008 г. N 11856).

Должности государственных экспертов по интеллектуальной собственности и руководителей экспертных отделов включаются в состав "Профессиональных квалификационных групп должностей научных работников и руководителей структурных подразделений" профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок.

2. Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности.

3. В тех случаях, когда возможно определение конкретного вида работы (его качественное и количественное описание), выполняемого работниками для реализации уставных целей учреждения без привязки к конкретной должности, возможно установление повышающих коэффициентов по перечню конкретных видов работ. При этом перечни видов работ должны первоначально быть распределены по соответствующим квалификационным уровням ПКГ.

4. Состав и названия должностей, включенные в соответствующую профессиональную квалификационную группу, являются обязательными при формировании штатного расписания учреждения, должны строго соответствовать уставным целям учреждения по направлениям деятельности.

5. Учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера без ограничения их максимальными размерами.

6. Минимальные размеры окладов (ставок) работников устанавливаются руководителем учреждения по соответствующим ПКГ с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации.

7. Дифференциация размеров окладов по должностям осуществляется с учетом сложности и важности выполняемых работ, определяемых учреждением на основе экспертной оценки. При группировке работ по сложности и важности рекомендуется учитывать требования к стандартам оказываемых государственных услуг и работ, объемы и показатели выполняемых работ, утверждаемые по учреждениям Роспатентом.

8. Руководитель учреждения на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, самостоятельно устанавливает размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по ПКГ для соответствующих квалификационных уровней.

9. Размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ рассчитываются на основе проведения дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание учреждений по квалификационным уровням ПКГ. Указанные должности должны соответствовать уставным целям учреждений.

10. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, путем умножения минимального размера оклада по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.

11. Размер оклада каждого работника устанавливается на основе требований к его профессиональной подготовке и квалификации, с учетом степени самостоятельности и ответственности при исполнении должностных обязанностей, стажа работы в системе Роспатента, других факторов, характеризующих качество его работы.

12. Решение об установлении повышенных окладов персонально в отношении конкретного работника или в целом по соответствующей профессиональной квалификационной группе принимается руководителем учреждения.

13. На основе оценки требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации государственных экспертов по интеллектуальной собственности, а также рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о порядке формирования окладов с учетом минимального оклада и его корректировки на повышающий коэффициент рекомендуется устанавливать государственным экспертам по интеллектуальной собственности следующие оклады:

государственный эксперт по интеллектуальной собственности, государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории - 13000 рублей;

государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории - 16000 рублей;

ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности - 18000 рублей;

главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности - 21000 рублей.

14. Оклад каждого работника отражает фиксированный размер оплаты труда за выполнение работником нормы труда за единицу времени. Нормы труда подразделяются в зависимости от профессионального состава работ, их однородности, других характеристик и устанавливаются учреждением самостоятельно. Работы, не поддающиеся нормированию, рекомендуется планировать на соответствующий календарный период.

Обязательное нормирование труда осуществляется по работам, выполняемым государственными экспертами по интеллектуальной собственности.

15. Решение по размерам окладов принимается руководителями учреждений с учетом обеспечения соответствующими финансовыми ресурсами.

Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований, направляются учреждениями на выплаты по окладам, выплаты компенсационного характера, а также могут направляться на выплаты стимулирующего характера. Ассигнования из федерального бюджета на выплаты стимулирующего характера могут направляться только после осуществления выплат по должностным окладам и выплат компенсационного характера. Пропорции использования средств федерального бюджета на выплаты до 1 января 2010 года определяются учреждениями самостоятельно.

16. С 1 января 2010 года на выплаты стимулирующего характера учреждением направляется не менее 30 процентов фонда оплаты труда.

17. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к сформированным окладам работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральным законодательством.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются по видам и в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. N 11081).

КонсультантПлюс: примечание.

В связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, N 426-ФЗ с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.

С целью уточнения наличия условий труда, отклоняющихся от нормальных, и оснований применения компенсационных выплат за работу в особых условиях руководителям учреждений рекомендуется принимать меры по проведению аттестации рабочих мест. Если по итогам аттестации рабочее место признано безопасным, то осуществление соответствующих выплат не производится.

Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера устанавливаются учреждениями в соответствии с трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

18. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются учреждениями в соответствии с перечнем и рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2008 г. N 11080). В перечень видов выплат стимулирующего характера включаются:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

Кроме премиальных выплат, другие выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться в виде надбавок или доплат к сформированным окладам.

Критерии, позволяющие оценить результативность и качество работы каждого работника или эффективность работ по каждой профессиональной квалификационной группе должностей, устанавливаются руководителями учреждений. Формирование критериев рекомендуется осуществлять с учетом уставных задач учреждений, планов и заданий, устанавливаемых Роспатентом, а также количественных и качественных показателей общественно значимых и измеримых результатов деятельности Роспатента, используемых при составлении проекта финансового плана на очередной плановый период.

При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждений;

участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.

При формировании перечня следует исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.

19. Размеры стимулирующих выплат рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ или в абсолютных размерах.

20. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников:

заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;

руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей, - по представлению заместителей руководителя;

остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения, - по представлению руководителей структурных подразделений.

21. Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.

Выплаты стимулирующего характера, установленные в процентном отношении, применяются к сформированному окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням.