2. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным

задачам социально-экономического развития

Российской Федерации

В целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства настоящая Концепция направлена на решение следующих вопросов:

роль и значение образования в сфере культуры и искусства в социально-политическом и духовно-нравственном развитии Российской Федерации;

система образования в сфере культуры и искусства, его структура, современное состояние и специфические особенности;

национальные культурные традиции, составляющие часть культурного наследия Российской Федерации;

законодательные инициативы, связанные с развитием образования в сфере культуры и искусства на 2008 - 2015 годы.

Развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач:

выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;

эстетическое воспитание подрастающего поколения;

воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества.

Высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Эффективность этой системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг сферы искусства, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств, а также востребованностью педагогов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом.

Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:

образовательные учреждения дополнительного образования детей - детские школы искусств (по видам искусств);

образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрированно реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;

средние специальные учебные заведения - художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, либо в ведении субъектов Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 702)

(см. текст в предыдущей редакции)

университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии художеств и органов местного самоуправления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 702)

(см. текст в предыдущей редакции)

К этому необходимо добавить, что образовательные программы разных уровней по направлению "культура и искусство" реализуются в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторах.

Подобная децентрализация управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства, а также отрыв их от отрасли приводят к снижению качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа - училище - вуз), которая по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в мире, работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие эти три звена, находятся в ведении органов управления культурой.

Настоящая Концепция определяет приоритеты развития образования в сфере культуры и искусства и меры по достижению стратегических целей, направленных на реализацию конституционных прав граждан в части обеспечения свободы творчества и участия в культурной жизни страны, продекларированных в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.

Целями настоящей Концепции являются:

обеспечение условий для эффективного развития и модернизации отечественной системы образования в сфере культуры и искусства в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства и стратегическими задачами социально-экономического развития России;

обеспечение устойчивого бескризисного развития образовательных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям развития высшего образования, в том числе в рамках Болонского процесса;

повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования;

создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи;

сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, в частности детских школ искусств (по видам искусств).

Для реализации целей настоящей Концепции требуется решение следующих задач:

нормативно-правовое обеспечение развития образования в сфере культуры и искусства путем внесения изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства;

решение вопросов оплаты труда преподавателей детских школ искусств (по видам искусств) в части установления единой нормы часов (18 часов в неделю) педагогической работы за ставку заработной платы и вопросов пенсионного обеспечения в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детских школ искусств (по видам искусств);

создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в детских школах искусств (по видам искусств), образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства;

создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств, работающих с одаренными детьми;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ;

научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства;

создание условий для развития международных контактов в области образования в сфере культуры и искусства;

развитие имущественных комплексов государственных (федеральных и субъектов Российской Федерации) и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства;

совершенствование подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства для всех уровней системы художественного образования;

повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях.